Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.»
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.
Самое ценное у человека - это здоровье, именно оно обеспечит ему
долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и
укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с раннего
детства.
Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной
особенностью всей образовательной системы.
С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений
деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные
технологии.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и
духовного здоровья учащихся. Одно из требований, к результатам
обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый
образ жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии как
составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально
взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов
обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его
здоровья.
«Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного
из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья
– в качестве приоритетного направления деятельности образовательного
учреждения». (Пояснительная записка к Федеральным государственным
образовательным стандартам общего образования (МНО РФ.Москва, 2011))
Технология – это системный метод создания, применения и
определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом
технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей
задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все
направления деятельности учреждения образования по формированию,
сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в
школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик
обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в
соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической
нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и
рационально организованный двигательный режим.
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить
национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша
новая школа».
Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья
учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья, формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете
внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся,
формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных
технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и
воспитания как современные, так и традиционные.
Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных
технологий обучения используются основные средства обучения: средства
двигательной направленности; оздоровительные силы природы;
гигиенические.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
- отсутствие назидательности и авторитарности
- элементы индивидуализации обучения
- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
- интерес к учебе, желание идти на занятия
- наличие физкультминуток
- наличие гигиенического контроля.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация,
нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он
живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования,
т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени
его бодрствования. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый
школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников
отмечаются функциональные отклонения.
Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих
технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения
здоровьесбережения своих воспитанников.
За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и
практический материал по обеспечению здоровья школьников в
образовательном процессе на уроке.
Современный здоровьесберегающий урок любого учителяпредметника разнообразен.
Урок, считаю, главное поле реализации здоровьесберегающих
образовательных технологий. Включение в урок специальных методических
приёмов и средств обеспечивает выполнение этой задачи и не требует
больших материальных и временных затрат. Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала.
Каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок?
Прежде всего, здоровьесберегающий урок должен:
Воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ
жизни, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им,
что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.
Это урок, соблюдающий «Условия здоровьесбережения»:
- выполнение требований СанПиН
- соблюдение этапов урок
- использование методов групповой работы
- использование интерактивных методов
Это урок, на котором соблюдаются здоровьесберегающие действия:
- оптимальная плотность урока
- индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени
- чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания и т.п.
- оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы