»
Урок литературного чтения в 3 классе
Александр Сергеевич Пушкин
Тема: А.С.Пушкин «Зимнее утро»
Цели:
показать стихотворение как одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме;
учить детей представлять в своём воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;
развивать речь учащихся, формировать навык выразительного чтения, способствовать желанию увидеть и услышать в музыке образ; воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту.
Оборудование и материалы:
компьютер
мультимедийный проектор
презентация
трафареты снежинок
музыка П.И. «Времена года», «Снежный всадник»
цветные полоски для практической работы
1. Эмоционально-психологический настрой.
«СОТВОРИ В СЕБЕ СОЛНЦЕ»
Сядьте поудобнее, расслабьтесь.
Сложите ваши ладошки лодочками. Представьте, что там маленький, пушистый, тёплый комочек – лучик. От его прикосновения вам становится тепло, уютно, уверенно. Это тепло разливается по всему телу. Этот комочек растёт, становится большим. И вот вы уже не в силах его сдерживать. Направьте его на меня и вот перед нами большое, ласковое, доброе солнышко. (слайд №1)
Давайте пошлём друг другу хорошее настроение и добрые мысли.
Нам с вами вместе уютно, тепло, уверенно.
Мы одна команда. Я желаю вам удачи
2. Подготовка к восприятию.
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. Мы идём в гости. А куда догадайтесь сами.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром. (слайд 2 )
Мы совершим путешествие в мир красок и звуков зимы, будем слушать музыку зимы, всматриваться в её картины. А после нашей встречи попробуем описать, какой мы увидели, услышали и почувствовали зиму?
3. Цель урока.
Итак, приглашаю вас в зимнюю сказку ( на фоне музыки П.Чайковского « Щелкунчик» учитель читает сказку «Снежный всадник»
…Говорят, когда выпадает первый снег, Объявляется в лесах снежный всадник. На белой лошади скачет он по заснеженным оврагам, по сосновым борам, по берёзовым рощам. То там, за ёлочками, то там, на просеке мелькнёт снежный всадник, объявится перед людьми и мчится бесшумно дальше – по заснеженным оврагам, по сосновым борам. Никто не знает, зачем он появляется в лесу и куда путь держит. Мчится конь по дороге…(слайд 3)
- Отправимся и мы в зимнюю дорогу.
Закройте глаза. Произнесите шёпотом слово «Зима»
Какие слова и словосочетания возникли у вас в памяти, когда вы произносили это слово? (Снег, пурга, мороз, снежная горка, коньки, лыжи…) (учитель фиксирует на доске)
- Когда можно считать, что наступила настоящая зима? (ответы детей)
Когда:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо,
Падает, ложится. (слайд 4) Читает Сергей
Учитель:
Чародей слова, удивительно верно и живо рисующий картины природы, тонко подмечающий и глубоко чувствующий особую неповторимую прелесть каждого времени года.
Это, конечно же, А. С. Пушкин. (слайд 5)
И сегодня мы познакомимся ещё с одним его стихотворением. Откройте учебник на странице 88 . Исследуйте страничку и определите тему нашего урока. (слайд 6)
Учитель: Что бы вы хотели узнать и чему научиться?
Ученик: Научиться выразительно читать стихотворение; находить в нем красивые слова.
Учитель: Для чего вам это нужно?
Ученик: Нам это нужно для того, чтобы уметь, красиво и правильно говорить самим, и чтобы было приятно слушать другим.
Учитель: мы поговорим о зимней природе, о прекрасном, будем учиться чувствовать красоту, слушать в музыке образ природы. Но прежде, чем перейти к реализации нашего плана, проведём разминку.
Речевая разминка
Читайте целыми словами. №7
Чудо – чудеса - чудесный
Лесть – прелесть - прелестный.
Дадим – предадим - предадимся.
Читайте плавно, по слогам, затем целыми словами. №8
Ве-ли-ко-леп-ны-ми - великолепными.
За-топ-лен-на-я - затопленная.
Не-тер-пе-ли-во-го - нетерпеливого.
Читайте внимательно. №9
Вечор - вчера.
Блеском - треском.
Пустые - густые.
Знакомство со стихотворением
Ученик:
Стихотворение «Зимнее утро» было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии. В Тверскую губернию к своим знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз на обратном пути с Кавказа. (слайд 10)
Учитель: Мне очень нравится это стихотворение своей красот ой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.
(прослушивание стихотворения)
Словарная работа.
- Ребята, в стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам, наверно, не совсем ясны.
Эти слова лежат в конверте №1. Возьмите этот конверт. Прочитайте слова. Попробуйте объяснить значение этих слов.
А теперь возьмите другой конверт №2. В этом конверте также на карточках записаны значения этих слов. Попробуйте соотнести слово с его лексическим значением. А потом мы проверим.
