1. Оргй этап. 2. Актуализация знаний. Стадия вызов 3. Постановка цели и задач урока. 4.Первичное усвоение новых знаний. Проверка домашнего задания | Ребята, а чему мы учимся на уроках литературного чтения? Где нам пригодятся полученные знания? Песенка про собак. - Как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь сегодня на уроке? Конечно же, герои нашего урока – собаки. С древних времен собака живет рядом с человеком, он наш друг и помощник, верный и преданный. В мире существуют различные виды собак и огромное число пород. И их количество постоянно возрастает. А вот в Башкортостане существовала порода - Башкирская лайка. Сейчас считают, что этот вид лаек потерян. Возможно, когда-нибудь получится восстановить эту породу. Башкирская лайка отличалась особой преданностью, силой и выносливостью. Многие люди держат дома собак. А у кого из вас, ребята, есть собаки? Какие они? - О собаках, их преданности человеку, красоте и уме написаны сотни рассказов, стихов, песен. Представляю вашему вниманию подборку книг о собаках. Возьмите в библиотеке, почитаете их, они очень интересные и познавательные. Корзина идей: Какие бывают собаки. -А теперь, ребята, послушайте отрывок и постарайтесь догадаться, из какого он произведения, и кто его автор. Вечером, когда солнце жгло не так сильно, обе собаки любили поиграть и повозиться на дворе. Они то бегали одна от другой, то устраивали засады, то с притворно-сердитым рычанием делали вид, что ожесточенно грызутся между собой. Сейчас немного вспомним его биографию. Внимательно слушаем сообщение товарищей, а затем ответим на вопросы: 1 ряду будет задан вопрос про семью Куприна, 2 ряду – о его характере и 3 ряду – о произведениях Куприна. Сообщение о писателе. 1 ученик. Фамилия Куприн происходит от названия речонки в тамбовской области – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника 7 сентября 1870 года. Отец его умер, когда мальчику не было и 4 лет. Семья осталась без денег и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до 6 лет, а потом его отправили в сиротский пансион, а затем в военное училище. 2 ученик. Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет неожиданно начал падать. Случалось ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов, суфлером. 3 ученик. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных. Написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах. - А теперь ответьте на вопросы. 1 ряд – Что узнали о семье Куприна? 2 ряд – Что узнали про характер писателя? 3 ряд – О ком или о чём были его произведения? | -Читать, знакомимся с новыми произведениями, новыми авторами, учимся рассуждать, доказывать свою точку зрения. - О собаках Слайд-шоу о собаках Слайд фото лайки Рассказы детей «Барбос и Жулька» Александр Иванович Куприн Анализ произведения Александра Ивановича Куприна «Барбос и Жулька» ПОРТРЕТ Рассказывают ученики |
5.Первичная проверка понимания Стадия осмысления | - И сейчас, ребята, для вас такое задание: Поработайте с пословицей. Составьте пословицу из данных слов. . Поработайте в паре. -Объясните её смысл. О чём она? - Почему именно эту пословицу я подобрала к уроку? Друг в беде - друг вдвойне. - Ребята, а каким должен быть друг - А хотите узнать, Являются ли друзьями герои этого произведения? Могут ли дружить животные так же как люди? Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга? - Вот сегодня, поработав над текстом рассказа, мы с вами это и выясним. Вопросы записаны у вас в рабочих картах. И так вы уже познакомились с произведением Александра Ивановича Куприна «Барбос и Жулька» - Как вы думаете, каков жанр этого произведения?- Понравился ли вам рассказ «Барбос и Жулька»? - Какие чувства он вызвал у вас?- Что вас поразило, удивило? Проблемный вопрос А какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе? Что он хотел донести до нас? - Трудно? Тогда давайте поработаем более подробно с текстом. И выясним это. | Работа в парах. Проверка на слайде О дружбе. Может быть, рассказ о дружбе? Объясняют смысл пословицы. С кем хорошо общаешься, кто добротой, отзывчивостью, пониманием, умением прощать ошибки друга, поможет в трудную минуту. - Рассказ.-жалость, печаль. - ответы детей -Маленькая Жулька бросилась на бешеную собаку, а всегда смелый Барбос сидел и жалобно повизгивал. -Жулька бросилась на защиту жителей своего двора и своего друга. Попытка ответить на вопрос |
6.Первичное закрепление | Словарная работа -Ребята, когда вы читали рассказ, вам встречались слова, значение которых было не совсем понятно? А как же потом выяснили их значение, откуда можно узнать толкование незнакомых слов? -Я думаю, что теперь вы знаете, как толкуются слова из рассказа и прошу объяснить их значение. Для этого поработайте в группах и соотнесите слова с их значением. ПРИЗЕМИСТЫЙ – 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий. СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями. ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья. ЛИЦЕМЕРИЕ – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения. КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп. ТРИУМФАЛЬНЫЙ – победоносный РЕПЯХАМИ – репейник, репей ИСКОНИ – издавна, с давних времён | Из толкового словаря Работают на листах, советуются в парах, соединяя слово с его значением. Затем озвучивание непонятных слов Слайд |
