kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.С. Пушкин "Зимнее утро"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин "Зимнее утро"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17







Конкурс « Его Величество Урок»

Литературное чтение



Тема : Александр Сергеевич Пушкин

« Зимнее утро».

2 – а класс

УМК « Школа России»







Разработала

Зезюлина Надежда Анатольевна

учитель начальных классов

МКОУ СОШ № 17 р.п. Юрты









р.п. Юрты

ноябрь, 2016 год

Технологическая карта урока

Класс: 3-а

Тема урока: «А. С. Пушкин «Зимнее утро»».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока:  познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина « Зимнее утро»;

- формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения);

-развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом;

-воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.

Планируемые результаты образования:

Предметные: узнают, что прелесть зимнего пейзажа можно передать и с помощью звуков;

познакомятся с пейзажной лирикой А. С. Пушкина, с картинами русских художников, на полотнах которых с помощью красок изображена красота зимней природы; освоят художественный прием противопоставления.

Метапредметные (УУД)

Личностные: учебно-познавательный интерес; смыслообразование; внутренняя позиция школьника.

Коммуникативные: умение работать в группе, находить общее решение; умение аргументировать своё мнение; доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: умение на основе принятых правил вносить необходимые коррективы в действия; умение определять цель деятельности на уроке; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение на основе анализа объектов делать выводы.

Межпредметные связи: изобразительное искусство (раздел «Живопись), музыка.

Методы обучения: словесный, практический; частично - поисковый: аналитический, сравнительный

Материальные ресурсы: мультимедийный проектор; аудиозапись А.Вивальди «Времена года. Зима»; учебник « Литературное чтение».






Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

I.

Организационный момент

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.

Проверка готовности к уроку.

Регулятивные: самоопределение готовности к учебной деятельности.

II.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся на открытие нового знания

Сегодня нам предстоит встреча с удивительным миром – миром поэзии.

Речевая разминка.

На слайде 2 напечатана загадка. Прочитайте её и отгадайте.

Я с морозами дружу,

Землю заметаю.

Прилетаю и кружу,

Песню завываю.

Ветерок - мой младший брат-

Мне всегда бывает рад.


У этой загадки может быть несколько отгадок

( метель, пурга, вьюга, буран)

К какому времени года они относятся? Какие ассоциации вызывает у вас слово зима.









Читают загадку и разгадывают её.







Записывают в тетрадях ассоциации со словом зима.

Обмениваются тетрадями. Зачитывают вслух.

Регулятивные : развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: самоопределение.

Познавательные: восприятие поставленной задачи

III.

Актуализация пробного учебного действия.

Цель: подготовка мышления учащихся в осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности


Я предлагаю вам прикоснуться к чуду Поэзии! Зимняя природа побуждает людей творить. Конечно, не все зимние дни одинаковые.

А какие дни бывают зимой? Посмотрите вот на эти репродукции.

- Какой день изображен на первой картине? Слайд 3

-Какое настроение навевает на вас вторая картина? Слайд 4.

Какие чувства испытывал художник, когда создавал эту картину? Почему?

- Как художники, изображая одно и то же время года, смогли передать разное состояние души, разное настроение?

-Но не только художники пишут картины о зиме, композиторы пишут музыку и посвящают её природе. Послушайте музыку А.Вивальди «Времена года. Зима» Слайд 5

- Какие звуки зимы вы услышали в этом произведении?

Кто может определить тему нашего урока? Какие цели мы поставим на предстоящий урок? Слайд 6

Слушают, рассматривают картины, сравнивают картины природы, отвечают на вопросы, выясняют совпадение и несовпадение. Участвуют в организованной учителем совместной деятельности по актуализации знаний.

















Делают выводы. Говорят, чем будем заниматься на уроке. Формулируют тему урока, ставят цели.

Регулятивные: умение высказывать своё предположение.

Личностные: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению



















Регулятивные: целеполагание

IV.

Работа по теме урока


-Итак, изображать зимнюю природу можно по-разному. Художник это делает с помощью красок, композитор – с помощью звуков, а поэты «рисуют» картину зимы словами.

И сегодня на уроке мы продолжим знакомство с лирикой поэта А. С. Пушкина. Слайд 7

Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в семье друзей. Слайд 8

-Чтение стихотворения учителем.

-Каким настроением проникнуто стихотворение?

-Какие картины, вы хотели бы нарисовать и какие чувства, передать?

Ученики делают выводы о настроении поэта, рассказывают о своих чувствах, первых ассоциациях.









Слушают выразительное чтение стихотворения учителем и отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные : умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные : умение высказывать своё мнение.



1.Словарная работа

Нег - блаженство. Слайд 9,10

Аврора - утренняя звезда.

Вечор - (устар.)- вчера вечером.

Нынче - сегодня.

Мгла - непрозрачный воздух от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек.

Озарить - ярко осветить.

Кобылка - лошадь.

Бурый - серовато-коричневый или серо-рыжий.

Предаться - целиком подчиниться, отдать себя во власть кому-нибудь или чему-нибудь.

Янтарный - прозрачно-жёлтый.



Объясняют значение слов


















Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следственных связей, умозаключений.










VI.

Физкультминутка для глаз

Посмотрите за движением снежинки (экран)

Слайд 11



VII.

Этап первичного

закрепления.

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

-Давайте ещё раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра. Попробуем изобразить эти чувства и настроение на листочках. У вас листочек разделен на 4 квадрата, после чтения каждой строфы закрасьте квадрат той краской, какое чувство и настроение у вас возникло.

Чтение первой строфы.

-Какое настроение выражено?

-Какие слова и выражения подтверждают настроение?

