Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сейчас все очевиднее становится важность проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся.
Во-первых, в последние годы наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. По данным медиков, менее 20% приходящих в школу детей имеют первую группу здоровья.
Во-вторых, для современной системы образования характерно постоянное увеличение и объёма учебного материала, и его сложности, что требует мобилизации всех психофизических возможностей ребёнка.
В-третьих, переход от необязательного, нерегламентированного обучения, свойственного дошкольному детству, к систематическому обучению вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях могут отрицательно повлиять на состояние детского организма, и так далёкое от оптимального.
Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»
МКОУ СОШ №2 имени Ф.Ф.Плужникова
Р.П. Светлый Яр
Здоровьесберегающие технологии
в начальной школе
Из опыта работы
учителя начальных классов
Меликян П.А.
2018
I. Актуальность.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сейчас все очевиднее становится важность проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся.
Во-первых, в последние годы наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. По данным медиков, менее 20% приходящих в школу детей имеют первую группу здоровья.
Во-вторых, для современной системы образования характерно постоянное увеличение и объёма учебного материала, и его сложности, что требует мобилизации всех психофизических возможностей ребёнка.
В-третьих, переход от необязательного, нерегламентированного обучения, свойственного дошкольному детству, к систематическому обучению вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях могут отрицательно повлиять на состояние детского организма, и так далёкое от оптимального.
Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни
II. Задачи.
В 2016 – 2017 учебном году я набрала первоклассников и включилась в работу по УМК «Школа России».
Наблюдая за детьми в первые дни занятий в школе, отметила, что не все включаются в общие дела, у некоторых проявляется тревожность, настороженность, хотя большинство первоклассников – это шумные, подвижные, эмоциональные, без комплексов дети.
Изучив статью в журнале «Начальная школа» (№8 2005 г) «Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе», решила провести его в своём классе.
В ходе обработки результатов мною было установлено, что 65% детей легко включились в школьную жизнь. Эти первоклассники в основном из благополучных семей. Они хорошо подготовлены к школе, почти все из них обладают широким кругом познавательных интересов, с удовольствием отвечают на уроках, легко вступают в коммуникативные отношения с учителями и сверстниками.
20% учащихся (средняя дезадаптация) отличаются неравномерностью развития, то есть при достаточно высоких показателях развития мышления страдает произвольность поведения. Эти ученики инфантильны, на уроках часто отвлекаются, поэтому не успевают вовремя выполнить задания или правильно ответить.
15% учащихся вошло в третью группу, которую можно назвать «группой риска». У них наблюдаются множественные нарушения в различных сочетаниях. Особенно характерно следующее сочетание факторов:
Проанализировав результаты диагностик, я определила главные задачи: добиться развития личности, научить учиться, при этом сохранить и укрепить здоровье детей, используя УМК «Начальная школа ХХI в.».
III. Направления.
Реализацию намеченных задач разработала по следующим направлениям:
Организация урока в условиях здоровьесберегающих технологий
Как организовать учебный процесс, чтобы сберечь здоровье ребёнка, помочь ему адаптироваться к новым условиям?
Для этого необходимо правильно организовать учебный день для сохранения здоровья школьников.
А именно:
внимательно относиться к состоянию каждого ребёнка, оценивать его настроение и эмоциональные реакции;
следить за тем, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрастным и индивидуальным возможностям школьников;
создавать оптимальные условия среды обучения, которые соответствуют гигиеническим нормативам и требованиям;
соблюдать рациональный режим труда и отдыха;
организовать режим учебных занятий с учётом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года
обеспечить и поддерживать двигательную активность ребёнка; правильную рабочую позу при разных видах деятельности; охрану зрения и слуха;
создавать благоприятную психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон обучения;
оказывать педагогическую помощь в овладении учебным материалом.
Работе по направлениям соответствует и структура урочной деятельности, обеспечивающая качественное и психически комфортное обучение.
В структуре урочной деятельности выделены следующие блоки:
I – психологическая пауза.
II – деятельность.
III – пауза здоровья.
IV – рефлексия.
Здоровьесберегающая среда в воспитательном процессе
Проведение внеклассных спортивных мероприятий, на которых пропагандируется здоровый образ жизни.
Проведение дней здоровья, некоторых праздников, отдельных уроков разных предметов (физкультура, изобразительное искусство, технология, окружающий мир) на природе.
Ведение информационно – профилактической работы.
Проведение тематических классных часов, способствующих формированию у учащихся представления о здоровом образе жизни (урок здоровья: «Друзья Вода и Мыло», «Если хочешь быть здоров», «Маскарад вредных привычек» и др.)
Проведение родительских собраний, посвященных здоровью детей («Трудности адаптации первоклассников к школе», « Режим дня в жизни первоклассника»)
С первых дней пребывания детей в школе формируются навыки самообслуживания: дети учатся правильно ухаживать за своей одеждой, быстро переодеваться, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, строиться парами, правильно вести себя в столовой.
Коррекционная деятельность
Выполняется контроль за выполнением медицинских рекомендаций для учащихся, нуждающихся в коррекции здоровья (корригирующая гимнастика, соблюдение диет).
В классе практикуется пересадка детей по четвертям, так как необходимо менять детям угол зрения на доску.
Организационная деятельность
Здоровьесберегающие технологии предполагают и охрану безопасности и жизнедеятельности всех участников учебно-воспитательного процесса. Поэтому в каждом классе проведена пожарная сигнализация.
Учебный день в школе начинается общешкольной зарядкой.
Перемены организованы следующим образом:
1-я перемена: «Питательная»- завтрак в столовой,
2-я перемена: «Оздоровительная»- прогулка на свежем воздухе,
3-я перемена «Игровая»- органы самоуправления класса (физорги, староста), вожатые со старшеклассниками проводят игры в коридоре школы.
4-я перемена: «Дежурная» - наведение порядка в классной комнате, очередное проветривание, уход за зелёными растениями.
Двигательный режим учащихся 1 класса
Виды движений
Продолжительность
Кто проводит
Гимнастика до уроков
5 мин
Учитель физической культуры, физорг
Подвижные
оздоровительные
минутки во время уроков
По 5 мин на каждом
уроке
Учитель
Гимнастика для глаз
По 2 мин на уроке
Учитель
Комплекс упражнений на мышечное расслабление (релаксацию)
1-2 мин на каждом уроке
Учитель
Комплекс упражений для формирования правильной осанки
2-3 мин на каждом уроке (постоянный контроль за посадкой)
Учитель
Подвижные игры на переменах
10-15 мин на каждой
перемене
Учитель, вожатые класса, ученики класса
Урок физкультуры
45 мин 2 раза в неделю
Учитель
Прогулки на свежем воздухе с подвижными играми
от 15 мин
ежедневно
Учитель
IV. Результаты.
Хотя работа с использованием здоровьесберегающих технологий охватывает непродолжительный период, но уже наблюдается положительная динамика уровня успешности учащихся. В этом помогает УМК «Начальная школа ХХI века».
УМК способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей детей.
У учащихся формируется начальное представление о ЗОЖ. Целенаправленная работа по здоровьесбережению позволяет по некоторым показателям сохранять состояние здоровья на том уровне, с которым дети пришли в школу. На уроках физической культуры проводятся корригирующие упражнения по предупреждению нарушения осанки и плоскостопия.
Использование идей природосообразного обучения, заложенных в УМК «Начальная школа ХХI века», позволяет сохранить в классе психологический климат, способствующий сохранению психического и физического здоровья учащихся.
V. Заключение
В заключение хочется сказать, что образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать родители, педагоги, общественность.
Грамотная работа педагога, организация всех оздоровительных и профилактических мероприятий должна проводиться параллельно с обучением, во главе которого на первое место ставится задача сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Приложение
Веселые физкульминутки
на уроках в начальной школе
Из опыта работы
учителя начальных классов
Меликян П.А.
Животные
Аист
Аист, аист длинноногий.
Покажи домой дорогу.
- Топай правою ногой.
Топай левою ногою,
Снова – правою ногою,
Снова – левою ногою.
После – правою ногою,
После – левою ногою.
И тогда придешь домой.
( Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене. И также плавно опускают. Следить за спиной.)
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел. ( Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Будем прыгать, как лягушка
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка – попрыгушка.
За прыжком – другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)
Ежик
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьем – то ловко
Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)
Утром встал гусак на лапки
Утром встал гусак на лапки, (Потянулись,руки вверх – вдох – выдох.)
Встали. Потянули спинку. Вновь шагаем по тропинке. (Приседания.)
А теперь вращаем ручки, словно разгоняем тучки.
Гоним их вперед – назад, по двенадцать раз подряд.
(Вращение прямых рук назад – вперед.)
приседаем ниже – глубже, как лягушка в теплой луже,
Прыг – и нету комара! Вот веселая игра. ( Из глубокого приседа прыжок вверх.)
Отдохнули, порезвились и на стулья опустились.
Мы разминку начинаем
Мы разминку начинаем. Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх. Отдохнет спина у всех.
(Потягивания – руки в стороны и вверх.)
Начинаем приседанья – раз, два, три, четыре, пять.
А теперь три раза нужно, как лягушки, проскакать.
(Приседания – 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)
Мы разминку завершаем, руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх. Отдохнет спина у всех.
Мы становимся все выше.
Мы становимся все выше. Достаем руками крыши.
На два счета поднялись, три, четыре – руки вниз.
(Потягивание на носочках с подниманием рук вверх и опусканием в И. п.)
Мы устали, засиделись
Мы устали, засиделись. Нам размяться захотелось.
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели, то в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот, а потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз,
Приседай, не торопись!(Приседания.)
А последний раз присели, а теперь на место сели.
Нам пора передохнуть
Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой, и усталость вся долой.
Раз, два, три, четыре, пять, шею надо разминать.
(Вращение головой в одну и в другую сторону.)
Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед. А два – назад.
Потянулись. Распрямились. Повторяем все подряд. (Наклоны вперед – назад.)
А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем, наши ноги упражняем. (Приседания.)
Начинается разминка
Начинается разминка. Встали, подровняли спинки.
Вправо – влево наклонились и еще раз повторили.
(Наклоны в стороны.)
Приседаем мы по счету, раз, два, три, четыре, пять.
Это нужная работа – мышцы ног тренировать. ( Приседания.)
А теперь рывки руками выполняем вместе с вами.
(Рывки руками перед грудью.)
Прочь, усталость, лень и скука
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука, будем мышцы разминать!
(Руки к плечам, вращение вперед и назад.)
А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети, скажем: « Нет! « - на все на свете.
(Вращение головой в стороны.)
А теперь мы приседаем и колени разминаем. Ноги до конца сгибать!
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем
Разминка
Чтоб головка не болела, ей вращаем вправо – влево.
А теперь руками крутим – и для них разминка будет.
(Вращение прямых рук вперед и назад.)
Руки ставим перед грудью, в стороны разводим.
Мы разминку делать будем при любой погоде.
(Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем, а другую вниз опустим.
Мы меняем их местами, плавно двигаем руками.
(Одна прямая рука вверх. Другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно – поднимается.)
А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.
Хорошо гулять по лесу
Вот высокая сосна, к солнцу тянется она.
(потягивания – руки вверх.)
Над поляной дуб старинный ветви в стороны раскинул.
(Потягивание – руки в стороны.)
Приседаем, приседаем. Ножки полностью сгибаем. ( Приседания.)
Чтобы мышцы упражнять. Раз, два, три, четыре, пять.
Зарядка
Одолела вас дремота.
Шевельнуться неохота?
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре.
Наклониться – три, четыре–
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку
Сказочная разминка
Гномик
Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)
Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед – ищем пропажу.)
Колпачок был непростым со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)
Гному кто точней подскажет (Прыжки на месте.)
Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)
Буратино
Буратино потянулся, раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.
Царь Горох
Давным – давно жил царь Горох.
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил – вертел и танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал и сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал, за солнышко хватался.
Шел король
Шел король по лесу, по лесу, нашел себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, еще разок попрыгаем, попрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, и ножками потопаем, потопаем.
Приложение
Упражнения для кистей рук
Из опыта работы
учителя начальных классов
Меликян П.А.
Вверх ладошки
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
(Хлопки в ладоши вверху, по коленкам, по плечам, по бокам, за спиной.)
По коленкам – шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Можешь хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест – накрест руки сложим.
Где же наши ручки
Где же наши руки, где же наши руки? (Спрятали руки за спину.)
Где же наши руки, нету наших рук. (Повороты туловища вправо – влево.)
Вот, вот наши руки, вот наши руки ( Показываем.)
Пляшут, пляшут наши руки, пляшут наши руки.
Гости
Стала Маша гостей созывать: (Вращение кистей рук.)
И Иван приди, и Степан приди, и Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка – ну пожалуйста. (Поочередной массаж кончиков пальцев правой руки.)
Стала Маша гостей угощать: И Ивану блин, и Степану блин.
И Матвею блин, И Сергею блин, а Никитушке – мятный пряничек.
(Поочередной массаж кончиков пальцев левой руки.)
Две сестрички
Две сестрички, две руки, (Встряхивание кистями рук.)
Рубят, строят, роют, ( Изображаем.)
Рвут на грядках сорняки и друг дружку моют.
Месят тесто две руки – левая и правая,
Воду моря и реки загребают, плавая.
Скрут
Кто живет под потолком? (Руки в стороны.)
- Гном. (Руки колпачком над головой.)
У него есть борода? (Руки в стороны.)
- Да. ( Кисти рук у подбородка.)
И манишка и жилет? (Руки в стороны.)
- Нет… (Руки к груди.)
Как встает он по утрам? (Руки вытянуть вверх.)
- Сам. (Руки « в боки.» )
Кто с ним утром кофе пьет? (Руки в стороны.)
- Кот. (Пальчики- « усики».)
И давно он там живет? (Руки в стороны.)
- Год. (Указательный пальчик вверх.)
Кто с ним бегает вдоль крыш? (Руки в стороны.)
- Мышь. ( Ладошки – « ушки».)
Ну а как его зовут? (Руки в стороны.) - Скрут!
Гимнастика
(Руки – на столе перед грудью согнуты в локтях.)
Наши пальчики проснулись.
(Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены.)
С добрым утром! ( Пальцы рук переплести - рукопожатие.)
Потянулись! Потянулись! Потянулись! (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться.)
Стали дружно умываться. ( Ладошки трут.)
Полотенцем вытираться. (Скользящие движения)
Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. ( Массаж всех.)
Дружно делаем зарядку! (Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед, назад. ) ( Пальцы расслаблены, взмахи кистями.)
Пришли в школу ( руки на парте согнуты в локтях.)
И уселись за тетрадку. (Показать готовность к уроку.)
Здравствуй, пальчик
Проговаривая каждую строчку, дети массируют пальчик той руки, которой пишут, загибая его в кулачок.
Пальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Этот пальчик сам все съел,
Оттого и потолстел.
Семья
Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальцу.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – папа.
Этот пальчик – мама.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Замок
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Постучали, покрутили, потянули, и открыли.
Пальцы рук сцеплены в «замок»; руки от запястий до локтя прижаты друг к другу, локти разводим параллельно друг другу, пальцы не расцепляем, «стучим» запястьями, локти не разводим в стороны; соединяем локти, крутим сцепленными в «замок» кистями рук; локти разводим в стороны и тянем руки, пальцы не расцепляем; расцепляем пальцы, руки разводим в стороны.
Наш класс
Дружат в нашем классе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
1-2-3-4-5-Начинай считать опять.
1-2-3-4-5-Мы закончили считать.
Дети сцепляют и расцепляют пальцы рук в «замок». Касаются пальцами одной руки пальцев другой руки, начиная с больших пальцев. Стряхивающие движения обеими руками. Касаются пальцами одной руки пальцев другой руки, начиная с мизинцев. Стряхивающие движения рук.
Приложение
Работа по предупреждению
утомляемости глаз на уроках
Из опыта работы
учителя начальных классов
Меликян П.А.
Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко.
1. Пальминг.
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца – на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
2. Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
3. Рисование носом.
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент.
4. Раскрашивание.
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, потом синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
Упражнения для глаз.
Зажмурьте глаза, а потом откройте их. ( Повторите 5 раз.)
3.Вытяните вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. ( Повторите 5 раз.)
Посмотреть в окно вдаль 1 минуту.
3. Движения зрачков влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.
4. Слегка поглаживаем себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение, засыпание).
5. Сесть напротив стены на расстоянии 2-5 метров. Наметить на стене 2 точки, одна под другой, на расстоянии 50 см. Перевести взор с точки на точку (самоуправление засыпанием).
6. Созерцание точки с расстояния 5 метров в течение 10-20 секунд - один из йоговских приёмов отдыха.
7. Сведём взор внутрь кверху, веки автоматически начнут опускаться. Теперь взор сам вернётся в первоначальное положение. Несколько таких упражнений - появятся лёгкое головокружение и сонливость.
Упражнениер с помощью плаката-схемы зрительно-двигательных траекторий
Для периодической активизации чувства общей, в том числе и зрительной, координации используют схему зрительно-двигательных траекторий, которую рисуют в максимально возможную величину на одной из боковых стен или на потолке. На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по восьмёрке.
Упражнение выполнять только стоя.
Игра «Волшебная точка»
Содержание:ученики сидят произвольно. Учитель обращается к детям: «Подвигайте пальчиками ног... поиграйте пальчиками рук... пошевелите ушками... а теперь носиком, глазками... Теперь у нас нет ничего, что ещё хотело бы двигаться. Сидим, смотрим, слушаем.
Наша волшебная точка может выполнять команды.
•
Задание:
1. Глазками передвигаем точку по таблице из одного окошка в другое согласно командам: вверх, вправо, вниз, влево. Где, в каком окошке наша точка?
1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение одной минуты.
Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами инапевают песенку:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл
На печи застыл!
Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого – то поймать. Пойманный становится медведем.
Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения могут не сразу бежать, а подразнить его песней
«Филин и пташки».
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они могут подражать. Например, голубь, гусь, утка, ворона, петух и др.
Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.
На сигнал « Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого – то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином
Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышенности. Птицы летят в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.
«Горелки».
Играющие встают парами друг за другом. Впереди на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле, Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
- Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь
А беги, как огонь!
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, они встают впереди первой пары, а горелка вновь водит.
Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.
«Кот и мыши».
Играющие (не более 5 пар) встают в два ряда, лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают вряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.
Правила игры. Коту нельзя забегать в нору, Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.
« Зарница».
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря – зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые,
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.
« Блуждающий мяч».
Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга и старается дотронуться до мяча рукой. Если ему это удается, он идет на место того игрока которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.
Правила игры. Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить вкруг. Мяч можно передавать в любую сторону. Передача мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры.
Играющий уронивший мяч, становится водящим.
«Юрта».
В игре участвуют четыре группы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором висит платок. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами:
Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок.
Поиграем и попляшем, и помчимся на лужок.
На мелодию без слов играющие переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой виде шатра ( крыши), получается юрта.
Правила игры. С окончанием музыки надо быстро прибежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа, первой построившая юрту.
Приложение
Упражнения для профилактики
нарушения осанки
Из опыта работы
учителя начальных классов
Меликян П.А.
Люди с самого рождения
Жить не могут без движенья
1. « Гора».
- Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половина горы говорит: « Сила во мне», и тянется вверх. Другая говорит: « Нет, сила во мне» и тоже тянется вверх. « Нет», - решили они, мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно - сильно. Медленно опустите руки улыбнитесь.
2.«Держи осанку».
Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину выпрямите. Грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Дыхание спокойное (20 – 30 сек.) Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.
« Деревце».
Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как деревце, наливается силой, бодростью, здоровьем.
( Выполняется 15 – 20 сек.) Опустите руки и расслабьтесь.
Растяжение тела(позвоночника):
Потянуться вверх – 8 раз.
Вытянуться вперед – 8 раз.
Наклониться – 8 раз.
Потянуться вверх – 8 раз.
« Упражнения животных».
« Жираф» - голова вверх – вниз, круговые движения вправо – влево.
« Осьминог» - круговые движения плечами назад вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди.)
« Птица» - руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад вперед.
« Лошадь» - поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.
« Аист» - подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой ( по полу.)
«Кошка» - потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем – левую.
Упражнения с речитативом:
Начинаем подготовку! Выходи на тренировку!
В путь пойдем мы спозаранку, не забудем про осанку.
Мы проверили осанку и свели лопатки.
Мы походим на носках, мы идем на пятках.
Все в затылок подравнялись, на носочки приподнялись.
Высоко подняв колени, все шагают, как олени. (Высоко поднимать колени.)
Быстро шагай, смотри, не зевай, раз, два, три. Стой!
Руки в стороны, согнули, вверх подняли, помахали, спрятали за спину их.
Посмотрели через левое плечо, через правое еще.
Дружно все присели пяточки задели
7. «Поза скручивания»
Сесть на стул боком. Ноги вместе, бедро прижать к спинке. Правой рукой следует держаться за правую сторону спинки стула, левой - за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставаться в таком положении 5-10 сек. Выполнить то же самое, но в другую сторону.
Приложение
Физкультпаузы во время выполнения
домашних заданий
Из опыта работы
учителя начальных класс
Меликян П.А.
Решающим фактором в общем режиме дня детей имеет правильная организация работы по выполнению домашних заданий.
Первый перерыв в выполнении домашних заданий делают через 20 мин., его длительность 7-8 мин. Последующие физкультпаузы продолжительностью 10 мин. Проводятся через каждые 15-20 мин.
Физкультпаузу лучше проводить в другой, предварительно хорошо проветренной комнате, с температурой воздуха 17-19 °С.
Упражнения выполняются в небольшом объёме, легко и свободно - до первых признаков утомления.
Правильно проведённая физкультпауза активизирует кровообращение, улучшает обмен веществ и увеличивает доступ кислорода ко всем системам организма.
Комплекс № 1
1) И. п. - сидя за партой (столом), руки за голову. 1-2 - руки вверх, потянуться; 3—4 - и. п.
2) И. п. - сидя за партой, ноги на ширину плеч, руки на пояс. 1-2 - наклон вправо; 3—4 - и. п. То же влево.
3) И. п. - сидя за партой. 1-2 - встать, выпрямиться; 3-4 - и. п.
4) И. п. - сидя за партой. 1-2 - встать, руки к плечам; 1-2 -руки вверх; 3-4 - и. п.
Комплекс № 2
1) И. п. - сидя за партой, руки на парту ладонями вниз. 1-4 -поочерёдное движение вперёд то левой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.
2) И. п. - основная стойка у парты, руки к плечам. 1-4 - одновременные круговые движения вперёд; 5-8 - назад; пауза. Повторить 3 раза.
3) И. п. - сидя за партой, руки за голову, пальцы «в замок». 1-2 - руки вверх ладонями вверх; 3-4 - и. п. Темп средний.
4) И. п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - поворот вправо, руки в стороны;
2 - И. п. То же влево.
Комплекс № 3
1)И. п. - сидя за партой, руки на голову, пальцы сцеплены. Поднять руки вверх ладонями вверх (пальцы сцеплены), прогнуться, посмотреть на руки; вернуться в и. п.
2) И. п. - сидя за партой, руки на коленях, пальцы сжаты в кулак. Встать, руки вперёд, пальцы разжать, вернуться в и. п.
3) И. п. - руки на сиденье парты. Прогнуться назад, вернуться в и. п.
Комплекс № 4
1) И. п. - основная стойка. Ходьба, высоко поднимая бёдра и размахивая руками.
2) И. п. - стойка ноги врозь, руки перед грудью. Пружинистые рывки согнутыми руками назад, поворот туловища вправо, руки в стороны, ладонями кверху; вернуться в и. п. То же с поворотом влево.
3) И. п. - ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, левая рука скользит по левому боку к плечу, правая - по правому бедру вниз; вернуться в и. п. То же в другую сторону.
4) И. п. - стойка ноги вместе, руки вперед в стороны. Мах левой ногой, коснуться носком ноги пальцев правой руки; вернуться в и. п. То же другой ногой.
5) И. п. - ноги на ширине плеч, руки вперёд. Наклоны вперёд, стараясь коснуться пальцами пола.
6) И. п. - основная стойка. Руки вверх, потряхивая кистями, прогнуться; вернуться в и. п.