ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 3 КЛАССА
Основная часть
Найди ряд, в котором все фамилии стоят в алфавитном порядке.
Груздев, Дунаев, Рыбаков, Редькин
Клюев, Перов, Пирогов, Федин
Борисов, Рожков, Никулин, Щепкин
Аристов, Волгин, Журов, Дятлов
Прочитай слова: ёжик, ряд, медь, клюв, тень, юг, мёд. Сравни в этих словах количество звуков и букв. Запиши слова в соответствующий столбик таблицы
количество звуков равно количеству букв | звуков больше, чем букв | звуков меньше, чем букв |
| | |
| | |
| | |
Отметь два правильных утверждения о звуковом составе слова чашка
первый гласный безударный
первый звук твёрдый согласный
пять звуков, пять букв
есть два одинаковых гласных звука
Выбери правильные утверждения о составе слова. Отметь ответы
Слово может состоять из суффикса и окончания.
Слово может состоять из приставки и суффикса.
Слово может состоять из корня и окончания.
Слово может состоять из приставки, корня и окончания.
Отметь группу родственных слов и среди них нет формы одного слова.
багаж, багажный, багажник, багажная
хлеб, хлебный, хлеба, хлебушек
бег, бегун, беготня, бегуны
моряк, морской, приморский, приморье
Отметь слова, слова, состоящие из корня, суффикса и окончания.
полянка
повар
погода
почтовый
Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.
книга, холодный, мороз, зонтик, пальто, хорёк
Отметь имена существительные.
бегать
пробежать
беготня
бежать
бег
побежать
Отметь имена существительные женского рода.
дождь
мышь
шампунь
фасоль
соболь
ремень
Отметь правильные утверждения о предложении.
Прозвенел школьный звонок.
восклицательное
невосклицательное
повествовательное
побудительное
вопросительное
Отметь предложение, в котором правильно подчёркнута грамматическая основа.
Корабль ведёт капитан.
Корабль ведёт капитан
Корабль ведёт капитан
Отметь пары слов, которые являются словосочетанием.
вьётся тропинка
рыскала голодная
лесная тропинка
молодая верба
шумит ветер
началась гроза
Прочитай текст и выполните задания 13-14
Эта басня сложена про тебя
Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Они давали людям заглянуть в чудесное зеркало, в котором отражались всякие звери и диковинные вещи, являвшие собой зрелище сколь занимательное, столь и поучительное. Мудрецы назвали это зеркало басней, и что бы ни делали звери, всё разумное и глупое люди поневоле относили к себе и при этом думали: эта басня сложена про меня. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог. Приведем пример.
Стояли две высокие горы, а на их вершинах стояло по замку. Внизу, в долине, рыскала голодная собака, обнюхивая землю в поисках мышей или куропаток. Вдруг из одного замка послышался звук трубы; он возвещал, что там вот-вот сядут за стол. Собака тотчас помчалась на гору, надеясь, что и ей перепадет кусочек, но не успела она и полпути пробежать, как там перестали трубить, зато затрубили в другом замке. Тут собака подумала, что в первый замок ей не поспеть, там, видно, уже отобедали, а вот во втором еще только за стол садятся. Она сбежала с этой горы и помчалась на другую. Тут снова затрубили в первом замке, во втором же труба смолкла. Собака снова сбежала вниз и снова помчалась на гору, так она и бегала взад и вперед до тех пор, пока не смолкли обе трубы, потому что и здесь, и там уже отобедали.
А ну-ка догадайся, что хотели сказать этой басней древние мудрецы и кто этот глупец, который бегает, пока не свалится с ног, но так ничего и не находит ни здесь, ни там?
Х.К. Андерсен
Впиши недостающий пункт плана.
Басня - чудесное зеркало.
______________________________________________________
Кто этот глупец?
Запиши основную мысль текста. В твоей записи должно быть 2-3 предложения.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительная часть
Даны звуки: [у], [с'], [ы], [п], [д], [р], [й'], [а], [ч']
Распредели эти звуки на две группы.
1-я группа _________________________________________________
2-я группа _________________________________________________
Одну из выделенных тобой групп можно разделить еще на две группы. Предложи два способа того, как это можно сделать.