- Какие чувства?

-Почему Пушкин говорит «вьюга злилась»?

-Какой художественный приём использует автор в этой строфе.

Чтение второй строфы.

-Давайте понаблюдаем как рождается радость.

-Какие слова и выражения передают настроение радости, бодрости, веселья?

-Да, действительно поэт просыпается от ярких лучей солнца, которые заменили комнату «янтарным блеском», светятся «золотые» стены, сердце наполняется восторгом, возникает желание увидеть, что же там за окном?

-Что видит поэт? Какие краски он использует, чтобы описать это утро?

Анализируют и оценивают собственную деятельность на урок.

Вслух читают по строфам, отвечают на вопросы, отражают смену настроения поэта по каждой строфе произведения цветными карандашами на листочках.
























Познавательные: обще-учебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.




VIII.

Физкультминутка

Как интересно нам зимой! (руки вверху над головой, хлопки).

-На санках едем мы гурьбой, (приседания).

-Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

-Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)

- Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)Зимой веселые деньки! (руки вверху над головой, хлопки).

Произносят текст стихотворения и одновременно выполняют сопровождающие движения.



IX.

Самостоятельная работа самопроверкой по эталону.

Цель: использование способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Работа в группах

Чтение третьей строфы.(1 группа)

Дети читают её самостоятельно.

-Какой вы себе представили комнату?

Яркое солнце не только преобразило всё в природе, но и в комнате, здесь стало по-особенному уютно и радостно. Поэтому, кажется, что трещат дрова в печке. Для этого поэт находит такие слова, сочетание звуков, что мы действительно слышим, что «весёлым треском трещит затопленная печь».

Поэт не может долго находиться в комнате, у него появляется мысль: пригласить в путь своего «милого друга». В речь входит простая разговорная лексика: «запрячь», «кобылка», «санки». Вот эти слова, фразы переносят нас в русскую деревню, занесённую глубоким снегом.

Чтение четвертой строфы.(2 группа)

-Опишите словами картины к этой строфе. Герой размышляет, мечтает о том, что ждёт их в пути, приятно вырваться на простор, у них весёлое, озорное настроение, настроение приятной, светлой мечты.

-Какое художественное средство делает эти картины зимнего утра особенно выразительно яркими.

-Что такое эпитеты?

-Значит, сколько картин поэт нарисовал в этом стихотворении?

-Как меняется настроение в этом стихотворении?

Резкая смена настроения или картин в произведении, замена на противоположности называется ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕМ

-Давайте сравним настроение двух частей.



Правильность выполнения

заданий проверяется.





Сравнивают настроение двух частей.



Делают вывод, что настроение на протяжении всего стихотворения меняется: то печальное, то радостное.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: самооценка.

Личностные: внутренняя позиция школьника

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

X.

Закрепление.

Цель: применение

способов действий,

вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного.

Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.

-Найдите слова, наиболее важные в смысловом отношении и подчеркните их карандашом.

-Как вы прочитаете эти слова?

Многие тексты стихотворений великих поэтов положены на музыку. Это называется романс. Сейчас мы прослушаем наше стихотворение в музыкальном исполнении.

Работа над выразительностью чтения (паузы, логические ударения, темп чтения), выборочное чтение.



Слушают романс и делают выводы, что объединяет произведения искусства: и музыку, и картины, и стихотворение.

Регулятивные: осознанно используют полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища.



Познавательные:

построение речевых высказываний,

выведение следствий.

XI.


Итог урока.

Цель: учить

анализировать

собственную

деятельность на уроке

Как вы думаете, что объединяет произведения искусства: и музыку, и картины, и стихотворение?

- Так что же помогло художникам, когда они писали картины и поэту, когда он писал стихотворение?

Печаль

-Радость

Грусть, слезы, улыбка, счастье.

Коммуникативные: выражение своих мыслей


XII.


Рефлексия.

Цель: оценивать своё

эмоциональное

состояние

На партах у вас лежат снежинки.

-Кому понравился урок и он получил массу эмоций, хорошее настроение ,тот свою снежинку прикрепит на доску в правый нижний угол.

- Оценивает работу учащихся на уроке.

Прикрепляют снежинку в правый нижний угол доски и смотрят ,что у них получился сугроб.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебном действии

XIII.






Домашнее задание.


- Кому из вас захотелось выучить это стихотворение?

- А кому захотелось изобразить  на листе?

- А кто бы хотел высказать свои мысли в сочинении?

Пусть каждый из вас выберет то задание, которое ему ближе.

Слайд 13

Записывают домашнее задание.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А.С. Пушкин "Зимнее утро"

Автор: Зезюлина Надежда Анатольевна

Дата: 06.11.2016

Номер свидетельства: 355830

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "«А.С. Пушкин. «Зимнее утро» "
    ["seo_title"] => string(27) "a-s-pushkin-zimnieie-utro-2"
    ["file_id"] => string(6) "152345"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420824853"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока "Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»"."
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokaanalizstikhotvorieniiaaspushkinazimnieieutro"
    ["file_id"] => string(6) "273068"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452143379"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока: А.С. Пушкин "Зимнее утро" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-a-s-pushkin-zimnieie-utro"
    ["file_id"] => string(6) "242017"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445359387"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Презентация на тему :"А.С. Пушкин.Зимнее утро""
    ["seo_title"] => string(50) "priezientatsiia_na_tiemu_a_s_pushkin_zimnieie_utro"
    ["file_id"] => string(6) "355836"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478429372"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока по литературному чтению по теме:" А.С.Пушкин "Зимнее утро""
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_po_tiemie_a_s_pushkin_zimnieie_utro"
    ["file_id"] => string(6) "403068"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490387026"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства