« Зимнее утро».
МКОУ СОШ № 17 р.п. Юрты
р.п. Юрты
- формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения);
-воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.
познакомятся с пейзажной лирикой А. С. Пушкина, с картинами русских художников, на полотнах которых с помощью красок изображена красота зимней природы; освоят художественный прием противопоставления.
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия |
I. | Организационный момент | Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. | Приветствие. Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности к уроку. | Регулятивные: самоопределение готовности к учебной деятельности. |
II. | Мотивация к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся на открытие нового знания | Сегодня нам предстоит встреча с удивительным миром – миром поэзии. Речевая разминка. На слайде 2 напечатана загадка. Прочитайте её и отгадайте. Я с морозами дружу, Землю заметаю. Прилетаю и кружу, Песню завываю. Ветерок - мой младший брат- Мне всегда бывает рад. У этой загадки может быть несколько отгадок ( метель, пурга, вьюга, буран) К какому времени года они относятся? Какие ассоциации вызывает у вас слово зима. |
Читают загадку и разгадывают её.
Записывают в тетрадях ассоциации со словом зима. Обмениваются тетрадями. Зачитывают вслух. | Регулятивные : развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: самоопределение. Познавательные: восприятие поставленной задачи |
III. | Актуализация пробного учебного действия. Цель: подготовка мышления учащихся в осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности | Я предлагаю вам прикоснуться к чуду Поэзии! Зимняя природа побуждает людей творить. Конечно, не все зимние дни одинаковые. А какие дни бывают зимой? Посмотрите вот на эти репродукции. - Какой день изображен на первой картине? Слайд 3 -Какое настроение навевает на вас вторая картина? Слайд 4. Какие чувства испытывал художник, когда создавал эту картину? Почему? - Как художники, изображая одно и то же время года, смогли передать разное состояние души, разное настроение? -Но не только художники пишут картины о зиме, композиторы пишут музыку и посвящают её природе. Послушайте музыку А.Вивальди «Времена года. Зима» Слайд 5 - Какие звуки зимы вы услышали в этом произведении? Кто может определить тему нашего урока? Какие цели мы поставим на предстоящий урок? Слайд 6 | Слушают, рассматривают картины, сравнивают картины природы, отвечают на вопросы, выясняют совпадение и несовпадение. Участвуют в организованной учителем совместной деятельности по актуализации знаний.
Делают выводы. Говорят, чем будем заниматься на уроке. Формулируют тему урока, ставят цели. | Регулятивные: умение высказывать своё предположение. Личностные: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению
Регулятивные: целеполагание |
IV. | Работа по теме урока | -Итак, изображать зимнюю природу можно по-разному. Художник это делает с помощью красок, композитор – с помощью звуков, а поэты «рисуют» картину зимы словами. И сегодня на уроке мы продолжим знакомство с лирикой поэта А. С. Пушкина. Слайд 7 Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в семье друзей. Слайд 8 -Чтение стихотворения учителем. -Каким настроением проникнуто стихотворение? -Какие картины, вы хотели бы нарисовать и какие чувства, передать? | Ученики делают выводы о настроении поэта, рассказывают о своих чувствах, первых ассоциациях.
Слушают выразительное чтение стихотворения учителем и отвечают на поставленные вопросы. | Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные : умение находить ответ на вопрос. Регулятивные : умение высказывать своё мнение. |
| 1.Словарная работа | Нег - блаженство. Слайд 9,10 Аврора - утренняя звезда. Вечор - (устар.)- вчера вечером. Нынче - сегодня. Мгла - непрозрачный воздух от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек. Озарить - ярко осветить. Кобылка - лошадь. Бурый - серовато-коричневый или серо-рыжий. Предаться - целиком подчиниться, отдать себя во власть кому-нибудь или чему-нибудь. Янтарный - прозрачно-жёлтый. |
Объясняют значение слов
| Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следственных связей, умозаключений.