ВЗОР – взгляд
СОМКНУТЫ - закрыты
НЕГА — блаженство;
На современный русский язык его лучше
перевести словом сон, поскольку сон –
самое полное « состояние безмятежного покоя».
АВРОРА — утренняя звезда;
ВЕЧОР — вчера;
МГЛА - тьма, мрак;
Лексика строфы создает мрачное настроение:
«вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные».
Но великолепие зимнего утра ощущается
ещё сильнее, по контрасту со вчерашней бурей
НЫНЧЕ — сегодня.
ЛЕЖАНКА – невысокий (на уровне современной кровати) выступ у русской печки, на котором, греясь, отдыхали или спали.
ВЕЛЕТЬ – приказать
(слайд 11)
Работа над стихотворением.
- Прочитайте это стихотворение и ответьте на вопросы посоветовавшись в паре. (вопросы на карточках)
Что особенно вас удивило в этом стихотворении?
Каким увидел «Зимнее утро» А.С.Пушкин?
Какие слова нам помогают это увидеть?
Вывод:
- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?
- Что такое пейзаж? (слайд 12)
Пейзаж - это тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город). Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа.
4.Физминутка для глаз. (слайд13)
6. Художественное исполнение. Выразительное чтение стихотворения.
- Давайте прочитаем это стихотворение. Я начну, а вы продолжите.
Зима вступила в свои права. Какими звуками может быть наполнена она? (Воем ветра, скрипом снега, шумом метели)
9. Творческая работа.
Мы побывали в роли читателей, слушателей. А сейчас представьте каждый свою необычную, неповторимую зимнюю, картинку, а потом расскажите мне, что вы увидели, слушая музыку. Звуки зимы
(ответы детей)
А мне представилась картина, описанная А.С.Пушкиным в одном из четверостиший:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит…(слайд 14)
На сколько многообразна и великолепна цветовая гамма зимы. Мы привыкли видеть только белый цвет, а оказалось, что есть и зелёный, и голубой, и розовый цвет. Я предлагаю вам каждому снежинку. Раскрасьте её так, какой вы увидели её в солнечный зимний день.
Какой обильный снегопад! В нашем классе зима вступила в свои права.
6. Рефлексия.
- Что на вас произвело наибольшее впечатление? ( Сегодня на уроке я узнал…)
- Какие задания вам показались наиболее интересными? (мне показалось интересным…)
Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас? (меня удивило…)
- Какое настроение было у вас на уроке, когда вы работали со стихотворением? (Я хочу похвалить … за….)
- Какой же вы увидели, услышали и почувствовали зиму? (снежной, вьюжной, разноцветной и красивой)
- Для кого она стала любимым временем года?
7. Подведение итогов. Самооценивание.
Я предлагаю вам оценить себя:
покажите большую снежинку
если вы были неуверенны в себе, допускали немного ошибок, покажите среднюю снежинку
если вам было скучно на уроке, и вам не понравился урок, покажите маленькую снежинку
Вот такие большие знания вы уносите с урока чтения. Я очень рада.
8. Домашнее задание
Выразительное чтение, прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».
ель: познакомить учащихся с приёмом противопоставления картин в стихотворении А.С.Пушкина “Зимнее утро”.
Задачи:
Знакомство учащихся с поэзией А.С. Пушкина.
Формирование осознанного чтения целыми словами.
Развитие речевых умений и творческих способностей детей.
Воспитание любви к своей Родине, природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Дети показывают рисунки, нарисованные к понравившимся стихотворениям о зиме и сопровождают их чтением отрывков наизусть.
III. Объявление темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся ещё с одним стихотворением А.С.Пушкина и научимся выразительно его читать.
IV. История создания стихотворения.
Стихотворение «Зимнее утро» написано Пушкиным в годы ссылки в Михайловском. Эти годы были наполнены не только горестным чувством одиночества, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви, творческого вдохновения.
Стихотворение написано очень быстро, в один день - 3 ноября 1829 г. В селе Павловском Старицкого уезда тверской губернии в семье друзей.
V. Чтение стихотворения учителем.
Вам понравилось стихотворение? Чем?
Каким настроением проникнуто оно? (Весёлым, радостным, бодрым).
Какие картины, вы хотели бы нарисовать и какие чувства, передать, прослушав это стихотворение?
А какие картины нарисовал Пушкин в этом стихотворении? (Яркое зимнее утро, вьюжный ветер).
VI. Словарная работа.
(Интерактивная доска). Значения появляются после того, как даётся объяснение детьми значений слов.
Нега - с.218 учебника, блаженство, наслаждение.
Аврора - с.218- богиня утренней зари.
Мгла - непрозрачный воздух от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек.
Мрачный - тёмный, погружённый во мрак.
Великолепный - роскошный, превосходный.
