Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающая организация учебного процесса в начальной школе»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Афанасова В.И.
учитель начальных классов
МОУ «Красненская СОШ»
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. Исследования показывают, что 25% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются. (К выпускным классам % соотношение вырастает наполовину.) Это важный показатель благополучия общества. Эту социальную проблему нужно решать на всех уровнях общества, в т. ч. и образовательном. Ведь через школу проходит все население страны, в школе дети проводят больше времени в течение дня.
Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков. Здоровье человека зависит
-на 50% - от образа жизни
-на 25% - от состояния окружающей среды
-на 15% - от наследственной программы
-на 10% - от возможностей медицины.
(По данным исследований Всемирной организации здравоохранения)
И хотя, традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления.
Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.
I. Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:
- игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игра);
- драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов;
- подвижными играми на переменах;
- наглядности;
- занимательных упражнений;
- фантазирования;
- творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему).
Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.
II. У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:
а) Чередование различных видов учебной деятельности:
-опрос учащихся
-письмо
-чтение
-слушание
-рассказ
-рассматривание наглядных пособий
-ответы на вопросы
-решение задач
Норма 4-7 видов за урок.
б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся:
-метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия);
-активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);
-методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки).
Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
в) Проведение физкультурных минуток.
-расслабление кистей рук;
-массаж пальцев перед письмом;
-дыхательная гимнастика;
-предупреждение утомления глаз.
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Требования:
-они должны быть - разнообразны (однообразие снижает интерес);
-проводиться на начальном этапе утомления;
-предпочтение отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
Стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей урока. Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устает рука – устает ребенок.
Для расслабления кисти рук.
Пример: “Капуста”
Мы капусту рубим. Мы капусту трем. Мы капусту солим. Мы капусту жмем.
Имитация действий
Задача учителя научить писать, не напрягая руку. А значит сберечь силы.
Пример: Массаж пальцев перед письмом:
-протирание ладошек;
-«Скалка» - покатать ручку между ладонями;
-покатать ручку между большим и указательным пальцем
-«Игра на клавишах» (по очереди постукивание определенными пальцами обеих рук о парту).
Использование скороговорок с движениями руками в такт .
Пример: «Нашли ли лилию?»
Ладони вертикально поставлены друг к другу и сомкнуты. На каждое слово ладони то размыкаются (образуя цветок), то смыкаются.
г) Работа по предупреждению утомления глаз.
-Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево.
-Медленно переводить взгляд вверх – вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
-Представить вращающийся обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую.
д) Дыхательная гимнастика. Повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.
Одним из наиболее эффективных методов активизации детей – периодическая смена поз, в частности перевод их из позы сидя в позу стоя. Все это достигается за счет настольной конторки.
Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
-«хороший смех дарит здоровье»;
-мажорность урока;
-эмоциональная мотивация в начале урока;
-создание ситуации успеха.
III. Экологическое пространство:
-проветривание помещений;
-озеленение кабинета;
-освещение кабинета.
Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи.
Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники.
В начале учебного года проводится операция «Цветик – семицветик». Кроме этого решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.
IV. Воспитание общей культуры:
-приобщение детей к сокровищам культуры, истории;
-уроки русской национальной культуры;
-уроки ИЗО, технологии;
-воспитание культуры труда на каждом уроке;
-час здоровья;
-развитие речи обучающихся.
Важно, чтобы у детей воспитывалась любовь к земле, где родился и вырос, чувство гордости за русский народ, Родину – Россию.
Русский фольклор – источник вечный, чистый. Его отличали гуманность, мудрость. Это источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания, воспитание здорового образа жизни.
V. Социализация личности ребенка.
-уроки-экскурсии;
-уроки ПДД, ОБЖ;
-уроки валеологии;
-встречи с медицинскими работниками.
«Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит». Ребенок, часть общества, и ему приходится решать ряд задач, которые встают перед ним на каждом возрастном этапе. Повысить социальную ориентацию в обществе в современных условиях, знание основ ПДД служат уроки ОБЖ.
Уроки валеологии нацелены на решение воспитания культуры, сохранения здоровья.
Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового, нравственного воспитания.
Учитываю в работе показания медработников школы в листе здоровья школьников, веду разъяснительную работу с родителями по поводу профилактических прививок, приглашаю медиков на родительские собрания.
Провожу экскурсии, прогулки на свежем воздухе.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.
Список литературы:
1. Г. Т. Дьячкова, Е. в. Волкова «Родительские собрания в начальной школе». Разработки. Лекции. Беседы. Издательство «Учитель». Волгоград 2008 г.
2. Е. В. Езушина «Азбука правильного питания». Конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки. Издательство «Учитель». Волгоград 2007г.
3. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». Методическое пособие. Серия «Воспитательная работа». Издательство «Глобус». Москва. 2010 г.
4.К.Попова, руководитель О.И.Поповой//Реферат «Растения в школе – для уюта и здоровья»; МОУ СОШ № 11, г. Новокуйбышевск, Самарской области, 2005 г.//
5. Сайт Владимира Базарного http://www.hrono.ru/proekty/bazarny/index.php