Просмотр содержимого документа
«Занятие "Наши герои. наша гордость"»
КУ "СРЦН "Гармония"
"Наши защитники. Наши герои"
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере:
Чебаненко О,А
Цель: на примере героических судеб соотечественников создать в представлении учащихся исторически сложившийся образ героя Отечества, достойный памяти и уважения потомков.
Задачи:
- дать понятие о герое Отечества;
- познакомить с историей праздника;
- вспомнить и почтить память героев – защитников Отечества в истории страны, родного края, школы, семьи;
- воспитывать в учащихся чувство патриотизма, интерес к истории страны, уважительное отношение к исторической памяти своего народа.
Форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование фотоматериалов, включает в себя анализ текстовой информации и иллюстраций.
Ход урока:
Эпиграф к уроку:
Стоим мы на посту, повзводно и поротно.
Бессмертны, как огонь, спокойны, как гранит.
Мы — армия страны. Мы — армия народа.
Великий подвиг наш история хранит.
Р. Рождественский
1. Вступительная беседа:
- Как вы понимаете слово «Отечество»?
- Кого мы считаем героями Отечества?
- Сегодня, накануне празднования Дня героев Отечества, мы проводим Урок Мужества, посвященный героям разных поколений. В ходе истории нашего государства в народе сложился свой образ защитника родной земли: бесстрашного, горячо любящего свою родную землю воина, который готов отдать жизнь за Отечество. Этот человек совершает подвиг не ради высокого звания и наград, но по велению своего сердца. Он готов встать на защиту своего народа и биться до последнего. Он готов помочь, тем, кто слабее, кто терпит несправедливость и нуждается в помощи. Он защищает свою родину не только в битвах, но и в мирное время, стоя на страже безопасности родной земли. Сегодня мы вспомним таких героев, чтобы на примере их подвигов, понять, кто же такой настоящий герой Отечества. В нашей стране издавна помнили и почитали своих героев, увековечивали память о них. Именно в нашей стране появился этот замечательный праздник, который празднуется 9 декабря.
2. История праздника Дня героев Отечества (9 декабря)
– Как и когда появился праздник День героев Отечества? (Ответы детей)
Из истории праздника
Информационное сообщение (доклад учащихся )
День героев Отечества в России выпадает на 9 декабря, что является продолжением вековой традиции, существовавшей в российском государстве до 1917 года. Именно в эти дни в Российской Империи праздновали День георгиевских кавалеров. День георгиевских кавалеров стали отмечать с учреждением императрицей Всероссийской Екатериной Великой 26 ноября (7 декабря) 1769 года высшей воинской награды – Императорского Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Орденом, имевшим четыре степени, было награждено в царской России более десяти тысяч человек.
Сороковые годы двадцатого века и Великая Отечественная война всколыхнули национальные чувства и патриотическое самосознание руководителей Советского государства. В 1943 году учреждается Орден Славы, близкий по своему значению к ордену Святого Георгия. Полный статус ордена, как и День героев Отечества в России, вернули лишь в 2007 году. Современным Орденом Георгия могут награждать людей не военных профессий, внесший заметный вклад в дело мира и общей безопасности. Имена героев увековечиваются на мраморных досках в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца.
3. «Вспомним эти имена»
(сообщения обучающихся)
Советник: В истории нашей страны есть имена защитников Отечества, которые мы должны знать и помнить. Они, в трудное для нашего народа время, когда ему угрожала опасность, вставали на защиту Отечества и вели за собой других на бой с врагом (на доске портреты защитников Отечества разных времён).
Александр Ярославович Невский – великий русский князь, знаменитый полководец. В 1242 году одержал великую победу в «Ледовом побоище» на Чудском озере над Ливонским орденом. Александр Ярославович за победу и личную храбрость в сражении на реке Неве между новгородским войском под командованием князя и шведским отрядом получил почётное прозвище «Невский».
Учитель. Какие известные слова, актуальны и сейчас, принадлежат великому русскому полководцу - Александру Невскому (Кто на Русь с мечом пойдёт, тот от меча и погибнет), (цитату на доску).
Дмитрий I Иванович - князь Московский и великий князь Владимирский, прозванный Донским за победу в Куликовской битве в 1380 году над полчищами татаро-монгольского хана Мамая. На битву получил благословение Сергия Радонежского. Памятник Дмитрию Донскому установлен в городе Коломне рядом с кремлём. В честь него назван один из Московских монастырей.
В 1612 году в Смутное время, когда на Руси не было царя, этим воспользовались
враги. Польско - литовские войска захватили Московский Кремль и посадили на трон
своего короля Сигизмунда. Кузьма Минин и князь Дмитрий Михайлович
Пожарский - два русских героя – организовали в Нижнем Новгороде народное
ополчение против польских захватчиков и повели его на Москву. Тем самым они
освободили столицу русского государства от польской интервенции. Памятник
Минину и Пожарскому стоит на Красной площади в Москве.
Александр Васильевич Суворов – выдающийся полководец, не испытавший ни одного поражения в своей военной карьере. Героический поход совершил Суворов, пройдя из Италии через швейцарские Альпы. Этот поход вошёл в военную историю как высочайший образец героизма, мужества, верности долгу и настоящий подвиг русского народа. Народ помнит и ценит Суворова, восхищается его подвигами, мудростью, общением с солдатами. Его «Наука побеждать» до сих пор помогает солдатам освоить военное искусство. Имя Суворова носит военное училище в Москве.
«Тяжело в учении – легко в бою» - знаменитая фразаАлександра Васильевича Суворова.
Михаил Илларионович Кутузов прославил себя как государственный деятель, военный стратег во время Отечественной войны 1812 года.
Он возглавил народную войну против иноземных захватчиков. Бессмертный подвиг Кутузова в Отечественной войне с Наполеоновской армией навсегда останется в истории русского государства как пример великого патриотизма. Михаилу Илларионовичу Кутузову принадлежат слова: «Нет выше чести, как носить российский мундир!».
Советник: Много лет назад у нас в стране была большая война: Великая Отечественная война. Это была жестокая и разрушительная война. Когда она началась? Когда закончилась? (Ответы детей).
(фотоматериал)
Одним из выдающихся военачальников Великой Отечественной войны был маршал Советского СоюзаКонстантин Георгиевич Жуков (сообщение обучающихся)
Константин Георгиевич Жуков - советский военачальник, маршал Советского Союза, министр обороны СССР, четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа» и множество других орденов и медалей. Под его командованием во время Великой Отечественной войны советские войска одержали победу во всех главных сражениях. В настоящее время в армии учреждена медаль имени Жукова за мужество и героизм.
4. Рассказ о подвиге русского солдата
Советник: Советские солдаты самоотверженно и мужественно сражались за свою Родину во время Великой Отечественной войны. Послушайте рассказ о подвиге русского солдата в то страшное время.
Наша армия дошла до Берлина, шли последние дни войны, бои шли на улицах Берлина. 30 апреля 1945 года старший сержант Николай Масалов, рискуя своей жизнью, вынес из-под огня немецкую девочку... Это событие стало сюжетом памятника Воину-освободителю в Берлине. История произошла в самом конце войны в Тиргартене — одном из центральных районов германской столицы, во время боёв за взятие Берлина. Солдаты 79-й гвардейской стрелковой дивизии под началом Василия Чуйкова обнаружили вражеские войска, которые защищали бункер Гитлера. Незадолго до решающей атаки воцарилась тишина. И вдруг в этой тишине прозвучали крики маленькой девочки, которая звала маму. Их услышал Николай Масалов и бросился на помощь. Укрываясь от осколков и пуль, он дополз до ребёнка, взял на руки и понёс. Девочка начала кричать ещё громче, тогда, чтобы крик ребёнка не выдал его немецким солдатам, он попросил своих прикрыть его, и советские воины ответили шквальным огнём. Под прикрытием этого огня сержант Масалов невредимым добрался до своих и передал спасённого ребенка в штаб полка.
