kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"За далью - Даль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие для учащихся начальных классов, целью которого является знакомство с жизнью и творчеством В. И. Даля.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«занятие За далью - Даль»


План-конспект внеурочного занятия  в 4 классе

на тему:

«За далью - Даль»

Подготовила и провела педагог дополнительного образования

Фурсова Ирина Юрьевна

Название объединения - «Родное слово»

Цель – познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. И. Даля.

Задачи:

Образовательные: 

- дать представление о литературном творчестве В. И. Даля, его Толковом словаре;

- обогатить словарный запас учащихся;

- расширить читательский кругозор;

 Развивающие:

- развивать познавательный интерес учащихся;

- совершенствовать умение работать с текстом, словарём;

- актуализировать знания учащихся о малых фольклорных жанрах;

- развивать творческое воображение, мышление, речь; умение анализировать лингвистический материал;

- развивать умение логично и последовательно излагать свои мысли;

- развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному языку, чувство гордости за богатое культурное наследие своего народа.

Время:  2 занятия по 45 минут.

Тип занятия: открытие новых знаний

Оборудование: раздаточный материал для работы в группах, портрет В.И. Даля, словарь В. И. Даля (несколько экземпляров), компьютер, мультимедийный проектор, слайды, выставка книг В.И. Даля.



Ход занятия:

  1. Организационный этап.

- Здравствуйте! Рада видеть всех вас! Каким бы вы хотели, чтобы было наше сегодняшнее занятие? Каждый подберите по слову – определению (по цепочке каждый называет своё определение: интересное, познавательное, увлекательное и т. д.).

- А я хочу сегодня познакомить вас с удивительным человеком – иностранцем по происхождению, но русским по духу. Познакомить не только с ним, но и с его трудами. Работать сегодня будем по группам (по 4 – 5 человек, всего 3 группы).

2. Подготовительный этап

- Посмотрите, пожалуйста, на портрет этого человека (приложение 1- портрет В.И. Даля, художник В.Перов, 1872 г.). Что можете сказать, глядя на портрет?

- Когда он жил (в каком веке, сколько лет назад)?

- Где он жил (в какой стране)?

- Чем занимался (какова профессия этого человека)?

- Какими чертами характера обладал?

(Отвечает каждая группа по истечении 4 минут).

- А сейчас по ключевым словам (приложение 2) попробуйте составить биографию этого человека.

(Отвечает каждая группа по истечении 5 минут).

3. Этап усвоения новых знаний

- Следующее задание - прочитайте, пожалуйста, настоящую биографию (приложение 3) обязательно с карандашом в руках. Карандашом вы будете подчёркивать те факты, те предложения, которые совпали с придуманной вами биографией, и ставить знак «+», если что – то не совпало, тоже подчёркиваем и ставим «-», а если вы прочтёте что - то, что покажется вам очень интересным, ставьте знак «!». (Читают 5 минут). Посчитайте все «+» и «!». Расскажите, какие факты биографии совпали (сколько «+»), о чём вам было интересно узнать (сколько «!»). (Отвечают все группы).

4. Этап первичной проверки понимания изученного

- Итак, с кем же мы будем знакомиться сегодня на занятии?

- Но ведь он жил более двухсот лет назад, зачем нам знакомиться с ним?

- Что сделал В.И. Даль такого, что забыть нельзя и по прошествии более двух сотен лет?

- Что стало главным делом жизни В. И. Даля?

- Сколько ушло лет на это?

- Из скольких томов состоит «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля?

- Сколько слов содержит этот словарь?

- Да разве можно собирать слова? Какой в этом толк? Слова – не ягоды, не грибы, они в лесу не растут, в лукошко их не уложишь. И правда, слова в лесу не растут. Они живут в народе, в разных краях и областях нашей большой земли. Мы говорим «дождь», а В. И. Даль в словаре рассказывает, что дожди бывают разные и для каждого народ придумал меткое название.

Как вы думаете, ситник или ситничек – это какой дождь? (От слова сито — мелкий дождь). А ливень? (Проливной дождь, самый сильный). Сеногной? (Дождь во время покоса). Грозный дождь? (С грозой). Грибной дождь? (Тёплый и мелкий). Косохлест, подстега? (Косой дождь с ветром). Лепень? (Снег с дождем). «Будет дождичек, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок». А что такое «кузовок»? Русское слово, которое В. И. Даль «собрал» в свой словарь. Давайте найдём его значение в словаре Даля. (Каждая группа работает со словарём, педагог демонстрирует кузовок – корзинку).

