Просмотр содержимого документа
«Знатоки родного края»
«Согласовано» «Утвержден»
Руководитель практики Методист практики
от базового учреждения
____________________
____________________ ____________________
Подпись Подпись
________________________ ________________________
Дата Дата
Конспект
внеурочного занятия,
который будет проведен 13 апреля 2016 года во 2 «А» классе
МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»
у учителя Петровой Анны Сергеевны
студентами 3 курса группы «НК»
ГБПОУ СПО Республики Марий Эл
«ОМК им. И.К. Глушкова»
Афанасьевой Дианой Викторовной
Оценка: _____________
Подпись
учителя: _____________
Оршанка
2016
Паспорт занятия
Дата проведения: 13 апреля 2016 г.
Класс: 2 «А»
Продолжительность: 45 минут
Предмет: краеведение
Тема: Игра «Знатоки родного края»
Цель: Систематизировать и расширить знания учащихся о природе Республики Марий Эл
Задачи:
Воспитывающие задачи:
- способствовать воспитанию патриотизма и чувства ответственности за свою родину;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, вызывать радость от познания;
- способствовать воспитанию экологической грамотности, бережного и заботливого отношения к окружающей природе своего края
Развивающие задачи:
Познавательные:
- развивать позитивное отношение к природе;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Регулятивные:
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах;
Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать речь других;
- развивать умение работать самостоятельно, быстро находить ответы на вопросы.
Образовательные задачи:
- формирование знаний о природных достопримечательностям республики Марий Эл;
- закрепить знания о правилах поведения в природе;
8. Основной дидактический метод: словесный
Частные методы: Наглядные: показ презентации
Словесные: беседа, объяснение, диалог.
10. Ресурсы урока:
Картинки памятники г. Йошкар- ола: http://mariel-tour.ru/pamyatniki-v-yoshkar-ole
Сведения про РМЭ: https://ru.wikipedia.org/wiki/
План:
Организационное начало занятия
Приветствие
Подведение к теме занятия
Основная часть
Тур « Знаете ли вы»
Тур «Угадай-ка»
Тур «Угадай по описанию»
Тур « Определи птицу по голосу»
Тур «Пословицы и поговорки про Родину»
Тур « С любовью к городу( посёлку)»
Тур « Собери картину»
Заключительная часть
3.1 Подведение итогов и награждение
Ход занятия
В1. Здравствуйте ребята. Меня Диана Викторовна. Сегодняшнее занятие у вас проведу я.
Привет тебе, мой край родной, С твоими темными лесами, С твоей великою рекой И с необъятными полями! Привет тебе, народ родимый Герой труда неутомимый Среди зимы и в летний зной! Привет тебе, мой край родной!
В1: Вы наверное уже догадались, о чём мы с вами сегодня будем говорить
Д: о родном крае
В2: Ребята, как называется Республика, в которой мы живем?
Д: Марий Эл.
В1: Край прозрачных озер и таежных лесов, разнотравья обширных лугов и целебных минеральных источников – все это Марий Эл!
В2. Ребята, наверное, вы знаете, что 4 ноября 2015 года РМЭ исполнилось 95 лет. Сегодня мы проведём с вами игру «Знатоки родного края» в ходе которой определим кто же из вашего класса является знатоком родного края.
В1. Сейчас мы с вами познакомимся с правилами игры.
В игре участвует весь класс.
Участники игры должны ответить на вопросы семи туров.
Ответ засчитывается только по поднятой руке.
За каждый правильный ответ участник получает один жетон.
Побеждает тот, кто набрал больше всего жетончиков. Определяются по трём местам.
В2. Ребята, каждый из вас знает как вы должны себя вести во время игры, а давайте все вместе вспомним эти правила.
Д: При ответе поднимаем руку, с места не выкрикиваем, не мешаем друг другу…
В1. И так ребята, мы начинаем нашу игру, а начнём мы его с очень красивого стихотворения.
«Край марийский» Край марийский, край зеленый, Край озер болот и рек, В красоту твою влюблен я Безоглядно и навек. Все в краю мне этом нравится – Люди, климат и природа.
1 тур «Знаете ли вы?»
