Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения для формирования познавательных действий на уроках.»
Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. Применяя их на разных этапах урока, можно значительно повысить вовлеченность, заинтересованность детей и эффективность обучения.
Тема урока: Афанасий Фет. « Это утро, радость эта…»
Цели урока:
-обогатить словарный запас учащихся;
-пробуждать у учащихся стремление рассуждать, размышлять ,анализировать;
-научить видеть красоту вокруг, в обычных пейзажах родной стороны;
-побуждать детей к осмыслению и выразительному чтению поэтических произведений.
Ход урока.
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию ,подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
К. Паустовский.
1.Организационный момент.
Метод «Улыбнёмся друг другу».Потянуться, посмотреть в окно, потянуться навстречу солнышку, чтобы оно улыбнулось вместе с нами, а дети улыбнулись друг другу и учителю. Метод «Добро в ладошках» .Учащиеся соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.
2.Постановка цели. Актуализация знаний.
(Лирическая миниатюра В.Солоухина.)
«Здравствуйте, -поклонившись, мы друг другу сказали. Что особенного мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте» больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
( рассуждения детей)
-Сегодня на уроке к чему мы можем обратиться со словом «здравствуйте»?
-Здравствуй урок!
-Здравствуй. Русский язык!
-Здравствуй, слово!
-Здравствуй, автор!
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений.
“Мозговой штурм”
Перед детьми опорные слова: «свет», «радость», « тепло» , «пробуждение». Нужно отгадать тему урока, предположить, о чем может быть произведение.
Дети приходят к пониманию, что тема урока-приход весны. А описывать можно те изменения, которые она приносит в природу. ( Антиципация)
Ответы детей:
-капель
-нежные листочки
-первые цветы
-солнечный свет и тепло
-пение птиц
-прилёт птиц из тёплых краёв
-свежая трава
-голубое весеннее небо
Учитель.
-Этой красоте ,вечной ,прекрасной посвящали свои произведения не только художники и музыканты , но и поэты.
При повторном чтении стихотворения дети рисуют, перенося на бумагу образы, возникающие при чтении. На основе обобщённого восприятия, дети могут увидеть и почувствовать красоту и радостное ощущение свежего весеннего утра. Поскольку это описание, то кадр будет один ( в случае с повествованием получается «мультфильм», показывающий последовательность событий).
Метод думательных шляп.
Белая - дети приводят факты : жанр, тема, имя автора, тип поэтического текста. Лирический герой видит ивы, березы, горы, долы, вереницы птиц; слышит птичьи трели и крики .
Красная - дети описывают эмоции, возникающие у них ( радость, ощущение праздника, восторг)
Чёрная- можно побыть пессимистом. Негатив находят в окончательном прощании с зимой.
Желтая- шляпа оптимиста. Дети перечисляют всю «выгоду» от наступления весны ( возвращение птиц, пробуждение растений, свет и тепло, красота весеннего пейзажа).
Зеленая – шляпа креатива. Дети предлагают утроить конкурс чтецов этого стихотворения, договориваются сделать это в виде КТД по командам (постоянные группы в классном коллективе), подобрав музыкальный фон, самостоятельно распределив слова. Выступление- на следующем уроке литературного чтения.
Синяя-«надевает» учитель. Это философская сторона обсуждения. обобщаем всё изложенное, подводим итог.
Метод «Ульи».
Применяется для наиболее точного , полного и глубокого исследования стихотворения. В группах –«ульях» дети находят новое, необычное, уникальное для этого стихотворения. Таким открытием становится применение автором повтора («это», «этот», «эта», «эти») в каждой из 18 строчек стихотворения. Дети заметили, что другими приёмами А.Фет не пользуется, но многократный повтор позволяет достичь максимальной яркости, эмоциональности и выразительности. Ещё одно открытие- необычная рифма. Ритм стихотворения создается чередованием двух строчек парной рифмы, с более спокойной третьей строчкой, которая не рифмуется с ними , но будет рифмоваться с такой же спокойной по интонации строчкой еще через две эмоциональные строчки с парной рифмой.
4.На этапе завершения урока используем методы - "Незаконченное предложение"