Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения в начальной школе»
Здоровьесберегающие технологии в процессе
обучения в начальной школе
Из истинно человеческих ценностей здоровье — одна из основных. «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый ни-
щий счастливее богатого короля», - писал Шопенгауэр.
И поэтому несомненно, что успешность обучения в школе определяется
уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс.
Приоритетное направление современной социальной политики государства на повышение качества образования без нанесения ущерба здоровью школьников. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (п.51) четко говорится: «Образовательные учреждения должны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся».
В ФГОС второго поколения говорится о том, что программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования. В основу программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни положены следующие принципы.
Принцип актуальности, который отражает насущные проблемы связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией.
Принцип доступности, в соответствии с которым младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информациии, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Принцип положительного ориентирования, в котором уделяется значительное внимание не позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т. е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.
Принцип последовательности, предусматривающий выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления.
Принцип системности, который определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы.
Одна из наиболее важных и значимых задач поставленных педагогами нашей школы: обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья, обеспечение личной безопасности учащихся. Поэтому для психологического и физического здоровья детей проводятся следующие мероприятия :
приведение школы в соответствии с СанПином и правилами образова-
тельной среды: мебели, режима освещения, проветривание помещений, режима работы школы (школа работает в две смены), учебного плана, наполняемости классов, структуры урока, психологического комфорта детей ;
ежедневное проведение перед первым уроком зарядки ;
проведение на уроке в моменты утомления двух физкультминуток, включающих в себя различные виды движений: ходьба и бег на месте, прыжки, пластику рук, туловища, тела ;
проведение гимнастики для глаз ;
организация достаточной не травмоопасной двигательной активности ;
частая смена видов деятельности на уроке (опрос, чтение, слушание, рас-
сказ, рассмотрение наглядных пособий, ответы на вопросы, решение заданий, индивидуальные задания) ;
развитие мелкой моторики руки ;
построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей здоровья ребенка ;
применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и во внеклассной работе ;
организация комфортного учебного пространства детей (рассаживания учащихся, принимая во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух, склонность к простудным заболеваниям). Один раз в четверть меняем местами учеников, исключая одностороннюю ориентацию головы и туловища ;
проведение Дней здоровья, спортивных соревнований (с участием не
только детей, но и родителей «Веселые старты», «Папа, мама, я — спортивная семья» и другие) ;
организация горячего питания и молочных завтраков .
Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность учащихся, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.
«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия — постоянные, и значит заменить их ничем нельзя» (А. Амосов).