Проведение предметных олимпиад младших школьников имеет большое воспитательное и обучающее значение. Олимпиады дают возможность ученику познать себя, дают возможность в большей степени почувстствовать уверенность в себе, служат развитию творческой инициативы ребят. Работа включает олимпиадные задания по математике для учащихся четвертого класса. К ним прилагаются ответы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Антон, Володя и Юра пришли в гости к Мише. Они долго беседовали о том, как им удалось провести каникулы.
- Ну, Боков, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя.
- О, ещё как, - ответил Боков, - могу теперь потягаться в плавании с тобой и Антоном.
- Посмотрите, какую коллекцию марок я собрал, сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа альбом с марками.
Всем, особенно Лукину и Антону, марки очень понравились. А Самохин обещал показать товарищам собранную им коллекцию наклеек.
Определите имя и фамилию каждого мальчика.
2. Вместо звёздочек поставь такие цифры, чтобы получилось верное равенство:
5 + 3 = 01
3. Реши геометрическую задачу: Периметр квадрата равен 64 см. Найди длину прямоугольника с шириной 4 см и площадью в 8 раз меньше, чем площадь квадрата.
4. Реши и поясни действия: Расстояние между двумя машинами, движущимися по шоссе 100 км. Скорости машин 80км/ч и 60км/ч. Чему может быть равно расстояние между ними через час?
5. В каждой цепочке чисел найди закономерность и вставь пропущенные числа:
1) 3, 6, __ , 12, 15, 18.
2) 1, 8, 11, 18, ___ , 28, 31.
3) 2, 2, 4, 4, ___ , 6, 8, 8.
4) 24, 21, ___ , 15, 12.
5) 65, 60, 55, ____ , 45, 40, 35.
6) 20, ___ , 21, 15, 22, 14, 23, 13.
7) 2,1, 3, 2, 4, 3, ___ , 4, 6.
8) 12, 23, ____ , 45, 56.
6. Вставь вместо вопросительных знаков кружочки, найдя закономерность в первых двух строчках, и поясни свой ответ:
?
?
БУРЬЯНБУРЯ
ВАЛЕНОКВЕНОК
КИОСКИСК
7. Реши и поясни действия: Три команды набрали на олимпиаде 285 баллов. Если бы команда школы № 24 набрала на 8 баллов меньше, а команда школы № 46 на 12 баллов меньше, а команда школы № 12 на 7 баллов меньше, то все они набрали бы поровну. Сколько баллов набрали команды школ № 24 и № 12 вместе?
Максимальное количество баллов за 8 заданий - 39 баллов. Победителем является обучающийся, набравший максимальное количество баллов и выполнивший не менее 50% заданий.
Задание 1. Реши и поясни действия:
Антон, Володя и Юра пришли в гости к Мише. Они долго беседовали о том, как им удалось провести каникулы.
- Ну, Боков, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя.
- О, ещё как, - ответил Боков, - могу теперь потягаться в плавании с тобой и Антоном.
- Посмотрите, какую коллекцию марок я собрал, сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа альбом с марками.
Всем, особенно Лукину и Антону, марки очень понравились. А Самохин обещал показать товарищам собранную им коллекцию наклеек.
Определите имя и фамилию каждого мальчика.
Решение:
В задаче речь идёт о четырёх друзьях (Антоне, Володе, Юре и Мише) и их фамилиях (Боков, Петров, Лукин, Самохин). Составим таблицу для установления соответствия между именами и фамилиями ребят.
Антон
Володя
Юра
Миша
Боков
-
-
+
-
Петров
-
-
-
+
Лукин
-
+
-
-
Самохин
+
-
-
-
Так как Володя спросил Бокова, то Володя не Боков.
В силу того, что Боков может потягаться в плавании с Антоном, Боков - не Антон.
Из того, что коллекцию марок достал из шкафа Петров, а ребята пришли в гости к Мише, можно сделать вывод, что у Миши фамилия Петров.
Из последнего утверждения следует, что никто из ребят не может больше носить фамилию Петров и никого больше не зовут Миша.
Из таблицы видно, что у Юры фамилия Боков. И никто больше не носит имя Юрий.
Так как Антон не Лукин, то он носит фамилию Самохин.
И, следовательно, фамилия Володи – Лукин.
Ответ: Антон Самохин, Володя Лукин, Юра Боков, Миша Петров.
За верно выполненное задание – 5 баллов.
Задание 2. Вместо звёздочек поставь такие цифры, чтобы получилось верное равенство:
5 + 3 = 01.
Решение:
Определим сначала цифру единиц в первом слагаемом. Исходя из условия задачи, к трём следует прибавить такое слагаемое, чтобы получилось число, оканчивающееся на 1. Этому условию удовлетворяет число 8, так как 8+3=11 (58+3=01).
Теперь будем определять цифру десятков во втором слагаемом. Один десяток мы получили, когда складывали единицы. Прибавив к нему ещё 5 десятков, мы должны получить число, оканчивающееся на 0. Этому условию удовлетворяет 4, так как 5+1+4=10 (58+43=01). При сложении десятков мы получили одну сотню, поэтому для того, чтобы получились тысячи, следует прибавить 9 сотен. Таким образом, получаем 58+943=1001.
Ответ: 58+943=1001.
За верно выполненное задание – 3 балла.
Задание 3.Реши геометрическую задачу. Периметр квадрата равен 64 см. Найди длину прямоугольника с шириной 4 см и площадью в 8 раз меньше, чем площадь квадрата.
Решение:
1) 64 : 4 = 16 (см) – сторона квадрата.
2) 16 • 16 = 256 (см2) – площадь квадрата.
3) 256 : 8 = 32 (см2) – площадь прямоугольника.
4) 32 : 4 = 8 (см) – длина прямоугольника.
Ответ: 8 см длина прямоугольника.
Правильное решение с пояснением – 3 балла.
Правильное решение с частичным пояснением или с ошибкой (1–2) в пояснении к действию – 2 балла.
Правильное решение без пояснения или с ошибками во всех пояснениях, с ошибками в вычислениях – 1 балл.
Частичное правильное решение – 1 балл.
Неверное решение – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 3 балла.
Задание 4. Реши и поясни действия. Расстояние между двумя машинами, движущимися по шоссе 100 км. Скорости машин 80 км/ч и 60 км/ч. Чему может быть равно расстояние между ними через час?
Решение:
Способы решения, зависимые от движения машин:
I. Если машины двигаются в противоположные стороны:
1) 80 + 60 = 140 (км) – увеличится расстояние за 1 час.
2) 140 + 100 = 240 (км) – расстояние между машинами через час.
Ответ: 240 км.
II. Если машины движутся навстречу:
1) 80 + 60 = 140 (км) – машины проедут вместе за час.
2) 140 – 100 = 40 (км) – расстояние между машинами через час.
Ответ: 40 км.
III. Машины движутся в одном направлении, впереди машина со скоростью 60 км/ч:
1) 80 – 60 = 20 (км/ч) – скорость сближения.
2) 100 – 20 = 80 (км) – расстояние между машинами через час.
Ответ: 80 км.
IV. Машины движутся в одном направлении, впереди машина со скоростью 80 км/ч:
1) 80 – 60 = 20 (км/ч) – скорость удаления.
2) 100 + 20 = 120 (км) – расстояние между машинами через час.
Ответ: 120 км.
Оценка за один способ решения. Баллы каждого способа суммируются.
Правильное решение с пояснением – 3 балла.
Правильное решение с частичным пояснением или с ошибкой в пояснении к одному действию – 2 балла.
Правильное решение без пояснения или с ошибками в пояснении к каждому действию – 1 балл.
Неверное решение – 0 баллов.
Максимальное количество – 12 баллов.
Задание 5. В каждой цепочке чисел найди закономерность и вставь пропущенные числа.
Задание 6. Вставь пропущенные знаки и поясни свой ответ:
?
?
БУРЬЯН БУРЯ
ВАЛЕНОК ВЕНОК
КИОСК ИСК
Решение:
Анализируя слова, записанные слева и справа от таблицы, можно заметить, что слово «буря» получается из слова «бурьян» путём удаления 4-й и 6-й букв. Как раз столько кружков и нарисовано в первой строке. Проверим подмеченную закономерность на словах второй строки. Слово «венок» получается из слова «валенок» путём удаления 2-й и 3-й букв.
Таким образом, подмеченная закономерность оказалась правильной. Применим её к словам третьей строки. Слово «иск» получается из слова «киоск» путём удаления 1-й и 3-й букв. Следовательно, в первый квадрат нарисуем один кружок, а во второй – три.
Максимальное количество баллов – 3 балла.
7. Реши и поясни действия:
Три команды набрали на олимпиаде 285 баллов. Если бы команда школы № 24 набрала на 8 баллов меньше, а команда школы № 46 на 12 баллов меньше, а команда школы № 12 на 7 баллов меньше, то все они набрали бы поровну. Сколько баллов набрали команды школ № 24 и № 12 вместе?
Решение:
Сделаем краткую запись задачи в виде чертежа:
№ 24 8
№ 46 12 285 баллов
№ 12 7
1) 7+12+8=27 (б.) – на столько баллов меньше набрали все школы.
2) 285-27= 258 (б.) – столько была их сумма.
3) 258:3=86 (б.) – набрала бы каждая школа.
4) 86+7=93 (б.) – набрала школа № 12.
5) 86+8=94 (б.) – набрала школа № 24.
6) 93+94=187 (б.) – набрали школы № 12 и № 24 вместе.
Ответ: 187 баллов.
Максимальное количество баллов – 3 балла.
Задание 8. На рисунке показан игральный кубик и три развертки. Какие из них могут быть развертками именно этого кубика?
Решение: б), в).
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество баллов за задание – 2 балла.