Столица Республики Марий Эл? ( Йошкар- Ола)
Йошкар-Ола – столица Республики Марий Эл. Город основан в 1584 году. Йошкар-Ола в переводе на русский язык означает Красный город. Современная Йошкар-Ола – красивый и нарядный город. Живописные рощи окружают его со всех сторон. Все лето на площадях, бульварах, скверах растут розы, шумят листвою клены, березы, тополя. 2. Река разделяющая город Йошкар- Ола? ( малая Кокшага)
Малая Кокшага - река в Марий Эл, левый приток Волги, впадает в Куйбышевское водохранилище. Является самой длинной рекой, полностью протекающей по территории Марий Эл. 3. Какие языки являются государственными в Марий Эл (русский, марийский)
У: Вы совершенно правы, государственными языками РМЭ считается русский и марийский. 4. Как называется национальный парк РМЭ? ( Марий Чодра)
Национальный парк «Марий Чодра» учреждён в 1985 г. на территории Республики Марий Эл. Национальный парк расположен на юго-востоке Республики Марий Эл, в наиболее хозяйственно развитой ее части, на территории трех административных районов: Моркинского, Звениговского, Волжского. Площадь национального парка — 36,6 тыс. га. 5. Самая длинная река РМЭ? ( Большая Кокшага) 6. Сколько всего районов в РМЭ? (14) 7. А знаете ли вы марийских поэтов и писателей? Каких?
8. Самое большое озеро РМЭ? ( Яльчик)
Яльчик — самое большое озеро в Марий Эл, Россия. Находится на территории национального парка «Марий Чодра». По марийским фольклорам название озера восходит от имени богатыря Ялче, проживавшего в этой местности. 9. Самая полноводная река РМЭ? ( Волга)
Река Волга – это могучий водный поток, несущий свои воды по европейской территории России, и впадающий в Каспийское море. Общая длина от истока до устья составляет 3692 км.
2 тур. «Угадай-ка»
В2. Ребята, наш второй тур называется «Угадай-ка». На слайде будут представлены картины, ваша задача угадать, что там изображено.
Кукольный театр
Кукольный театр, основанный в 1942 году. В театре играются спектакли на русском и марийском языках. В 1942 году главный режиссёр Йошкар-Олинского драматического театра Г. К. Крыжицкий, предложил разыгрывать небольшие представления с куклами во время антрактов. Вскоре некоторые из них было решено показывать в качестве самостоятельных кукольных постановок для детей. Так сформировался творческий коллектив, который получил статус Государственного театра кукол.
В1: Ребята, а кто знает где находиться этот театр?
Д: на Патриаршеской площади.
Марийский национальный театр
Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана — старейший театр марийского народа, очаг культуры Марий Эл. Марийский национальный театр сейчас является инициатором проведения Международного фестиваля театров финно-угорских народов. В 1998 году Марийский национальный театр имени Шкетана вошёл в число 30 лучших театров России. Был награждён призом европейских театров «Золотая пальма».
Памятник «Йошкин-кот»
23 июня 2011 года в г. Йошкар- Ола установили скульптурную композицию фольклорного персонажа – Йошкиного кота. Бронзовая скульптура весит 150 кг, она отлита в Казани. Идея установить в Йошкар-Оле забавный талисман принадлежала главе республики – Леониду Маркелову. Композиция представляет собой садовую скамейку на которой вальяжно развалился кот с хитрющими глазами и очаровательной улыбкой.
Национальная художественная галерея
Национальная художественная галерея — крупнейшая выставочная площадка города Йошкар-Олы. Со дня основания в 2007 году, Национальная художественная галерея представила 7 экспозиций, которые посетили более 60 тысяч зрителей. Постоянная экспозиция из фондов Музея изобразительных искусств представляет лучшие образцы национальной живописи, графики и скульптуры. В стенах галереи регулярно проходят выставки российского и мирового уровня
Озеро «Морской глаз»
Особенно необычным, одним из самых красивых озер России является озеро Морской глаз, которое находится в Волжском районе. Озеро образовалось в результате карстового провала порядка 20 тыс. лет назад. Озеро интересно своим местоположением на склоне горы, большой глубиной при небольших размерах и необычным зелёным цветом воды.
Марийский этнографический музей
Марийский этнографический музей им. В. И. Романова — это музейный комплекс под открытым небом. Музей располагается в городе Козьмодемьянск, входит в состав Козьмодемьянского музейного комплекса. Это единственный музей, знакомящий с историей марийского народа, и один из двух в европейской части России, целиком посвященный этнографии малых народов. Экспозиция музея расположилась в живописном месте с видом на Волгу и состоит из деревянных изб, бань, мельницы, колодца, кузницы и других строений. Все это подлинные постройки марийского народа.
Дуб Пугачёва
«Дуб Пугачёва» находится на Кленовой горе. По легенде, в лесу Пугачёв с небольшим отрядом прятался от царских войск, проходивших по Казанскому тракту. Действительно ли этот дуб видел Емельяна Пугачёва, доподлинно неизвестно. Однако дерево действительно очень старое и заботливо оберегается сотрудниками парка как ценный культурный объект. Это место настоящего туристического паломничества.
3 тур «Продолжи…»
В1. Третий тур называется «Продолжи….». Мы будем читать описание, а ваша задача закончить.