7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Физминутка. Зарядка для глаз | Работа над композицией произведения - Любое произведение состоит из определенных частей. - Наш рассказ разбит на пункты, но они в нарушенном порядке. Нам нужно восстановить последовательность действий в рассказе. 1. Описание Барбоса 2. Описание Жульки 3. Дружба собак 4. Характер собак 5. Появление бешеной собаки 6. Подвиг Жульки 7. Болезнь Жульки 8. Прощание собак 9. Смерть Жульки - Что же у нас получилось на доске? - Где его можно использовать? - Кто является главными героями рассказа? - Прочитайте как выглядел Барбос. - С чем сравнивается его шерсть? - А его уши?- Найдите описа ние Жульки. Прочитайте. - Кому автор уделяет большее внимание при описании? Как вы думаете, почему? Каким перед нами предстал Барбос, а какая Жулька? - Эти собаки отличаются только внешностью? - Найдите описание их характера. Прочитайте. - Вывод: внешность и характер собак различны! - Что же связывало таких разных собак? - К какому выводу он нас подталкивает писатель? -Конечно, вы правы, ребята. Дружишь с тем, с кем тебе интересно. И неважно, какой внешности твой друг, какой национальности, характера. Составим кластер «Характер собак» - Кто ворвался во двор? - Знаете, что значит - бешеная? -Бешенство – это очень опасное заболевание. Если больное животное укусит человека, то человек тоже может заболеть. Поэтому, если кусает животное, нужно обязательно сказать взрослым и обратиться в больницу, чтобы сделали прививку. -Как вели себя обитатели двора? - Найдите этот эпизод, зачитайте его. - Какой самый напряженный момент в рассказе? Найдите его, зачитайте. - Какой мы видим Жульку в этот момент, какой она оказалась? -Могли мы ожидать, что такая маленькая неприметная, скромная, может совершить такой смелый поступок. Ради кого она это сделала? Что же произошло с Жулькой после этого? - Можете объяснить почему это произошло? -Как ведёт себя Барбос? - Найдите описание прощания собак. Зачитайте. - Чем же заканчивается рассказ? - Прочитаем последний абзац. - Что же произошло? | 2 ученика работают у доски, остальные на листах. Пункты плана расставить в правильной последовательности Работа с доской и текстом, беседа Картинку собак План При подготовке пересказа Работа с учебником, чтение отрывка Автор настраивает нас на необычность Барбоса и заурядность Жульки. Барбос какой-то особенный, Жулька скромная, неприметная, Нет, и характером тоже. ДРУЖБА Друзей выбирают не по внешности и характеру Бешеная собака Отвечают Работа с учебником, чтение отрывка Маленькая Жулька совершила необычный поступок. Все побоялись бешеную собаку, а она - нет. Ответы учеников Она очень сильно переживала за других, пожертвовала жизнью ради друзей |
8.Рефлексия (подведение итогов занятия) Доп. информация | - Вернемся к главному вопросу, на который хотели ответить в начале урока (напоминаю, что он есть у вас на картах) А какую же мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе? Чему учит нас этот рассказ? А вы знаете, ребята, что во время Великой Отечественной войны собаки, как и люди, тоже совершали подвиги. Они подрывали танки, вывозили с поля боя раненых, доставляли боеприпасы и важные донесения на передовую, искали мины, атаковали врага и служили часовыми. Кстати, какую юбилейную дату отмечала наша страна 9 мая 2015 года? И в мирное время собака делает много полезного для человека. Специально обученные собаки помогают разыскивать людей в горах, спасать на воде, несут службу в полиции, а другие становятся поводырями людей, которые потеряли зрение, они не дадут вам заблудиться в лесу, есть ездовые и пастушьи собаки и даже которые летали в космос. В разных городах России есть памятники собакам. Например, Белке и Стрелке, которые летали в космос, Белому Биму Чёрное ухо, который верно преданно ждал своего хозяина, памятник служебным и фронтовым собакам и другие. Если заинтересуетесь, можете найти информацию об этом в энциклопедиях, книгах, других источниках. Много литературных произведений написано о собаках: рассказы Белый Бим Чёрное ухо, Каштанка вы прочтёте на уроках внеклассного чтения в старших классах. А башкирскую народную сказку Харыбай, которая доказала хозяевам свою верность, вы читали на уроке ИКБ. Читайте, будьте любознательными, это поможет вам в учёбе и пригодится в жизни. -Итак, ребята, наш урок завершается. И я хочу спросить у вас, что же дал вам этот урок, чему вы научились, что узнали? - Продолжите предложение «Сегодня на уроке я……» Составим синквейн «Дружба» | - Жулька показывает пример самого хорошего друга. -Жулька жертвует собой, защищая испугавшегося Барбоса. - Ради друга модно совершить подвиг, пожертвовать жизнью. - Внешность бывает обманчива, не надо оценивать по поступкам 70-ти летие Победы На слайде |