Упражнения в устных вычислениях должны включаться в любой этап урока. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Устные вычисления ценны в методическом отношении, когда используются как подготовительная ступень при объяснении нового материала (в соотвестсвии с принципом "от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному").
Устный счет на уроках математики играет немаловажную роль в повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития личностных качеств ребенка. Формируя навыки устных вычислений, учитель тем самым воспитывает у учащихся навыки сознательного усвоения изучаемого материала, приучает ценить и экономить время, развивает желание поиска рациональных путей решения задачи. Иными словами, формируются познавательные, включая логические и знаково-символические универсальные учебные действия.