kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения в 4 классе А. И. Куприн "Барбос и Жулька"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и ожидаемый результат урока – раскрытие смысла рассказа А.Куприна «Барбос и Жулька».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 4 классе А. И. Куприн "Барбос и Жулька"»

Конспект урока литературного чтения

Класс- 4 класс

Учебно-методический комплект «Школа России»

Тема: Тема дружбы и верности в рассказе А.Куприна «Барбос и Жулька»

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков .


Цель и ожидаемый результат урока – раскрытие смысла рассказа А.Куприна «Барбос и Жулька», смысла дружбы и верности

- анализ поступков героев через сравнительную характеристику;

- привитие любви к животным;

 Обучающие:

-обогащение словарного запаса детей , формирование умения анализировать художественные произведения, выделяя в них основную мысль,, формирование целостного восприятия текста.

    Развивающие:

способствовать развитию связной речи, умению выражать свои мысли и высказывать обоснованно своё мнение, развитию мышления, воображения; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

   Воспитывающие:

Создавать условия для воспитания культуры учебной деятельности, коммуникативной культуры учащихся при работе в группе,  способствовать воспитанию интереса к урокам литературного чтения, пониманию ценности дружбы, важности воспитания в себе положительных качеств личности.

Задачи урока: Предметные: -развитие способности творческого «видения» смысла художественного произведения; - развитие умения высказывать своё отношение к героям; -формирование умения вести диалог с уч-ся и учителем; - совершенствовать умения выражать свои мысли;  Метапредметные: а) познавательные УУД: - развитие умения извлекать необходимую информацию из текста; - развитие умения находить нужную информацию, используя текст художественного произведения; - развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы; -развитие умения систематизировать знания; -развитие творческого мышления при составлении продолжения рассказа; б) коммуникативные УУД: -Формирование умения работать в группах: умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли, представлять работу своей группы; - слушать и понимать речь других; в) регулятивные УУД: -совершенствовать умения контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике; -совершенствовать умения самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания; совершенствовать умения анализировать работы одноклассников ; 3. Личностные: -совершенствовать представления об этикетных нормах поведения в процессе работы с одноклассниками;

Технологии : -критического мышления Эдварда Бона; -здоровьесберегающие технологии ; -информационно-коммуникативные технологии; -проблемное обучение; -обучение в сотрудничестве; -технологии проблемно-диалогического обучения;

Формы организации познавательной деятельности: -групповая - фронтальная - индивидуальная








Содержание и технология урока:


Этап

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

Ι этап

Организа-ционный


Организовать рабочее место учащихся, настроить на урок.


Установка на урок










Речевая разминка


Учитель обращает внимание детей на подготовку к уроку.

- Все к уроку вы готовы,

Чтоб узнать о чем-то новом?

Я желаю вам сегодня добра!

Вы желаете мне сегодня добра!

Если вам будет трудно, то я вам помогу!

Давайте с вами обнимемся, И над землей поднимемся!

Тепло сердец соединим,

И станем солнышком одним!



-Босая собака с бабкой ходила, 
Бабка собаку босую поила.


  1. Определите жанр.

  2. Прочитайте с разной интонацией

( повествовательной, восклицательной, вопросительной)




Ученики проверяют свою готовность к уроку, располагают учебные вещи на партах.


регулятивные

ΙΙ этап

Вводно- мотивационный.








III этап.

Постановка темы Целеполагание


Развивать учебно-познавательную активность детей.













Слайд 1


Дети, на сегодняшний урок по моей просьбе Вика выучила  стихотворение «Про тех, кто лает» С. Михалкова. Послушайте его.

На свете множество собак-

И на цепи и просто так:

Собак служебных - пограничных,

Дворовых «шариков» обычных,

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из-под лавок,

И тех изнеженных болонок,

Чей нос курнос, а голос тонок,

И ни на что уже не годных-

Бродячих псов всегда голодных.

- Как вы думаете, о чем пойдем речь сегодня на уроке?

- Кто будет героями урока?

Какие породы собака вы знаете?

- Кто- нибудь знает сколько пород собак существует? (более 1000)

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над замечательным произведением Александра Ивановича Куприна «Барбос и Жулька».








Предполагаемые ответы детей:



Цель: Сегодня на уроке мы постараемся понять смысл произведения, проанализировать поведение и поступки героев

- Нам понадобится умение работать с текстом, умение анализировать характер и поступки главных героев, умение делать выводы

Регулятивные

-принятие и сохранение цели

-постановка учебных задач

Личностные -самоопределение, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация.

Познавательные

-поиск информации



ΙΙΙ этап

Этап актуализации и пробного учебного действия








Введение в тему














Проверка домашнего задания

Биография А. И. Куприна





























Проблемный вопрос






Физ. минутка

- работа над понятием смысла пословиц










Слайд 2

-определить понятия «друг», необходимые качества для друга











Восстановление деформированного текста


Слайд 3

Слайд 4


























Слайд 6

































- прочитайте пословицы ( задание по группам)


1.Без друга на сердце вьюга.

2.Легко подружиться – тяжело расстаться.

3.Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.

4.Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

5.Кто не испытал дружбы, тот не жил.

6.Не тот друг кто на пиру гуляет, а тот кто в беде помогает.


- Какой темой они объединены?

-Как вы думаете, кого называют друзьями? Какими качествами должны обладать друзья?

. -Урок наш посвящен дружбе, верности. И чтобы быть дружными, активными, давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения.

Одной из целей урока будет ответить на вопросы

  • Можно ли назвать друзьями героев произведения?

  • Могут ли дружить животные, как люди?

  • Способны ли животные совершить «подвиг» во имя друг друга?


Перед вами лежит деформированный текст с биографией Куприна. Ваша задача- вставить не достающие сведения.



Фамилия Куприн происходит от названия ________ в Тамбовской губернии. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было и ___ лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в ____. Мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион.

Куприн был добрым, отзывчивым и талантливым человеком с широкой душой.

Это был широкоплечий, коренастый мужчина с добрыми глазами. Его взгляд пронизан любовью и теплотой души.

Он был очень необыкновенным человеком. Куприну было интересно всё новое: когда появились первые ________, они одним из первых поднялся на ________. Затем летал на _____ и чуть не погиб, когда самолет начал падать.

Это был отважный человек. Он мог в бурю с рыбаками выйти в открытое море в старой лодке. Спускался в _________ на морское дно.

Он работал корреспондентом газеты, зубным врачом, грузчиком ________, был певчим в хоре.

Проблемный вопрос

- Попробуйте ответить на такой вопрос:

Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?

- Трудно? Тогда давайте поработаем более подробно с текстом


Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал:

« Раз - прыжок и три кивка,

Два - направо голова,

Три - налево поворот»-

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел.












Предполагаемые ответы детей:

-объединены темой дружбы и верности















Дети по группам восстанавливают деформированный текст с биографией И. А. Куприна.











































Попытка ответить на вопрос.

Познавательные

-анализ

-сравнение

-обобщение

-поиск информации

(работа со словарём)

- подведение под понятие


ΙV этап

Открытие «новых» знаний

Работа по содержанию


-От чьего имени идёт повествование в рассказе?
- С чего начинает свой рассказ Куприн? Откройте начало рассказа.

- Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак?






- Ответы детей

-Это детские воспоминания Куприна, т.е. автор – подросток.

-«Так как дети вообще стоят к животным гораздо ближе, чем это думают взрослые, то мы первые догадались, чего хочет Барбос». (стр.90)
-С описания животных

-Чтобы мы смогли понять их характер, представить их



Регулятивные

-умение работать с планом

Коммуникативные

-работа в группах


Познавательные

-поиск информации

-логические - анализ объектов с целью выделения признаков

Личностные  нравственно-этическое оценивание содержания

V этап

Включение новых знаний в систему

Анализ произведения используя технологию критического мышления «Шесть шляп» Эдвард де Боно

Слайд 7


Слайд 8

Слайд 9




Слайд 10- 13

Капитаны подходят на жеребьевку Сейчас, анализируя произведение, наденем наши шляпы и рассмотрим его с разных точек зрения


-Давайте вспомним, на что вы должны обратить внимание, если наденете




-Белую шляпу? (факты)



-Красную шляпу? (эмоции)




-Жёлтую шляпу? (позитив)




Чёрную шляпу? (Судьи)



-Синяя шляпа (обобщения)

моя задача помочь вам всё обобщить. Сделать выводы.


Зелёную шляпу? (креатив)

измените окончание этого рассказа



-Подумайте в группе, какую шляпу вы хотели бы сегодня примерить?

-Вы попробуете работать самостоятельно, если группа затрудняется, можете использовать подсказки:









-обращаете внимание только на факты, передаёте кратко содержание рассказа

-находите все положительные, позитивные моменты в рассказе

- должны передать все эмоции, которые испытали, видеть только

хорошее.

- находите всё отрицательное, негативное в рассказе

-контролируют работу остальных шляп, делают обобщения


- нужно проявить творчество, креативность, фантазию



выступления детей

Регулятивные

-планирование,

-самоконтроль

Познавательные

-поиск информации



VΙ этап

Формулирование вывода


Вывод: Давайте попробуем ответить на наши вопросы:

-Можно ли назвать друзьями героев произведения?

-Могут ли дружить животные, как люди?

-Способны ли животные совершить «подвиг» во имя друг друга

-Вернёмся к пословицам, какая из данных пословиц может служить названием нашего рассказа? Почему? Докажите

-В чем главная идея произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?



-Ответы детей


-Ответы детей


-Ответы детей


- Ответы детей



-Ответы детей



VΙΙ этап

Рефлексия










VIII этап

Домашнее задание


- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли ли мы этой цели?

У вас на столах лежат два вида косточек: большая и маленькая. Если на уроке вам было интересно, вы справились со всеми заданиями, то положите в миску к нашей собачке, которую вы видите на доске, большую косточку. Если вам было не очень интересно, вы что- то не поняли, положите в миску маленькую косточку.

-я желаю вам встретить на своем жизненном пути настоящих друзей

Вариативное






Регулятивные

-выполнение плана

-самооценка

-удержание цели.

-самопроверка





Приложение:

Задания для работы в группах (при необходимости)

1группа (белая шляпа)

( задание: поставить в нужном порядке и кратко рассказать)

Подвиг Жульки

Описание Барбоса

Прощание собак

Дружба собак

Появление бешеной собаки

Смерть Жульки

Описание Жульки

Болезнь Жульки

2 группа (красная шляпа)

--Понравился ли вам рассказ?

-- Какое впечатление он на вас произвел?

--Что, по-вашему, является, кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия)? Какие эмоции это вызывает?

--Какому герою ты больше всего сопереживал? Почему?

Словарь чувств и эмоций

Беспокойство

Беспечность

брезгливость

Волнение

Восхищение

Гнев

Грубость

Грусть

Гордость

Жизнерадостность

Жалость

Злость

Изумление

Любовь


Нежность
 Ненависть
 Настороженность
 Насмешка
 Неуверенность

Надежда

Отчаяние
 Огорчение
 Обида

Презрение

Печаль

Романтичность

Радость

Решительность

Сочувствие

Сомнение

Симпатия Счастье
Страх

Торжество

Тоска

Тревога Унылость
Уважение
Уныние
Удивление
Ярость






3 группа (жёлтая шляпа)

  1. Найдите положительные черты характера Барбоса

  2. Найдите положительные черты характера Жульки

  3. Проанализируйте отношения между Барбосом и Жулькой (обратитесь к учебнику )

4 группа (чёрная шляпа)

  1. Найдите отрицательные черты характера Барбоса

  2. Найдите отрицательные черты характера Жульки

  3. Проанализируйте как относились к собакам люди (обратитесь к учебнику ) зачитайте

5 группа (зелёная шляпа)

  1. Подумайте, как могла закончиться эта история если бы Барбос не струсил….

  2. Подумайте, как могла закончиться эта история если бы Жулька поправилась…

6 группа ( синяя шляпа)

  1. Какие слова выбрал Куприн для описания внешности своих героев? Зачитать

  2. Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

  3. Могут ли дружить животные так же как люди?

  4. Чему учит нас этот рассказ?



  • Белая шляпа

  • Белая шляпа – только факты. Постарайтесь кратко передать содержание произведения.


  • Желтая шляпа

  • Вам необходимо выделить положительные, позитивные стороны и доказать, почему они являются положительными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, но и объяснить, почему.


  • Черная шляпа

  • Вам нужно определить, что было отрицательное, негативное, нехорошее, и – объяснить, почему так произошло. Ваша задача не только выделить недостатки, но и проанализировать их причины.


  • Красная шляпа

  • Вам нужно назвать те эмоции, которые вы сами переживали, испытали при чтении тех или иных моментов произведения.


  • Зеленая шляпа

Задайтесь вопросами: «Как можно было бы изменить произведение?» «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как бы вы закончили произведение, если были бы автором?» и др. . Синяя шляпа

- Вам нужно всё обобщить. Сделать выводы


Об авторе

- Фамилия Куприн происходит от названия речки «Купра» в Тамбовской губернии. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву. Мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион.

Куприн был добрым, отзывчивым и талантливым человеком с широкой душой.

Это был широкоплечий, коренастый мужчина с добрыми глазами. Его взгляд пронизан любовью и теплотой души.

Он был очень необыкновенным человеком. Куприну было интересно всё новое: когда появились первые воздушные шары, они одним из первых поднялся на воздушном шаре. Затем летал на самолете и чуть не погиб, когда самолет начал падать.

Это был отважный человек. Он мог в бурю с рыбаками выйти в открытое море в старой лодке. Спускался в скафандре на морское дно.

Он работал корреспондентом газеты, зубным врачом, грузчиком арбузов, был певчим в хоре.

Всё творчество Александра Ивановича Куприна дышит любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе, к животным и людям, а также великому русскому языку. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения в 4 классе А. И. Куприн "Барбос и Жулька"

Автор: Солдатова Наталья Ильинична

Дата: 28.03.2016

Номер свидетельства: 311299

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "А. И. Куприн « Барбос и Жулька»."
    ["seo_title"] => string(28) "a_i_kuprin_barbos_i_zhulka_1"
    ["file_id"] => string(6) "603575"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1648470825"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Анализ литературного произведения "
    ["seo_title"] => string(38) "analiz-litieraturnogho-proizviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "121281"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413913080"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства