ПРОВЕРОЧНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ Подбор материала и способов проверки осуществляется с учетом: 1) программы по русскому языку для классов, работающих по системе Л. В. Занкова; 2) грамматического состава учебников русского языка и их методического аппарата. Работа проводится на уроке, все учащиеся выполняют задания одновременно, индивидуально, в доступном для класса темпе. Возможна некоторая замена самого содержания (материала) в зависимости от уровня подготовки класса, но характер заданий необходимо сохранить. К каждому заданию даются пояснения по его проведению, однако по усмотрению учителя форма подачи инструкции (устно или письменно на доске) может изменяться. Проверка знаний, умений и навыков в любой период должна включать задания по темам, предположительно достаточно проработанным и закрепленным к моменту проверки. Для выявления продвижения учащихся в развитии предназначены задания на классификацию (группировку) учебного материала на основе пройденного, приуроченные к концу учебного года. Это задания повышенной трудности, они обозначены звездочкой. Умение решать такие задачи считается в психологии единым критерием обучаемости и умственного развития. Развитие мыслительной деятельности характеризуется мерой увеличения самостоятельности при оперировании знаниями в новых условиях, т. е. в условиях непривычной формулировки задания, применения нового языкового материала, необходимости сделать самостоятельный вывод, обобщение. Задания на группировку отвечают этим требованиям при условии включения в них элементов поисковой умственной деятельности, например в случае группировки без указания ее основания (признака, критерия). Оценка результатов выполнения заданий на группировку и обобщение производятся на основе уровневого анализа работ учащихся. Отметки (баллы) не выставляются. Оценка других проверочных заданий осуществляется в соответствии с требованиями к знаниям, умениям и навыкам по русскому языку, а также по следующим показателям: 1) наличие или отсутствие знания; 2) умение практически применять знания; 3) правильность решения (выполнения) задания; 4) полнота решения. Нормативные требования, соответствующие показателям, могут быть представлены в виде общих уровней выполнения заданий: 4-й уровень — самостоятельно и правильно выполняет привычные и непривычные задания. Отметки (баллы) выставляются за работы только контрольного характера, например за диктант. Для учета итогов текущей проверки, чему служат проверочные работы, возможно пользоваться отметками (баллами) в сводных данных по классу, опираясь при оценивании на вышеприведенные показатели. 3-й уровень — допускает единичные негрубые ошибки при выполнении привычных и непривычных заданий, которые может исправить самостоятельно. 2-й уровень — допускает единичные ошибки в привычных заданиях, нуждается в помощи при их исправлении, затрудняется выполнить непривычные задания, что свидетельствует о недостаточной сформированности умения применять свои знания. 1-й уровень — результаты показывают, что ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изученного материала, допускает грубые ошибки. Контрольные работы (1 класс, второе полугодие) ● На восстановление деформированного текста Работа 1 Она собрала тонкие веточки. Настя шла из школы домой. В школьном саду обрезали деревья. Скоро заблестели зеленые листочки. Дома девочка поставила их в воду. (24 слова) Порядок работы. Предложения записываются на доске, каждое с новой строчки. Инструкция. Из данных предложений составь рассказ. Запиши его. ● На узнавание твердости-мягкости согласных звуков и способов их обозначения Работа 2 Волк, лось, крот, жук, дупло, белка. Порядок работы. Слова записываются на доске. Инструкция 1. Выпиши слова, в которых обозначены только твердые согласные звуки. 2. Запиши слова, в которых обозначены мягкие согласные звуки. Подчеркни буквы, обозначающие мягкость согласных звуков. Работа 3 Сорока, гусь, коса, луг, молоко, пенек. Порядок работы. Слова записываются на доске. Инструкция 1. Выпиши слова, в которых обозначены только твердые согласные звуки. 2. Запиши слова, в которых обозначены мягкие согласные звуки. Подчеркни буквы, обозначающие мягкость согласных звуков. ● На выявление умения делить слова на слоги Работа 4 Ухо, осина, лампа, крыша, утка, окно, аист. Порядок работы. Слова записываются на доске. Инструкция 1. Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги. 2. Подчеркни слова, которые нельзя перенести на другую строчку. Работа 5 Ива, арбуз, орел, утро, удар, лимон, огурцы. Порядок работы. Слова записываются на доске. Инструкция 1. Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги. 2. Подчеркни слова, которые можно переносить. ● На правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн Работа 6 Диктант Лужи, уши, чашка, учу, внучка, ищу, щавель. Порядок работы. Слова диктуются с указанием запятых. Инструкция. 1. Запиши слова. 