Экскурсия в природу
Тема: Весна в живой и неживой природе.
Цели: 1. Обучающая: продолжить формировать представления о живой и неживой природе весной, продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи между неживой и живой природой. Изучить весенние изменения в природе, дать сравнительную характеристику деревьев, кустарников, травянистых растений; познакомить с трудом людей весной.
2. Развивающая: развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать.
3. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение и любовь к природе, растениям и животным.
Ход экскурсии:
- Сообщение темы и целей экскурсии.
- Сегодня, детки, у нас необыкновенный урок, а урок-экскурсия. Тема: Весна в живой и неживой природе. Сегодня мы должны изучить весенние изменения в природе, дать сравнительную характеристику деревьев, кустарников и травянистых растений; животных.
1. Фенологические наблюдения.
- Давайте определим, какое сегодня состояние неба?
Были сегодня осадки? Если были, то, какие?
- Идя по дороге в школу, кто из вас обратил внимание на то, был ли сегодня ветер?
- Выходя из дому, вы посмотрели на термометр? Какая сегодня температура?
2. Правила поведения в природе.
- Какие правила поведения в природе вы знаете?
-Правильно. Выходя на природу нельзя кричать, баловаться, оставлять после себя мусор, разводить костер без разрешения взрослых.
II. Вводная беседа.
- Послушайте стихотворение А.Плещеева «Уж тает снег…»
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
- О каком времени года рассказывается в стихотворении?
-Назовите изменения, которые произошли в живой природе?
- А какие изменения в живой и неживой природе вы наблюдали весной?
- С приходом весны, меняется ли наша одежда? Почему?
- Что делают люди весной на огородах?
- Что делают люди весной в полях?
- Какие работы та наблюдал весной в городе? Селе?
1. Ознакомление учащихся с характерными признаками весны в неживой природе.
- Отгадайте загадки.
1. Крашеное коромысло, через реку повисло. (Радуга).
2. Кто-то утром неспеша надувает красный шар. А как выпустит из рук, - станет вдруг светло вокруг. (Солнце).
3. Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча).
- О какой природе в этих загадках идет речь?
- Какое сейчас время года?
- Какие месяцы весны вы знаете?
- Какой сегодня воздух?
- Какого цвета небо весной, а какого – осенью?
- Как изменилась погода с приходом весны?
- Влияют ли изменения в неживой природе на живую? Почему?
2. Ознакомление учащихся с характерными признаками весны в живой природе.
- Отгадайте загадки.
1. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина).
2. В шубе летом, зимой раздетый. (Лес).
3. Весной веселит, летом – холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево).
4. Снится ночью пауку
Чудо в перьях на суку.
А кого паук боится?
Догадались? Это …. (Птица).
5. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник).
6. Зелен-зелен-зелена
Раскраснелася весна.
И летит кругом молва:
-На лугу растет …. (Трава).
- О какой природе идет речь в этих загадках?
- А кто знает, какие изменения произошли в живой природе?
- Давайте послушаем, что подготовили для нас Аня и Витя.
(Аня рассказывает стихотворение про тюльпаны, а Витя – легенду о тюльпане).
Тюльпан
Не радужное марево туманов,
Не золотые выплески зари,-
Колышется симфония тюльпанов
Возвышенной мелодией земли.
Они переполняют счастьем душу,
Рассудок заставляют ликовать,
А потому их надо сердцем слушать,
Восторженной душой воспринимать.
ЛЕГЕНДА О ТЮЛЬПАНЕ.
Из глубокой древности пришла к нам легенда о тюльпане. В золотистом бутоне тюльпана было заключено счастье. Никто не мог открыть этот бутон и добыть счастье. Однажды на лугу шла женщина с ребенком. Ребенок увидев прекрасный цветок, весело рассмеялся, дотронулся до тюльпана и цветок раскрылся. И до наших дней люди, увидев раскрывшийся тюльпан, испытывают радость и улыбаются.
В 1554 году цветок был завезен в Европу (в Вену) , а затем быстро завоевал одно государство за другим. За совсем маленькую луковицу давали карету и пару лошадей, а за новые сорта можно было купить дома и даже целые имения.
-Какие первоцветы вы знаете?
- А кто знает еще какие-нибудь легенды или рассказы о растениях?
(Если знают, то дети рассказывают).
- Самостоятельная работа в группах.
(Дети объединены в 3 группы и каждой группе дается задание).