- Я приглашаю всех встать в круг и поиграть в игру, придуманную В. И. Далем, а называется она «Кузовок»: «Вот тебе кузовок, клади в него, что на – ок!» (передаём по кругу кузовок и «складываем» в него слова на - ок: платок, цветок, грибок и т.д.).

5. Этап закрепления, обобщения и систематизации знаний

- А теперь мы перейдём к соревновательной части нашего занятия. Каждая группа получит карточку, на которой записаны слова из «Толкового словаря» В. И. Даля (приложение 4). Вам нужно найти нужное слово и дать его толкование. Та группа, которая правильно выполнит задание раньше других, получает 3 балла; следующая группа – 2 балла, и группа, нашедшая слова позже других, - 1 балл. Не забывайте, что слова в любом словаре располагаются в определённом порядке, каком? (по алфавиту).

1 группа – барабать, гораздый, достой.

2 группа - вабить, гундора, дошлый,

3 группа – говеть, глузд, дюжий.

(Заслушиваются ответы каждой группы, начисляются баллы).

- Многие исконно русские слова для нас, русских, живущих в 21 веке, непонятны. Потому – то и бесценен труд В. И. Даля: Даля возвращает нас к нашим истокам, нашим корням. А.Б. Ткаченко в своей книге «Владимир Даль» писал: «Посмотрите на заметки к словам в словаре Даля — это же настоящие маленькие рассказы о быте народа и его труде, о ремеслах, о народных обычаях и поверьях. Они объясняют, в каких избах жили русские люди в старину, какие печи топили, на каких телегах ездили, чем поле пахали, как рыбу удили и как эту рыбу называли, какие щи хлебали, из чего кашу варили, чему учили детишек… Вся жизнь русского человека того времени отразилась в словаре, будто в волшебном зеркале».

- В. И. Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какие иностранные слова Даль предлагал заменить этими русскими словами (приложение 5)? (Группы получают карточки с русскими словами и пытаются в течение 4 - 5 минут назвать слово, которое Даль предлагал заменить). За каждое правильное слово – 1 балл.

Водомёт – фонтан, небозём – горизонт, колоземица – атмосфера, ловкосилие – гимнастика, мокроступы – галоши, тихогром - фортепиано, желтосливник – абрикос, рожекорча – гримаса.

(Карточки собираются, ответы каждой группы зачитываются, начисляются баллы).

- Владимир Иванович хотел дать народу полезные для него знания и даже придумал, как легче выучить таблицу умножения. А помогут её запомнить рифмы. Что такое рифма? Попробуйте с помощью рифмы продолжить «Таблицу умножения», сочинённую Далем. (Учитель произносит строку стихотворения, дети хором называют цифры).

Придет маслёна - будет блин,
Одиножды один – … (один).
Волга Дону пошире
Дважды два – …(четыре).
Хлеб жнём, а сено косим,
Дважды четыре -…(восемь).
Без закваски хлеб не месят,
Дважды пять – … (десять).

- Какие слова рифмуются? (Блин – один, пошире – четыре, косим – восемь, месят – десять).

- В. И. Даль был фольклористом (обращаемся к тексту приложения 3). Что это значит? Какие жанры фольклора вам известны? Сколько Даль собрал пословиц, поговорок, загадок? Одновременно с работой над словарем Даль работал и над сборником “Пословицы русского народа”, куда вошли не только пословицы, но и поговорки, скороговорки, загадки. Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги, Даль называл их “ремешками”. Один “ремешок” шел в словарь, как пример для пояснения, а другой в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. 180 тетрадей, куда Даль вклеивал “ремешки” - это 180 тем. Среди них “ Ум-глупость”, “Народ-мир”, “Правда – кривда” и т.д. Даль собрал 30130 пословиц. Если склеить “ремешки” друг с другом, получится лента длиною в 7 километров.

Следующее задание – соединить пословицы (приложение 6). Группы получают карточки, на которых пословицы в разрезанном виде. Та группа, которая правильно выполнит задание раньше других, получает 3 балла; следующая группа – 2 балла, и группа, собравшая пословицы позже других, - 1 балл.

- «Живое слово дороже мёртвой буквы», - любил повторять В. И. Даль. Я предлагаю вам «оживить» пословицы Даля. Предлагаю изобразить пословицы, записанные на карточках (приложение 7), с помощью жестов и мимики. Все пословицы взяты из сборника В. И. Даля “Пословицы русского народа”. Группа, «разгадавшая» пословицу, получает 1 балл. (Группы готовятся и по очереди показывают пословицы, начисляются баллы).

- Как вы думаете, какой темой объединены все три пословицы? («Работа - праздность»).