2. Подчеркни в словах орфограммы. Работа 7 Диктант Ужи, шипы, мощный, свечка, дачник, встреча, роща. Порядок работы. Учитель читает все слова, после этого диктует слова, указывая запятые («Ужи, запятая» и т. д.) и точку в конце диктанта. Грамматические задания 1. Обведи кружочком буквы, которые обозначают твердые шипящие звуки. 2. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие шипящие звуки. ● На правописание большой буквы в именах собственных; обозначение мягкости согласных и сочетание шипящих с гласными Работа 8 Диктант Тетя, Толя, Волга, мяч, ежи, Алена, Жулька, окунь, сети, чищу, туча, чаща, шишки, стучу. (14 слов) Порядок работы. Учитель читает все слова, после этого диктует пословно, указывая запятые («Тетя, запятая» и т. д.) и точку в конце диктанта. Написанное дети проверяют сначала самостоятельно, затем сверяют с записью слов на доске, сделанной заранее и закрытой во время диктанта. Исправления при вторичной проверке (сверка с записью на доске) делаются ручкой другого цвета. Инструкция. Запиши под диктовку. Грамматическое задание. Подчеркни в именах собственных буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Работа 9 Диктант Коля, лыжи, Лена, путь, щука, дача, Пушок, груши, пружина, чудо. (10 слов) Порядок работы. Учитель читает все слова, после этого диктует пословно, указывая запятые («Коля, запятая» и т. д.) и точку в конце диктанта. Написанное дети проверяют сначала самостоятельно, затем сверяют с записью слов на доске, сделанной заранее и закрытой во время диктанта. Исправления при вторичной проверке (сверка с записью на доске) делаются ручкой другого цвета. Правильные исправления, сделанные в ходе самостоятельной проверки, за ошибку не считаются. Инструкция. Запиши под диктовку. Грамматическое задание. Подчеркни в именах собственных буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Работа 10 Диктант Стало тепло. Это пришла весна. Тает снег. Бегут ручейки. Малыши Витя и Павлик пускают кораблики. Света и Ольга играют в мяч. (21 слово) Порядок работы. Сначала учитель читает текст по нормам произношения. Затем диктует слова каждого предложения орфографически, по два-три слова с паузами между словами. После записи всего текста учитель еще раз читает его медленно, орфографически, ученики проверяют написанное. Грамматические задания 1. В словах предпоследнего предложения поставь ударение. 2. В последнем предложении подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Схема анализа контрольных работ (1 класс, второе полугодие) Классификация ошибок Работа 1 Текст составлен с помощью. Работы 2—3 Не выписали слова с твердыми согласными звуками. Не выписали слова с мягкими согласными звуками. Не подчеркнули буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Работы 4—5 Не разделили слова на слоги. Не подчеркнули слова, которые нельзя перенести. Не подчеркнули слова, которые можно перенести. Работы 6—7 (диктант) Подчеркнули не все орфограммы. Работы 8—9 (диктант) В именах собственных подчеркнули не все буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Работа 10 (диктант) Не во всех словах поставили знак ударения. Подчеркнули не все буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Ошибки, допущенные в диктанте Орфограммы: 1. Пропуск, замена, перестановка букв. 2. Буквы е, ё, ю, я после мягких согласных. 3. ь на конце слова. 4. Гласные после шипящих. 5. Большая буква в именах собственных. 6. Перенос слов. 7. Ударение в слове. Контрольные работы (2 класс, первое полугодие) ● На выявление умения определять границы предложения Работа 1 Вчера дядя Артем поймал щуку и леща тетя Люба сварила уху она угостила гостей супом и пирогом дочка Наташа наливала чай в чашки. (23 слова) Порядок работы. Текст без знаков препинания записывается на доске. Учитель читает текст, делая паузы между предложениями. Инструкция предъявляется по этапам выполнения: 1. Прочитай текст еще раз. Определи начало и конец каждого предложения. 2. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте. 3. Запиши имена собственные. Подчеркни в них буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. 4. Напиши цифрой, сколько слогов в слове дочка. Работа 2 Пришла зима река скована льдом поля и луга покрыты белым ковром в лесу тишина стучит только дятел по стволу он ищет корм под корой вот белка она несет из своей кладовой сухие грибы. (33 слова) Порядок работы. Текст читает учитель, делая паузы между предложениями. Инструкция предъявляется по этапам выполнения: 1. Прочитай текст еще раз. Определи начало и конец каждого предложения. 2. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте. 3. Запиши третье предложение. Подчеркни слово, употребленное в переносном значении. 4. В этом же предложении поставь над словами знак ударения. ● На применение правил правописания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн Работа 3 Диктант Жить, шить, чайка, пища, шучу, тащу, хищник, печка, печник. Порядок работы. Слова диктуются. Инструкция 1. Запиши слова. 