Способ 1 ________________________________________________________________________________________________________________________
Способ 2 ________________________________________________________________________________________________________________________
Ниже приведены несколько утверждений о составе слова.
Отметь правильные утверждения. Подчеркни слова, которые доказывают твой выбор. Если можешь, запиши свои примеры.
в слове может не быть суффикса. Например, морем, речкой, лопата, домик. ________________________________________________________
в слове может не быть приставки. Например, побережье, погода, багажник, приморский. ________________________________________________________
в слове может не быть окончания. Например, чучело, золото, пианино, метро. ________________________________________________________
Даны слова:
травка, сказка, мясной, больной, кружка, лисица, сосна, рыбка
Объедини эти слова в две группы в зависимости то того, какая орфограмма есть в корне слова.
Отметьте предложения, в которых выделенное слово является существительным.
Печь - это всегда яркий элемент интерьера.
Пироги нужно уметь печь.
Даша с трудом влезла на печь.
Пироги научились печь на Руси очень давно.
Составь два предложения со словом щенок.
В первом предложении употреби это слово в качестве подлежащего. ________________________________________________________________________________________________________
Во втором предложении употреби это слово в качестве второстепенного члена предложения. ________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по оценке выполнения заданий итоговой работы для учащихся 3 классов по русскому языку
№ задания | Правильное решение или ответ |
1 | Ответ: второй ряд 1 балл: выбран только правильный ответ 0 баллов: любой другой вариант выполнения. |
2 | Ответ: Количество звуков равно количеству букв | Звуков больше, чем букв | Звуков меньше, чем букв | ряд | ёжик | медь | клюв | юг | тень | мёд | | | 2 балла – все семь слов записаны в нужное место таблицы. 1 балл - 3-4 слова записаны в нужное место таблицы. 0 баллов – любой другой вариант выполнения. |
3 | Ответ: третье и четвертое утверждения 2 балла – выбраны два верных утверждения, другие не выбраны. 1 балл – выбрано второе или четвертое утверждение, другие утверждения не выбраны. 0 баллов – любой другой вариант выполнения. |
4 | Ответ: третье и четвертое утверждение 2 балла – выбраны оба правильных утверждения, другие утверждения не выбраны. 1 балл – выбрано третье или четвертое утверждение, другие утверждения не выбраны. 0 баллов – любой другой вариант выполнения. |
5 | Ответ: четвертый ряд 1 балл – выбран только правильный ответ. 0 баллов – любой другой вариант выполнения. |
6 | Ответ: полянка, почтовый 2 балла – выбраны оба правильных слова, другие слова не выбраны. 1 балл – выбрано слово полянка или почтовый, другие слова не выбраны. 0 баллов – любой другой вариант выполнения. |
7 | Ответ: холодный, мороз, пальто, хорёк. 2 балла – подчеркнуты все 4 нужные буквы. 1 балл – подчеркнуты 3 нужные буквы. 0 баллов – любой другой вариант выполнения. |
8 | Ответ: бег, беготня. 2 балла – выбраны оба слова, другие не выбраны. 1 балл – выбрано слово бег или беготня, другие слова не выбраны. 0 баллов – любой другой вариант выполнения. |
9 | Ответ: мышь, фасоль 2 балла – выбраны оба правильных слова, другие не выбраны. 1 балл – выбрано слово шампунь или вихрь, другие слова не выбраны 0 баллов – любой другой вариант выполнения. |
10 | Ответ: невосклицательное, повествовательное 2 балла – выбраны 2 правильных утверждения, другие не выбраны. 1 балл – выбрано невосклицательноеили повествовательное, другие не выбраны 0 баллов – любой другой вариант выполнения. |
11 | Ответ: второе предложение 1 балл – выбрано только второе предложение 0 баллов – любой другой вариант выполнения. |
12 | Ответ: лесная тропинка, молодая верба, 2 балла – выбраны два верных ответа, другие словосочетания не выбраны. 1 балл – выбрано только одно из нужных словосочетаний, другие не выбраны. 0 баллов – любой другой вариант выполнения. |
13 | Ответ: Пример названия второго пункта плана 2) Рассказ о собаке, бегающей между двух гор 1 балла – название пункта соответствует мысли текста. 0 баллов – любой другой вариант выполнения. Примечание: словесные формулировки, которыми учащийся может передать пропущенные пункты плана, могут отличаться от приведенных в качестве примера. Оценивается соответствие предложенных пунктов содержанию текста, а не идентичность с приведенными в качестве примера формулировками. |
14 | Ответ: Записан связный текст объемом в 2-3 предложения, в котором указано, о чём этот рассказ, передана его основная мысль. (Пример: «Иногда человек не может выбрать главное для себя. Он глупо бегает от одного к другому. А в результате остается ни с чем»). 2 балла – записан связный текст объемом в 2-3 предложения, в котором указано, о чём этот рассказ, передана его основная мысль. 1 балл – основная мысль текста передана, но есть некоторые замечания к связности ее изложения (например, это не связное высказывание, а несколько отдельных слов) ИЛИ основная мысль передана несколько расплывчато, но при этом замечаний к самому высказыванию нет. 0 баллов – любой другой вариант выполнения. Примечание: Наличие орфографических ошибок в тексте не влияет на оценку данного задания. |
15 | Ответ: 1 группа: [у], [ы], [а] 2 группа: [с'], [п], [д], [р], [й'], [ч'] 1 способ 1 группа: [с'], [й'], [ч'] 2 группа: [п], [д], [р] 2 способ 1 группа: [д], [р], [й'] 2 группа: [с'], [п], [ч'] 3 балла – задание выполнено правильно и в полном объеме в соответствии с ключом ответов 2 балла – задание выполнено правильно, но не в полном объеме: звуки распределены на две группы: гласные и согласные, предложен только один способ группировки согласных. 1 балл – задание выполнено правильно, но в минимальном объеме: звуки распределены на две группы: гласные и согласные, способ группировки согласных не предложен. 0 баллов – способы группировки не выявлены. Примечания: 1. Отсутствие при записи звуков квадратных скобок не влияет на оценку ответа. 2. Пропуск нескольких звуков при правильном способе группировки не влияет на оценку ответа. |
16 | Ответ: Отмечено 1 утверждение и подчеркнуто морем и/или лопата; Отмечено2 утверждение и подчеркнуто погода и/или багажник; Отмечено3 утверждение и подчеркнуто пианино и/или метро 3 балла – ответ дан в соответствии с ключом ответов; 2 балла – задание выполнено правильно, но не в полном объеме: найдено два из трех правильных утверждений, к которым верно подобраны слова ИЛИ найдены все три правильных утверждения, но только к одному из них подобраны слова, ошибок в подборе слов нет. 1 балл – задание выполнено в минимальном объеме: выбрано только одно утверждение и к нему подобрано слово ИЛИ задание выполнено в большем объеме: выбраны 2-3 утверждения, но при этом при подборе слов допущена 1 ошибка, либо слова не записаны вообще. 0 баллов – любой другой вариант выполнения. |
17 | Ответ: 1 группа | 2 группа | мясной | травка | больной | кружка | сосна | сказка | лисица | рыбка | 2 балла – все слова записаны в соответствующие колонки. 1 балл – при выполнении задания допущена одна ошибка: одно из слов записано не в тот столбик. 0 баллов – любой другой вариант выполнения. |
18 | Ответ: первое и третье предложения 2 балла – выбраны два правильных ответа, другие не выбраны 1 балл – выбрано только одно из нужных предложений, другие не выбраны. 0 баллов – любой другой вариант выполнения. |
19 | Ответ: записаны два предложения. В одном из предложений слово щенок является подлежащим (например,«Щенок бегал по полянке»), во втором предложении слово щенокдано как дополнение (например, «Мы купили щенка»). 2 балла – ответ дан в соответствии с ключом 1 балл – записаны два предложения, при этом и в том, и в другом предложении слово щенок дано в роли только подлежащего или только в роли второстепенного члена предложения. 0 баллов – любой другой вариант выполнения. |