Просмотр содержимого документа
«А за весной приходит лето.»
Тема: «А за весной приходит лето.»
Цели: формировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времен года.
Задачи:
Образовательные задачи урока:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.
2. Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.
3. Учить выделять характерные признаки времён года.
Развивающие задачи урока:
1. Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие способности.
2. Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
3. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Воспитательные задачи урока:
Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года
Планируемые достижения учащихся: обучающиеся усвоят в какой последовательности сменяются времена года, месяцы;
научатся узнавать время года по характерным признакам.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся анализировать схему «годичный цикл» и месяцев; соотносить время года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; получат возможность научиться находить несоответствие природных явлений на иллюстрациях учебника; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре и группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные:
общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зависимости природных явлений от смены времен года;
логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, видеосюжетов и т. д.).
Регулятивные:ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу;оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные:осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Оборудование и средства обучения:
Окружающий мир. 1 класс. Уч. 2 часть. А. А.Плешаков. М. Просвещение. 2014г.
Окружающий мир. 1 класс: Р.Т. № 2. А.А. Плешаков. М.«Просвещение»2015г
Мультимедийный проектор, нетбук.
Методы обучения:
- Словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.
Формы обучения:
- фронтальная работа;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
ХОД УРОКА
1.Организационный момент:
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.
Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока
Наш девиз «Не говори, не умею, а говори, научусь»
2.Мотивационный момент.
- Ребята, мы с вами пришли на урок окружающий мир. Для чего?
- Молодцы!
-Где нам могут пригодится сегодня полученные знания?
- Я хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.
3.Введение в тему урока, постановка учебной задачи. Самоопределение к деятельности
- Ребята, посмотрите пожалуйста на экран. Давайте вспомним название сказки. (12 месяцев) . Внимание на экран.
ПРОСМОТР ВИДЕО
- Почему девочка не могла выполнить поручение мачехи? (проблемный вопрос) (ответы детей)
(потому что у каждого времени года свое время, каждый месяц идет по порядку)
- Могут ли времена года нарушить свой порядок?
- Из каких времён года состоит год?
- Какое сейчас время года?
- Назовите месяц, который идёт сейчас.
- Какой он по счёту в календаре?
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Какое ваше самое любимое время года? Почему? (Лето….)
-А когда наступит лето? Почему происходит смена времен года?
- Какие задачи поставим перед собой. Ответы детей:
- вспомним времена года, их последовательности;
-закрепим название месяцев;
-выясним почему происходит смена времён года.
4. Изучение новой темы (Решение учебной задачи)
1) Работа над проектом. Работа в группах:
- Ребята, предлагаю вам отгадать загадки и определить название времени года, над которым вы будете работать. ( Карточку с названием времени года учитель отдает группе, которая отгадала)
Загадка для 1 группы:
- Дни становятся длиннее,
Тает снег, ручьи звенят-заливаются.
Из заморских стран далёких
Птицы к нам
Летят-возвращаются. (Весна)
- Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть. (Лето)
- Укрыла землю пуховым одеялом,
Сковала реки крепким льдом,
Узоры на окне нарисовала
Искристым белым серебром. (Зима)
- Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг. (Осень)
- Итак, у каждой группы свое название времени года. Возьмите пожалуйста, конверт № 1. Вам нужно среди карточек выбрать только те, которые относятся к вашему времени года и вклеить на рабочее поле. На выполнение задания вам дается 1 мин. времени. (учащиеся работают в группе)
- Давайте, разберем работы. Какие картинки вы выбрали для своего пейзажа? Почему? (ответы детей)
- Какое сейчас время года?
- Назовите зимние месяцы, раздаю им карточки с названиями месяцев (учащиеся называют месяцы, вклеивают на рабочем поле)
- Какое время года наступает за зимой?
- Назовите весенние месяцы.
-Какое время года наступает за весной?
-Назовите летние месяцы.
-Какое время года наступает за летом?
- Назовите осенние месяцы.
- А теперь, ребята, давайте объединим наши работы. Посмотрите, что у нас получилось?
- Мы с вами составили и установили годичный цикл. Природные часы.
- Посмотрите внимательно на наши природные часы и ответьте, куда должна быть направлена стрелочка, на какой месяц?
5. Динамическая пауза. Первичное закрепление.
- Ребята, давайте продолжим работу. Возьмите конверт №2, возьмите по 1 карточки на каждого ученика. Вам предстоит по карточке определить в какое время года проходит событие, и пройти к соответствующему углу. В каждом углу таблички - подсказки о том, где вы должны быть ( ученики по названию праздника должны определить какое это время года)
- Почему вы выбрали именно этот угол? А какие еще проводятся праздники в это время года?
6 .Продолжение работы по теме урока
- выполнение задания на запоминание и закрепление знаний названий месяцев.
- Ребята, сейчас мы с вами поможем братьям месяцам найти свои места на нашем замечательном Сказочном календаре. Приготовьте пожалуйста календари и конверт №3. В конверте вы увидите карточки с изображением Братьев- месяцев. Приклейте карточки на нужной странице. На выполнение задания вам дается 3 минуты времени.
- А теперь, давайте еще раз повторим и постараемся запомнить названия месяцев по порядку. Я буду читать стихотворение, а вы хором произносить недостающее название месяца.
По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь! Догонял его февраль - потерял из вьюги шаль. Прибежал на смену март, зазвенел: "Весна, на старт!" По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель. Шелестел листвою май: "Куртку тёплую снимай!" Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь! А в июле, а в июле мы на море отдохнули! Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел. В золотистом сентябре мы забыли о жаре! Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём! Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил. Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год.
-С какого месяца начинается год? (С января)
- Рассмотрите внимательно календарь. Что вы заметили, ребята? Обратите внимание на количество дней в каждом месяце. Одинаковое ли количество?
- Правильно, нет. В некоторых месяцах 30, а в некоторых 31 день. Люди очень часто путают количество и не всегда могут запомнить сколько дней в месяце, когда что-то планируют. Я вам предлагаю один простой способ запоминания – запомнить по кулачку. Горка – 31 день, ямка – 30 дней.
7. Рефлексия.
Индивидуальная работа в карточках, взаимопроверка в парах.
- Возьмите конверт №4, достаньте карточки, внимательно прочитайте 4 предложения – утверждения. В предложении пропущено слово, вам нужно выбрать правильный вариант ответа и разукрасить рамку зеленым цветом. На выполнение задания вам дается …мин.
- А теперь, поменяйтесь работами с соседом по парте, давайте проверим работы. Если все верно, рисуем зеленый смайл, если 1-2 ошибка желтый смайл, если больше ошибок красный смайл.