- В. И. Даль также собирал скороговорки. Что такое скороговорки? Для чего они нужны? В.И.Даль считал их не просто забавой: “Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором говоре”. Объявляется конкурс на лучшее произношение скороговорок . Каждому члену группы на время нужно будет произнести чётко проговаривая скороговорку из сборника В. И. Даля: «По двору подворью в добром здоровье». (Группы готовятся). Каждый из группы по очереди проговаривает скороговорку, засекается время. Затем вторая группа и третья. Оценивается время, затраченное всеми участниками команды на проговаривание скороговорки, и количество ошибок. Начисляются баллы: 1 место – 3 балла, 2 место – 2 балла, 3 место – 1 балл.

- В. И. Даль любил и загадки. Сколько он их собрал: крестьянских, солдатских, морских, детских! В своём словаре он так сказал о загадке: загадка – это «иносказанье или намёки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». А теперь решите кроссворд, отгадав загадки, составленные самим В. И. Далем (приложение 8). Обратите внимание, что получится в выделенной строке. Та группа, которая правильно выполнит задание раньше других, получает 3 балла; следующая группа – 2 балла, и группа, разгадавшая кроссворд позже других, - 1 балл.

- В. И. Даль ещё и сказки сочинял. Он пользовался псевдонимом. Что это значит? Какой псевдоним выбрал для себя В. И. Даль? (Обращаемся к тексту приложения 3). Как вы думаете, почему он взял псевдоним? На экране (см. слайд 3) вы видите обложки книг со сказками В. И. Даля. Какие – то из них вы уже прочитали, а какие – то, я надеюсь, ещё предстоит прочитать. Я предлагаю вам викторину, вам нужно написать, из какой сказки Даля эти строки (приложение 9). Та группа, которая правильно выполнит задание раньше других, получает 3 балла; следующая группа – 2 балла, и группа, выполнившая задание позже других, - 1 балл.

6. Контрольный этап

- В. И. Даль был удивительным человеком. Что вы можете сказать о нём, что запомнилось? Я предлагаю вам написать группой синквейн на тему «Владимир Даль». Напоминаю, что такое синквейн (см. слайд 4). Синквейн - короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл, состоящая из 4-х слов. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Группы зачитывают синквейны, за каждый синквейн – 1 балл.

7. Итоговый этап

- Вот и подошло к концу наше занятие. Подсчитывается общее количество баллов в каждой группе. Определяется группа – победитель (каждый член группы получает «золотую медаль», группа, занявшая 2 место, – «серебряную», за 3-е место – «бронзовую» (приложение 10).

8. Рефлексивный этап

В начале занятия вы подбирали слова – определения, каким бы хотели, чтобы было наше занятие. Скажите, а каким наше занятие получилось? (Каждый по цепочке называет слова – определения).

- А я закончить наше занятие хочу словами из книги А.Б. Ткаченко «Владимир Даль»: «Свой знаменитый словарь он закончил лишь за пять лет до смерти. Рассказывают, что даже перед своей кончиной он подозвал к постели дочь и попросил ее: «Запиши, пожалуйста, словечко».

Какое же счастье, что Владимиру Ивановичу довелось столько поездить по русской земле, лечить, менять профессии, встречать на своем пути тысячи разных людей! Ведь живи он по-другому, могло случиться, что никакого словаря бы и не было. Сидел бы Даль в тихом кабинете и даже не подозревал бы, что вокруг плещется безбрежное море прекрасных русских слов.

Подвиги бывают разные. Иногда нужно всего одно мгновение, чтобы броситься на вражеские штыки — и войти в бессмертие. А иногда подвиг растягивается на целые десятилетия служения своему народу, как это и вышло у героя нашего рассказа. Между первым словом «замолаживает», которое записал в свою записную книжку молодой мичман, и четырьмя огромными томами словаря уместилась целая жизнь великого сына России, неутомимого собирателя русских слов, талантливого и трудолюбивого человека — Владимира Ивановича Даля».


Литература:

1. Боголюбов Л. Н. Учебник по обществознанию для 5 класса, 3- изд. – М.: Просвещение, 2013.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. - М.: Русский язык, 1989.
3.Даль В.И. Пословицы русского народа. - М., 1996.

4. «Собирал человек слова». Сценарий лингвистического праздника, посвященного автору «Толкового словаря Живого великорусского языка», составитель Опушнева Э. Н. http://nsportal.ru/user/518474/page/lingvisticheskiy-prazdnik-o-v-i-dale-sobiral-chelovek-slova
5. Ткаченко А. Б. Владимир Даль. – М.: Издательский дом Фома, 2010. – 22с.






