способствовать воспитанию любви и уважения к истории родного края.
Оформление:
карта Республики Башкортостан;
выставка детских рисунков “Красота родного края”;
выставка краеведческой литературы;
карточки с заданиями.
Участники: учащиеся 3-4 классов.
Домашнее задание: придумать название команды, девиз, эмблему.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово ведущего.
2. Представление команд.
3. Игра.
Ведущий делает вступление по теме конкурса, его целях и задачах, представляет знатоков жюри.
Этап 1. Исторический
Вопросы.
Рассказать о традиционных башкирских блюдах. (Чак-чак, баурсак, бишбармак, кумыс)
Назвать праздники, которые издавна отмечает башкирский народ. (Сабантуй, каргатуй, Ураза-байрам, Курбан-байрам)
Назвать основные занятия башкир. (Скотоводство, охота, рыболовство, бортничество)
Назвать башкирские народные музыкальные инструменты. (Курай, кубыз, домбра)
Этап 2. Природа Башкортостана
Вопросы.
Какие природные зоны расположены на территории нашей республики? (Степи, лесостепи)
Назовите самые высокие вершины Южного Урала. (Ямантау, Иремель)
Какая гора могла бы так о себе сказать: “Я – горелая гора”, “Я – плохая гора”, “Меня с давних пор называли каменный пояс”. (Янгантау, Ямантау, Уральские горы)
Назовите пещеры, расположенные на территории Башкортостана.(Капова или Шульган-аш, Кутук-Сумганская, Мурадымовская, Лаклинская)
Где находится исток реки Белой? (У восточного подножья горы Аваляк в Учалинском районе)
Назовите притоки реки Белой. (Дёма, Нугуш, Ашкадар, Зилим, Инзер, Караидель, Юрюзань, Уршак)
Назовите самые крупные озёра Башкортостана. (Якты-куль, АК-куль, Чебар-куль, Асылыкуль, Талкас)
- Определите, о каких животных нашего края идёт речь
- Это самый сильный из зверей, недаром его называют хозяином леса. Он всеяден - употребляет в пищу ягоды, корешки, улиток, муравьёв, мелких зверюшек, птиц, рыбу. А ещё любит мёд. (Медведь)
- Красивое и стройное животное с грубой коричневой шерстью. Высота его до 2 метров, а вес до 700 кг. У него крепкие рога, крепкие ноги, широкие копыта приспособлены для ходьбы по снегу. Животное растительноядное. (Лось)
- Это животное, к сожалению, мало у кого вызывает симпатию из-за своего непривлекательного вида. А жаль! Это - хищница, хотя у неё нет ни зубов, ни острых когтей. Поймать насекомое на обед ей помогает язык. А пьёт она, всасывая воду всей кожей, которая у неё тонкая и влажная. Это очень полезное животное –оно уничтожает большое количество вредных насекомых. (Лягушка)
- Распределите животных нашего края по их родным природным сообществам. Соедините стрелками.
Берёза
Кубышка жёлтая
Клевер
Тимофеевка
Рябина
Рогоз
Орешник
Пастушья сумка
Вороний глаз
Элодея
Медуница
Луг
Лес
Водоём
- Составьте рецепт фиточая из растений, которые растут в нашем крае.
Этап 4. Мой город
Вопросы.
- Откуда произошло название города Стерлитамака? (Название реки Стерля, протекающей через город и “тамак” (устье, горловина), то есть в переводе название Стерлитамак означает “устье реки Стерля”)
- С чего начинался наш город? (С соляной пристани)
- В каком году был основан город Стерлитамак? (1766 г.)
- Назовите всемирно известный памятник природы, который находится вблизи нашего города. (Горы Шиханы)
4. Подведение итогов и награждение команды-победительницы.