Просмотр содержимого документа
«Задания с нематематической информацией»
Учебные задания с нематематической информацией
Формирование вычислительных навыков – трудоемкая и скучная работа, если учитель не вносит разнообразие в ее организацию.
Учебные задания с нематематической информацией – один из возможных приёмов разнообразия деятельности в работе по совершенствованию вычислительных навыков. Форма их записи самая разнообразная: цепочки примеров, простые и с разветвлением, таблицы, магические квадраты, блок-схемы. В предлагаемых заданиях даны словесные формулировки познавательных вопросов, возможные ответы, из которых один правильный, математические задания вычислительного характера для проверки выбора ответа и информация о животных или событиях.
Вот некоторые задания.
Какая птица может ходить по дну водоема?
Воробей – 3 Оляпка – 4* Сорока – 5
Для проверки выбора ответа воспользуйтесь цепочкой примеров.
8
- 6 +7 - 6 + 5 - 4
Результат последнего действия, число 4, соответствует слову оляпка.
Оляпка – певчая птичка бурого цвета с белой грудкой. Она может нырять и бегать по дну водоема, цепляясь за неровности дна, камешки. Перья у оляпки не намокают, так как они обильно смазаны жиром. Спасаясь от врагов, оляпка ныряет в воду.
Магические квадраты
При археологических раскопках в Китае и Индии были найдены квадратные амулеты. Квадрат разделен на 9 квадратиков, в каждом из которых были записаны по одному числу от 1 до 9. Суммы чисел в каждой строке, в каждом столбце и в каждой диагонали была равна одному и тому же числу (15).
2
6
5
3
8
Эту задачу решали тысячи лет назад китайские математики. В средние века математические квадраты были очень популярны, они приносили счастье.
За 4 года обучения мы с вами два раза побывали в столице нашего государства.
Каждое государство славится своей столицей. Архитектура Астаны современна и отличается от других тем, что здесь сохранили традиции своих предков. Город расположен в центре Казахстана. Поэтому столица является центром политической, научной, культурной и деловой жизни республики.
Какое архитектурное здание в Астане символизирует дерево жизни?
6
18
15
12
Байтерек – 3
Ақ Орда – 9
Думан – 7
Наименьшее из вставленных чисел будет правильным ответом.
Рассказ ученика о Байтереке.
Подобный квадрат можно использовать и в другом задании.
6
18
15
3
12
24
Какая змея самая длинная в мире?
Кобра – 10
Питон – 6
Анаконда - 9
Запишите в пустые клетки таблицы такие числа, чтобы квадрат стал магическим. Наименьшее из чисел поможет вам ответить на вопрос.
Анаконда самая крупная змея в мире. Водится она по берегам рек, озёр и болот Бразилии и Гвианы. Большую часть времени анаконда проводит в воде. Её яд смертелен для человека. В неволе эта змея долго жить не может. Длина тела анаконды достигает 10м.
38
17
26
27
19
13
14
28
36
Какое животное самое быстрое?
Лось – 58
Гепард – 79
Заяц – 73
Выберите из первой строки таблицы наибольшее число; из второй – наименьшее число; из третьей – не наибольшее и не наименьшее. Сумма трех выбранных чисел поможет вам проверить ответ. (38 +13 + 28 = 79)
Каким одним словом можно назвать лося, гепарда и зайца? Какие это животные?
На земном шаре – четыре океана. Какой из них самый большой?
Атлантический – 24
1
9
17
7
3
5
18
10
4
6
23
13
2
8
33
Индийский – 38
Северный Ледовитый – 33
Тихий – 23
Правило, по которому записаны числа в таблице, такое: в каждой строке таблицы находим сумму первых двух чисел, а затем результаты этой суммы вычитаем из третьего числа.
Рассказ детей о Тихом океане.
Более одной трети земной поверхности занимает Тихий океан. Он самый большой по площади, объему воды и самый глубокий. Он может свободно вместить все материки и острова, которые существуют на Земле. В Тихом океане обитает много животных. Морской ангел – самая красивая рыбка в океане, а морская змея в 20 раз ядовитее кобры.
Таким образом, через дидактическую или математическую игру, реализованную на различном учебном материале, формируются не только вычислительные навыки, но и повышается интерес к учению.
Предложенные задание дают возможность усилить воспитательный эффект, осуществить межпредметные связи, повысить познавательную активность детей. Нельзя не согласиться с мнением профессора С.П.Баранова, что при соответствующей подготовке учителя дополнительные сведения на уроке не загружают детей, а лишь способствуют усвоению программного материала за счёт создания интереса к учению и повышению познавательной активности. В предлагаемых заданиях заложена смена деятельности детей, они узнают интересные факты, что не только расширяет их кругозор, но и способствуют общему развитию и побуждают к самостоятельному познанию нового. Развитие стремления узнать новое – одна из воспитательных целей этих заданий.