2. Подчеркни слова, в которых слышится, но не пишется буква ы. 3. Подчеркни сочетания, в которых не пишется ь. Предупредить: хищнИк, тАщу. ● На выявление умения составить словосочетание Работа 4 Дерево (какое?) ... Ветки (какие?) ... Мох (какой?) ... Тропинка (какая?) ... Порядок работы. На доске заранее написан материал и первый пункт инструкции. Инструкция 1. Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания. 2. Подчеркни слово, над которым не нужно ставить знак ударения. 3. Раздели для переноса слова дерево, тропинка. ● На составление предложений по вопросам Работа 5 Куда? что сделала? какая? кто? Сорока, на забор, красивая, села. Как? что сделал? какой? кто? откуда? Бобик, маленький, из-под крыльца, залаял, звонко. Порядок работы. Вопросы и слова написаны на доске. Инструкция 1. Составь предложения по вопросам. 2. Подчеркни главные члены предложения. Работа 6 Диктант У Веры был чиж. Чиж жил в клетке. Он не пел. Почему чиж не поет? Вера выпустила чижа на волю. В саду он стал петь весь день. Летал с кустика на кустик и пел. Потом улетел в рощу. (38 слов) Слова для справок (записываются на доске): клеткЕ, пОчЕму, не пОет, выпустИла, лЕтал, пОтом. Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям. Слова для справок записывает на доске. После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз сверяют ее с текстом диктанта, который орфографически читает учитель для вторичной проверки. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета. Инструкция 1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем. 2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются). 3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно). Грамматические задания 1. Подчеркни вопросительное предложение. 2. Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков. 3. Придумай и запиши заголовок к тексту. Контрольные работы (2 класс, второе полугодие) ● На выявление умения определять границы предложения Работа 1 Катя Завьялова пошла с дедушкой Ильей в лес за хворостом хорошо утром в лесу ветерок ласкает стволы берез трава покрыта росой лес оживает в густой зелени поют птицы вот бежит заяц встал он столбиком слушает в старой сосне дупло рыжей белки в гнезде большие запасы это корм зверьку на всю зиму. (51 слово) Порядок работы. Текст без знаков препинания записывается на доске. Текст читает учитель. Инструкция предъявляется по этапам выполнения: 1. Прочитай текст еще раз. Определи начало и конец каждого предложения. 2. Спиши, расставляя знаки препинания. 3. Подчеркни орфограммы в именах собственных. 4. Напиши слово трава и подчеркни букву, обозначающую безударный гласный звук. Подбери и запиши проверочное слово. ● На выявление умения находить части речи Работа 2 1. Кто повел ребят весной в парк на экскурсию? 2. Что можно увидеть в парке? Порядок работы. Вопросы написаны на доске заранее. Учитель читает вопросы. Инструкция 1. Запиши полные ответы на вопросы. (Учитель поясняет, что в ответе на первый вопрос необходимо указать любое имя и отчество.) 2. В первом ответе подчеркни глагол двумя чертами. Во втором ответе подчеркни имена существительные одной чертой. Контрольные работы по итогам года Работа 3 Диктант Пришла весна. Журчат ручьи. Стайка воробьев подлетела к дому и клюет хлебные крошки. За воробьями следит рыжий пушистый кот. Но быстрые птички улетели. Митя зовет Барсика домой. (27 слов) Слова для справок (записываются на доске): прИшла, кроШки, БарсИка, воробьеВ. Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям. После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз сверяют ее с текстом диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета. Инструкция 1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем. 2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются). 3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно). Грамматические задания 1. Подчеркни волнистой линией имена прилагательные в четвертом предложении. 2. Обведи кружочком предлоги. Работа 4 Диктант Весной в лесу снег стал таять. Вот под сосной закачался сугроб. Это вылез медведь из своей берлоги. Он зевнул и зашагал в чащу леса. Какой он худой! Осенью медведь лег в берлогу и заснул на всю зиму. Шумела метель. Дул ледяной ветер. Медведь крепко спал. (45 слов) Слова для справок (записываются на доске): таЯть, зАкачался, бЕрлогИ, мЕтель. Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям. После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз сверяют ее с текстом диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета. Инструкция 1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем. 2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются). 3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно). Грамматическое задание. Подчеркни орфограмму в корне слова зашагал. Подбери и запиши проверочное слово. ● На группировку существительных по единственному и множественному числу, а затем — по обозначению парных согласных Работа 5 Задание направлено на выявление умения рассматривать ряд слов с одной и той же точки зрения и способности к переключению на другую точку зрения. Сад, сады, лист, листы, дождь, дожди, плот, плоты, мост, мосты, шаг, шаги. Порядок работы. Слова записываются на доске. Инструкция 1. Прочитай слова. 2. Распредели слова на две группы и запиши каждую группу слов в отдельный столбик. Напиши под столбиками, чем похожи слова в каждой группе. 3. Слова какой группы можно еще распределить на две равные группы? Раздели и напиши под столбиками, чем похожи слова в группах. Варианты обоснования группировки слов: по единственному или множественному числу существительных; по месту ударения в слове; с ударными или безударными гласными в корне; проверочные или проверяемые слова. Приемлемо любое из этих обоснований. Обоснование группировки во второй части задания (при перегруппировке существительных в единственном числе) предполагает указание на обозначение парных согласных звуков разными буквами на конце слов. Но возможен выбор учащимися для другой группировки существительных во множественном числе — по окончаниям (сады, дожди). Однако в этом случае получатся неравные группы, что не соответствует условию. Уровни выполнения работы 4-й уровень — выделены правильно и объяснены по две группы в первой и второй частях задания. Ответы этого уровня свидетельствуют о высокой степени развития мышления, подвижности мыслительных процессов, об осознанности своих действий (применительно к данной сложности задания и рассматриваемым мыслительным операциям). 3-й уровень — выделены правильно в первой части задания две группы в полном объеме и объяснены. На этом уровне проявлена способность к рассмотрению объектов под одним углом зрения и имеет место осознание своих действий, а значит, и большая продвинутость в мышлении. Однако вторая группировка не осуществлена, и, следовательно, не проявилась способность к переключению на другой аспект рассмотрения. 2-й уровень — выделены правильно две группы, но группы неполные. Ученик уже может проанализировать предложенный материал, но не распространяет рассмотрение по общему признаку на все слова и не дает объяснения произведенной группировке. Это свидетельствует о том, что пока проявляется интуитивный подход к решению, ребенок еще не осознает ход своих мыслей. 1-й уровень — ученик не приступил к выполнению задания или предпринял неправильные попытки (слова переписаны попарно или переписаны в произвольном порядке). Этот уровень свидетельствует о том, что ученик не может выбрать какой-либо признак и рассматривать слова по этому признаку. 1—3-й уровни данного задания подразделяются на два подуровня: 1) найденное решение ученик не может объяснить; это свидетельствует о неотчетливом осознании своих мысленных действий; 2) найденное решение ученик может объяснить; здесь проявляется отчетливое осознание своих мысленных действий, а значит, и более развитое мышление. Схема анализа контрольных работ (2 класс, первое полугодие) Классификация ошибок Работы 1—2 Выделили не все предложения. Выделили не все имена собственные. Подчеркнули не все буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Не выделили слоги. Не выделили слово в переносном значении. Не над всеми словами поставили знак ударения. Работа 3 (диктант) Подчеркнули не все орфограммы. Работа 4 Составили не все словосочетания. Не подчеркнули слово мох. Не разделили слова для переноса. Работа 5 Неправильный порядок слов в предложениях. Не нашли подлежащее. Не нашли сказуемое. Не нашли главные члены предложения. Работа 6 (диктант) Не подчеркнули вопросительное предложение. Подчеркнули не все слова с расхождением количества букв звуков. Не придумали заголовок к тексту. Ошибки, допущенные в диктанте Орфограммы: 1. Пропуск, замена, перестановка букв. 2. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением. 3. Буквы е, ё, ю, я после мягких согласных. 4. Гласные после шипящих. 5. Большая буква в именах собственных. 6. Разделительный мягкий знак. 7. Родовые окончания прилагательных. Схема анализа контрольных работ (2 класс, второе полугодие) Классификация ошибок Работа 1 Выделили не все предложения. Подчеркнули не все орфограммы в именах собственных. Не обозначили безударный гласный. Не подобрали проверочное слово. Работа 2 Не ответили на первый вопрос. Не ответили на второй вопрос. Не подчеркнули глагол. Не подчеркнули существительное. Работа 3 (диктант) Не подчеркнули прилагательные. Нашли не все предлоги. Работа 4 (диктант) Не подчеркнули орфограмму в корне слова. Не подобрали проверочное слово. Ошибки, допущенные в диктанте Орфограммы: 1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением. 2. Непроверяемые написания в корне слова. 3. Парные согласные на конце слова. 4. Гласные после шипящих. 5. Разделительный мягкий знак. 6. Предлоги. 7. Родовые окончания прилагательных. 8. Большая буква в именах собственных. 9. Перенос слов. 10. Пропуск, замена, перестановка букв. 11. Буквы е, ё, ю, я после мягких согласных. |