Живут эти грибы на деревьях или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать сразу чуть ли не целое лукошко … (опята).
Ягоды эти похожи на малину. Только черного цвета. Да колючки, как у ежа … (ежевика).
Снаружи жилища этих трудолюбивых насекомых – просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри – настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками. О ком идет речь? ... (муравьи).
Этот жук летает и в апреле, и в июне. Но чаще всего – в мае. Отсюда и название жука … (майский).
Его все называют «лесным» доктором за то, что он «лечит» деревья – вытаскивает из-под ствола и из-под коры вредных насекомых и их личинки … (дятел).
Приникли к земле красивые, вырезные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета … (земляника).
4 тур «Определите птицу по голосу»
Ворона
Грач
Скворец
Дикая утка
Сова
Курица
5 Тур «Пословицы и поговорки о Родине»
В2: Наш край богат национальными традициями: народными песнями, танцами, сказками. Марийский народ знает своих героев по легендам, которые дошли до нас с тех давних времён.
В1: Родина – это- то место, где человек родился и вырос. Где живут его родные и друзья. Много о Родине написано стихотворений, пословиц и поговорок.
В2: А какие пословицы и поговорки знаете вы?
Д: Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дома и стены помогают.
Дым Отечества светлее чужого огня.
Береги землю родимую, как мать любимую..
О тех и радио вещает, кто Родину защищает.
От Родины награда — сердцу отрада.
Велика русская земля и везде солнышко.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родину головой оберегают.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Живем не тужим, своей Родине служим.
Жить — Родине служить.
Кто Родину любит, тому она в долгу не будет.
Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.
Мала птица, а и та свое гнездо бережет.
На родной стороне и камешек знаком.
За морем теплее, а у нас светлее.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Нашему народу Родина всего дороже.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.
С родной земли умри, а не сходи.
Человек без Родины — соловей без песни.
В: Я вижу, что ребята знают пословицы и поговорки о Родине, а значит, любят свой город и родной край.
6 тур «С любовью к поселку»
В: Марийцы – талантливый народ. Они бережно относятся к старому и тянутся к новому. На марийской земле родилось много известных поэтов и композиторов, художников и музыкантов. Марийские песни и танцы украшают любой праздник.
В: Глубокими корнями связан человек со своей землей, с тем местом, где он родился, жил, учился. На долгие годы сохраняются в памяти человека картины родных мест.
Наш край – это частица большой и прекрасной страны. Забота о родном крае – это значит забота о Родине.
В: Я сейчас начну предложение, а вы его продолжите.
Я люблю свой город(посёлок) ….., потому что он ... (большой, красивый...)
Например: Я люблю свой город Йошкар-Ола, потому что он мне очень дорог, это столица моей Родины.
В: Молодцы! Какие красивые, удивительные слова вы посвятили нашему поселку, город.
В: Ребята, а сейчас мы с вами поработаем в маленьких подгруппах.
У вас на партах лежит вот такой листочек. В нем пропущены буквы. Вам нужно вместо точки вставить пропущенные буквы и у вас должно получится слова. Те, кто первым закончат задание получат по одному жетончику.
1) Р . ДИ . А- родина
2) ОН. Р- онар
3) ГУ. С..-гусли
4) Б . РК . Т- беркут
5) КО . У . Б- колумб
6) Б. ЕР . З .- берёза
7) ВО. . А- волга
8) Й . ШК . .- О . А- йошкар-ола
9) ЗА . Ц- заяц
10) М . Р . ЙЦЫ- марийцы
11) ЯЛЬ . ИК- яльчик
7 тур «Собери картинку»
В: Следующий тур называется« Собери картину». У вас на партах лежат конверты. Вам необходимо собрать разрезанную картинку и рассказать, какое памятное место в городе на ней изображено.
Скамья любви и верности
Часы 12 апостолов на Патриаршей площади
Царь-пушка
Голубой слон
Древо жизни
Подведение итогов и награждение.
«Марийский край – земля Онара» Марийский край – Земля Онара – Ты часть страны моей большой! Для сердца гордостью ты стала, Я преклоняюсь пред тобой! Четыре века с половиной С Россией об руку ты шла, Надежды, радости, печали Ты с нею вместе пронесла! Поля, леса, озера, реки… Твоих богатств не перечесть! Люблю тебя, мой край, навеки И принимаю все, как есть.
В2: Ребята, мы с вами прошли сегодня на нашем занятии все туры. Посчитайте сколько жетончиков вы получили. ( награждение)
Организационное завершение занятия
Ребята, нам понравилось с вами работать. Вы были активными и старательными. Желаем вам успехов в учебе, спасибо за занятие, до свидания!