|
VI. | Физкультминутка для глаз | Посмотрите за движением снежинки (экран) Слайд 11 | | |
VII. | Этап первичного закрепления. Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение. | -Давайте ещё раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра. Попробуем изобразить эти чувства и настроение на листочках. У вас листочек разделен на 4 квадрата, после чтения каждой строфы закрасьте квадрат той краской, какое чувство и настроение у вас возникло. Чтение первой строфы. -Какое настроение выражено? -Какие слова и выражения подтверждают настроение? - Какие чувства? -Почему Пушкин говорит «вьюга злилась»? -Какой художественный приём использует автор в этой строфе. Чтение второй строфы. -Давайте понаблюдаем как рождается радость. -Какие слова и выражения передают настроение радости, бодрости, веселья? -Да, действительно поэт просыпается от ярких лучей солнца, которые заменили комнату «янтарным блеском», светятся «золотые» стены, сердце наполняется восторгом, возникает желание увидеть, что же там за окном? -Что видит поэт? Какие краски он использует, чтобы описать это утро? | Анализируют и оценивают собственную деятельность на урок. Вслух читают по строфам, отвечают на вопросы, отражают смену настроения поэта по каждой строфе произведения цветными карандашами на листочках.
| Познавательные: обще-учебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция. Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
|
VIII. | Физкультминутка | Как интересно нам зимой! (руки вверху над головой, хлопки). -На санках едем мы гурьбой, (приседания). -Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков) -Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут») - Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)Зимой веселые деньки! (руки вверху над головой, хлопки). | Произносят текст стихотворения и одновременно выполняют сопровождающие движения. |
|
IX. | Самостоятельная работа самопроверкой по эталону. Цель: использование способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | Работа в группах Чтение третьей строфы.(1 группа) Дети читают её самостоятельно. -Какой вы себе представили комнату? Яркое солнце не только преобразило всё в природе, но и в комнате, здесь стало по-особенному уютно и радостно. Поэтому, кажется, что трещат дрова в печке. Для этого поэт находит такие слова, сочетание звуков, что мы действительно слышим, что «весёлым треском трещит затопленная печь». Поэт не может долго находиться в комнате, у него появляется мысль: пригласить в путь своего «милого друга». В речь входит простая разговорная лексика: «запрячь», «кобылка», «санки». Вот эти слова, фразы переносят нас в русскую деревню, занесённую глубоким снегом. Чтение четвертой строфы.(2 группа) -Опишите словами картины к этой строфе. Герой размышляет, мечтает о том, что ждёт их в пути, приятно вырваться на простор, у них весёлое, озорное настроение, настроение приятной, светлой мечты. -Какое художественное средство делает эти картины зимнего утра особенно выразительно яркими. -Что такое эпитеты? -Значит, сколько картин поэт нарисовал в этом стихотворении? -Как меняется настроение в этом стихотворении? Резкая смена настроения или картин в произведении, замена на противоположности называется ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕМ -Давайте сравним настроение двух частей. |
Правильность выполнения заданий проверяется.
Сравнивают настроение двух частей.
Делают вывод, что настроение на протяжении всего стихотворения меняется: то печальное, то радостное. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: самооценка. Личностные: внутренняя позиция школьника Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
X. | Закрепление. Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного. | Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения. -Найдите слова, наиболее важные в смысловом отношении и подчеркните их карандашом. -Как вы прочитаете эти слова? Многие тексты стихотворений великих поэтов положены на музыку. Это называется романс. Сейчас мы прослушаем наше стихотворение в музыкальном исполнении. | Работа над выразительностью чтения (паузы, логические ударения, темп чтения), выборочное чтение.
Слушают романс и делают выводы, что объединяет произведения искусства: и музыку, и картины, и стихотворение. | Регулятивные: осознанно используют полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища.
Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следствий. |
XI. | Итог урока. Цель: учить анализировать собственную деятельность на уроке | Как вы думаете, что объединяет произведения искусства: и музыку, и картины, и стихотворение? - Так что же помогло художникам, когда они писали картины и поэту, когда он писал стихотворение? | Печаль -Радость Грусть, слезы, улыбка, счастье. | Коммуникативные: выражение своих мыслей |
XII. | Рефлексия. Цель: оценивать своё эмоциональное состояние | На партах у вас лежат снежинки. -Кому понравился урок и он получил массу эмоций, хорошее настроение ,тот свою снежинку прикрепит на доску в правый нижний угол. - Оценивает работу учащихся на уроке. | Прикрепляют снежинку в правый нижний угол доски и смотрят ,что у них получился сугроб. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебном действии |
XIII.
| Домашнее задание. | - Кому из вас захотелось выучить это стихотворение? - А кому захотелось изобразить на листе? - А кто бы хотел высказать свои мысли в сочинении? Пусть каждый из вас выберет то задание, которое ему ближе. Слайд 13 | Записывают домашнее задание.
|
|