Группа 1.
Задание 1. Необходимо описать березу. Ее цвет, размер, внешний вид, какой у нее запах, какая она на прикосновение и имеет ли она плоды.
Задание 2. Какие птицы прилетают весной с юга?
Группа 2.
Задание 1. Необходимо описать шиповник. Его цвет, размер, внешний вид, какой у него запах, какой он на прикосновение и имеет ли он плоды.
Задание 2. Какие травянистые растения первыми расцветают весной?
Группа 3.
Задание 1. Необходимо описать одуванчик. Его цвет, размер, внешний вид, какой у него запах, какой он на прикосновение и имеет ли он плоды.
Задание 2. Какие животные просыпаются после зимней спячки?
Обсуждение полученных результатов работы в группах.
- Знакомство с деревьями. Фронтальный опрос.
- Какие деревья вы знаете?
- Какие деревья зацветают до появления листьев?
- До появления листьев зацветают верба, ольха, осина и все фруктовые деревья.
- Рассмотрите дерево вблизи. (Подходят к дереву).
- Посмотрите, какой у него ствол? Какой формы листья? Какой у него размер? Внешний вид? Запах? Имеет ли он плоды?
V. Обобщающая беседа.
- За какими деревьями мы сегодня наблюдали?
- По каким признакам можно распознать лиственные деревья?
- Какие деревья зацветают до появления листьев?
VI. Игра
-Дети, давайте с вами поиграем в игру. Я буду показывать вам картинки, если вы на них увидите растение – хлопайте в ладоши, а если животное – топайте ногами. Итак, начнем.
(Учитель демонстрирует картинки).
VII. Знакомство с кустарниками.
- Какие кустарники вы знаете?
- Давайте посмотрим на куст шиповника и куст сирени. Чем они отличаются? (формой листьев, цветами, у шиповника есть плоды).
- Молодцы. А что у них общего? (от земли растет несколько древовидных стеблей).
-Молодцы. Правильно.
VIII. Обобщающая беседа.
_За какими кустарниками мы сегодня наблюдали?
- По каким признакам можно узнать кустарник?
- Нужно ли любить и защищать растения? Почему?
IX. Знакомство с животными.
Отгадайте загадки.
- Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь).
- Камочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц).
- Ползун ползет. Иголки везет. (Ёжик).
- Быстрый маленький зверек. По деревьям прыг-скок. (Белка).
- О ком шла речь в этих загадках?
- Какие птицы прилетают с юга? Как они называются? (перелетные).
- Какие птицы зимовали рядом с нами? А как они называются? (Зимующие).
- С наступлением весны, с появлением растений и насекомых в сады и леса переселяются птицы, которые зимовали рядом с нами. Из теплых краев возвращаются скворцы, кукушки, ласточки. Птицы строят гнезда, откладывают в них яйца и выводят птенцов. Потревоженные птицы, испугавшись, могут бросить свое гнездо. И тогда птенцы погибнут. Не разрушай птичьих гнезд! Охраняй птиц! Делай для них скворечники!
- Какие животные просыпаются после зимней спячки?
- Правильно. С наступлением весны просыпаются от зимней спячки медведи, барсуки, ежи. Меняется цвет шерсти у зайцев и у белок. Густая, пушистая шерсть у зверей весной редеет. В конце зимы и начале весны у зверей рождаются детеныши. Взрослые звери охраняют их, учат добывать корм.
Из всего рассказанного можно сделать вывод: ВЕСНОЙ ВСЯ ПРИРОДА ПРОСЫПАЕТСЯ И РАЗМНОЖАЕТСЯ.
- Нужно ли беречь и охранять животных? Почему?
X. Обобщающая беседа.
- С каким временем года мы с вами сегодня познакомились?
- Какие изменения весной произошли в живой природе? В неживой природе?
- Изменился ли вид работ людей в поле, огороде; городе, селе весной? Почему?
- Чем отличаются друг от друга травы, кустарники, деревья? Что общего между ними?
- Какие птицы прилетают с юга?
- Почему нельзя разрушать птичьи гнезда? К каким последствиям это может привести?
- Какие животные просыпаются после зимней спячки:
XI. Подведение итогов.
- Понравилась ли вам сегодня экскурсия? Почему?
- Молодцы. Вы сегодня очень хорошо поработали.
- Вам дома надо будет нарисовать растения или животных с которыми мы сегодня познакомились?