Озарить - ярко осветить.
Кобылка - лошадь.
Бурый - серовато-коричневый или серо-рыжий.
Предаться - целиком подчиниться, отдать себя во власть кому-нибудь или чему-нибудь.
Вечор (устар.)- вчера вечером.
Янтарный - прозрачно-жёлтый.
Янтарь - ископаемое драгоценное вещество, идущее на изготовление украшений и мелких вещей.
VII. Речевая разминка (интерактивная доска).
Читайте целыми словами.
Чудо – чудеса - чудесный
Лесть – прелесть - прелестный.
Дадим – предадим - предадимся.
Читайте плавно, по слогам, затем целыми словами.
Ве-ли-ко-леп-ны-ми - великолепными.
За-топ-лен-на-я - затопленная.
Не-тер-пе-ли-во-го - нетерпеливого.
Читайте внимательно.
Вечор - вчера.
Блеском - треском.
Пустые - густые.
VIII. Анализ стихотворения.
Чтение стихотворения детьми.
Давайте ещё раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра. (Ответы детей).
Сколько картин поэт нарисовал в этом стихотворении?
Перечитайте отрывки из стихотворения, соответствующие частям.
Как меняется настроение в этом стихотворении?
Резкая смена настроения или картин в произведении, замена на противоположности называется АНТИТЕЗОЙ или ПРОТИТВОПОСТАВЛЕНИЕМ (запись слова в словарик).
* С какой целью описывает поэт контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно).
Чтение стихотворения по строфам и работа над ними.
Чтение первой строфы.
Какая картина встаёт перед нами? (Яркое зимнее утро, в морозный солнечный день лирический герой увидел как прекрасен мир и ему захотелось поделиться своими чувствами с близким человеком). Доказывают своими словосочетаниями из текста. («Друг прелестный», «красавица».) Свою возлюбленную он сравнивает с самой яркой звездой.
Чтение второй строфы (читается иначе).
Закрадывается тревога; вся строфа звучит как воспоминание о чём-то мрачном неприятном.
Почему Пушкин говорит «вьюга злилась»? (Сильный ветер, снег бьёт в лицо, ничего не видно, ветер воет, как живой).
Какой художественный приём использует автор во второй строфе (приём олицетворения).
Чтение третьей строфы.
Что видит поэт? (Картину солнечного утра).
Какие краски он использует, чтобы описать это утро? (Яркие, светлые). Докажите это. (Под голубыми небесами, блестя на солнце, прозрачный лес один чернее, ель сквозь иней зеленеет, речка подо льдом блестит).
Учитель обобщает знания детей и делает вывод:
Вот какое прекрасное было утро! Ведь главное не в том, что выпал снег, а в том, что мир прекрасен, великолепен, блестящ.
Чтение четвертой строфы.
Дети читают её самостоятельно.
Прокомментируйте эту строфу.
Дети говорят, а учитель из выше сказанного делает и обобщает ответ.
Яркое солнце не только преобразило всё в природе, но и в комнате, здесь стало по-особенному уютно и радостно. Поэтому, кажется, что трещат дрова в печке. Для этого поэт находит такие слова, сочетание звуков, что мы действительно слышим, что «весёлым треском трещит затопленная печь». (Повторяются звуки «тр», «т», «ч».)
Поэт не может долго находиться в комнате, у него появляется мысль: пригласить в путь своего «милого друга». В речь входит простая разговорная лексика: «запрячь», «кобылка», «санки». Вот эти слова, фразы переносят нас в русскую деревню, занесённую глубоким снегом.
Чтение пятой строфы.
Чтение учащимися вслух.
Рисование словесных картин к пятой строфе. Герой размышляет, мечтает о том, что ждёт их в пути, приятно вырваться на простор, у них весёлое, озорное настроение, настроение приятной, светлой мечты.
Вывод делает учитель: настроение на протяжении всего стихотворения меняется. Сначала утреннее, доброе, радостно- солнечное. Потом воспоминание «про вчера»- печальное, тоскливое, мрачное.
А «нынче» - радостное любование великолепным солнечным утром и ощущение домашнего тепла и уюта. И всё это сменяется мечтой о том, что будет потом.
IX. Выразительное чтение.
Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.
Найдите слова, наиболее важные в смысловом отношении и подчеркните их карандашом.
Как вы прочитаете эти слова?
Какие художественные приёмы использовал поэт?
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Обсуждение выступлений.
На доске три репродукции картин. Дети должны подобрать к каждой части соответствующую.
Самооценка учащихся. Поставьте себе оценку в тетрадь. Оцените свою работу адекватно.
X. Итог урока.
Что нового, интересного вы узнали на уроке?
Что особенно понравилось?
Что осталось непонятным?
XI. Домашнее задание: страница 88-89 наизусть.