Советник: Какие качества проявил русский солдат? Думал ли солдат о благодарности и наградах? (Ответы детей).
Советник: Почему люди из других стран помнят поступок этого солдата? Почему этот поступок так запал в память людей? Что вызвало такой добрый отклик в их сердцах? (Ответы детей).
Советник: Солдаты проявляли и смелость, и отвагу, и терпели немыслимые тяготы военной жизни. И за это люди им благодарны. Но доброта и сочувствие к маленькой девочке, которая беспомощна, оказались даже важнее. В Берлине поставлен памятник. Его знают во всем мире: «Воин-освободитель со спасённой девочкой на руках» (фотоматериал).
Советник: Памятник советскому солдату с маленькой девочкой стал символом доброты и человечности. Сам герой – старший сержант гвардии Николай Иванович Масалов – о памятнике в Берлине узнал случайно уже после войны. Ему довелось там побывать: бывшему солдату вручили грамоту почётного гражданина Берлина. Такой поступок можно назвать бескорыстным.
- Что может человека побудить его совершить? Как вы думаете?
(Ответы детей: Любовь к человеку. Желание помочь. Человек не может спокойно видеть страдания других. Чужих детей не бывает.)
Советник: Бескорыстный поступок – это добрый поступок, совершаемый из любви к другим людям. Человек не стремится к личной выгоде, не ждёт наград и похвал. Он искренне хочет помочь другим. И иногда при этом приходится рисковать или чем-то жертвовать. И традициями солдата российской армии всегда были и остаются: любовь к Отчизне, защита детей, стариков и женщин, желание помочь и защитить другого.
Советник: - Имена этих героев-защитников Отечества навсегда останутся в истории нашего государства. Это - герои-победители!!!
5. Подведение итогов урока
- Что можно сказать о героях, которые в разное время истории нашей страны защищали своё Отечество? (Ответы детей).
- Чему может научить их пример? (Ответы детей).
- Какой образ героя-защитника Отечества сложился в вашем представлении? (Ответы детей).
6. Создание кластера «Качества героя-защитника Отечества»
Советник: - Перед вами список разных качеств характера человека. Прочитайте их и выберите те, которые присущи защитнику Отечества. Сейчас вместе создадим образ героя – защитника Отечества.
- Итак, какими же качествами должен обладать защитник Родины?
7. Заключительное слово
- В русской истории издавна существует образ защитника Отечества. В народных преданиях, былинах это богатырь Илья Муромец, который со своими соратниками Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем охраняет русскую землю от «ворогов» (фотоматериал).
- Исторически сложилось так, что защитник русской земли – это мирный воин. Он не нападает на другие народы, не захватывает чужие земли. Он пахарь, труженик, мастер и т. д. Но, если его родной земле, его народу угрожает опасность, он встает на защиту Отечества, не задумываясь, и, не жалея себя, сражается с врагом. А если нужно, то окажет помощь другим народам. Он не ждет наград, славы и почестей. Главная его награда – это память и уважение потомков, которым он сохранил Родину. Иногда - ценой своей жизни.
Послушайте наставление, которое передали своим потомкам мужественные защитники земли русской (обучающиеся-мальчики читают стихотворение):
Славные наши потомки! Надеемся, знаете, помните нас: Голос российской истории - громкий! С нас начинался великий сей глас! Мы по крупицам Русь собирали, Где уговором, где силой пришлось Державу Великую мы создавали, Немало врагов повидать нам пришлось
- Славны были наши деды, Помнит их и швед и лях, И царит орёл победы На далёких на морях. Флаг Российский осеняет Наш корабль боевой Он и нам напоминает Как ходили деды в бой.