Приложение 1
















Приложение 2



Владимир Иванович Даль, отец, Дания, Россия, хорошее образование, флот, медицина, писатель, дружба, А. С. Пушкин, лексикограф (учёный в области языка), фольклорист (собиратель фольклора), 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок, «Толковый словарь живого великорусского языка», 200 тысяч слов































Приложение 3

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

Владимир Иванович Даль (1801 —1872). Псевдоним — Казак Луганский.

Отец В. И. Даля родом из Дании. Приехал в Россию по приглашению Екатерины II. Принял русское подданство. Он полюбил Россию и передал это чувство детям. Мать — обрусевшая немка, дочь известной переводчицы. Владимир был хорошо образован. Служил во флоте. Взрослым получил, кроме военного, медицинское образование. Писал стихи, прозу, сказки. Именно В. И. Даль неотлучно сидел у изголовья умиравшего от раны А. С. Пушкина. Как врач и близкий друг, слышал предсмертные слова поэта. На память о Пушкине Далю был подарен сюртук, в котором стрелялся поэт, и его перстень-талисман с изумрудом.

В. И. Даль был не только литератором, но и лексикографом (учёным в области языка), и фольклористом (собирателем фольклора). Он изучал народные обряды, собрал более 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок и опубликовал их. Любимая пословица Даля — «Живое слово дороже мёртвой буквы».

Главным делом его жизни стало создание «Толкового словаря живого великорусского языка». На эту работу ушло более 50 лет жизни исследователя. В словарь вошло более 200 тысяч слов, из них 80 тысяч слов собрано самим Далем. Раньше эти слова не входили ни в один словарь.



(Из учебника по обществознанию для 5 класса под ред. Боголюбова Л. Н., 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013, стр. 96)







Приложение 4




барабать, гораздый, достой


вабить, гундора, дошлый


говеть, глузд, дюжий





Приложение 5

Водомёт –

Небозём –

Колоземица –

Ловкосилие –

Мокроступы –

Тихогром-

Желтосливник –

Рожекорча -







Приложение 6



Под лежачий камень

вода не течёт

Труд человека кормит,

а лень портит

Дело мастера

боится

Хлеб-соль кушай,

а умные речи слушай

Кто хвалится,

тот с горы свалится

Красна птица перьем,

а человек уменьем

Не спеши языком,

торопись делом



Приложение 7

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Двое пашут, а семеро руками машут.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.



















Приложение 9



1. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем.


2. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается…


3. Пустили лису. Вот поклонилась она хозяину и отдала ему на сбережение свою курочку, сама же смирнёхонько улеглась в уголок на лавку, а хвостик подвернула под лавку.


4. Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют.


5. Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: "Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть".


Ответы:

1. «Старик – годовик» 2. «Война грибов с ягодами»

3. «Лиса – лапотница» 4. «Девочка Снегурочка»

5. «Журавль и цапля»

Просмотр содержимого презентации
«слайды по Далю»

За далью –  Даль

За далью –

Даль

Синквейн - короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.  3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.  4 строка – фраза, несущая определенный смысл, состоящая из 4-х слов. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн - короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл, состоящая из 4-х слов.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Спасибо за занятие!

Спасибо

за занятие!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"За далью - Даль"

Автор: Фурсова Ирина Юрьевна

Дата: 02.09.2018

Номер свидетельства: 476954

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "Дала зонасы "
    ["seo_title"] => string(11) "dala-zonasy"
    ["file_id"] => string(6) "231795"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442638781"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Урок русского языка «Великий дар В.И. Даля. "Толковый словарь живого великорусского языка"»; 6 класс "
    ["seo_title"] => string(101) "urok-russkogho-iazyka-vielikii-dar-v-i-dalia-tolkovyi-slovar-zhivogho-vielikorusskogho-iazyka-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "238684"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444631928"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "«В.И.Даль – хранитель сокровищ русского языка» Классный час"
    ["seo_title"] => string(53) "vidalkhranitielsokrovishchrusskoghoiazykaklassnyichas"
    ["file_id"] => string(6) "300106"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456666518"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "«В.И.Даль – хранитель сокровищ русского языка» Классный час"
    ["seo_title"] => string(54) "vidalkhranitielsokrovishchrusskoghoiazykaklassnyichas1"
    ["file_id"] => string(6) "300107"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456666531"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Дала өсімдіктері мен жануарлары"
    ["seo_title"] => string(36) "dala_osimdiktieri_mien_zhanuarlary_3"
    ["file_id"] => string(6) "455460"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518000467"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства