Здоровьесберегающие технологии в начальных классах.
Добрый день уважаемые коллеги. Своё выступление хотелось бы начать с притчи.
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня бабочка в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет мёртвая - я ее выпущу, скажет живая я ее умертвлю.» Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках.»
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в 1 классы, имеют отклонения те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Что вообще мы понимаем под определением здоровья? Существует более 300 определений здоровья. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 15 % - от наследственных факторов, на 25 % от экологии, на 50 % - от самого человека.
В педагогической литературе здоровьесберегающие технологии определяются следующим образом:
По мнению В.В. Серикова, здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
по определению Н.К. Смирнова, это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
по мнению В.Д. Сонькина, - это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Можно выделить основные принципы здоровьесберегающих технологий :
1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса.
2.Творческий характер образовательного процесса.
3.Обеспечение мотивации образовательной деятельности.
4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций.
5.Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности.
6.Рациональная организация двигательной активности.
7. Обеспечение адекватного восстановления сил.
8.Обеспечение прочного запоминания.
Готовясь к урокам, учитываю основные требования в условиях здоровьесберегающей педагогики. Критерии здоровьесбережения на уроке.
Обстановка и гигиенические условия в классе.
Количество видов учебной деятельности.
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности.
Количество видов преподавания.
Чередование видов преподавания.
Наличие и место методов, способствующих активизации.
Место и длительность применения ТСО.
Поза учащегося, чередование позы.
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления.
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.
Эмоциональные разрядки на уроке.
Психологический климат на уроке.
Момент наступления утомления и снижения учебной активности.
Темп окончания урока.
Одним из важнейших условий рациональной организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; пальчиковая гимнастика; корригирующая дыхательная гимнастика; психогимнастика; гимнастика для глаз; тренинги; подвижные дидактические игры; динамические паузы (адаптационный период 1 класс).
В начале урока нужно учитывать с каким настроением дети пришли на занятие и
Чтобы создать благоприятный настрой необходимо сказать несколько приятных слов классу.
Чтобы успокоить перевозбужденный класс можно провести упражнения на «выдох»: «Надувание воздушного шарика», «Сдувать пушинку с ладони».
Чтобы «разбудить» вялый класс провести упражнения на «вдох»: «Нюхать что – то приятное» и т.д.
если ребята приходят уставшие, после предыдущих уроков, провожу гимнастику для снятия усталости: поднимите плечи, разверните и отпустите их. Сделайте так несколько раз.
Чтобы взбодриться сделаем следующие упражнения:
1) Сложите ладони перед грудью, быстро-быстро потрите друг о дружку (это упражнение способствует поднятию энергии и работы всех внутренних органов, так как на ладонях находится много биологически активных зон и точек).
2) Раздвиньте указательный и средний пальцы на обеих руках, просуньте между ними уши и с силой растирайте кожу. Этот массаж улучшит зрение и активизирует работу головного мозга.
Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений.
Не менее важны игровые формы обучения на уроке. Это эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Урок надо завершать спокойно. Учащиеся должны иметь возможность задать учителю вопросы, учитель комментирует задание, учитель и учащиеся прощаются.
Как классный руководитель систематически провожу с учащимися классные часы, беседы, конкурсы по проблеме сохранения и укрепления
здоровья:
▪ Беседы «Береги свою жизнь», «Для чего нужна зарядка», «Осторожно на
дорогах!», «Если хочешь быть здоров».
▪ Классные часы «Мои увлечения», «О толерантности», «Мой режим
дня - мой друг и помощник»,
▪ Игры «Здоров будешь - всё добудешь», «Мы ловкие, смелые, умелые».
▪ Лекция с показом презентации о правильном питании.
С родителями проводятся различные профилактические беседы и лектории на собраниях о сохранении и укреплении здоровья детей.
В заключение, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».