План-конспект внеурочного занятия в 4 классе
на тему:
«За далью - Даль»
Подготовила и провела педагог дополнительного образования
Фурсова Ирина Юрьевна
Название объединения - «Родное слово»
Цель – познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. И. Даля.
Задачи:
Образовательные:
- дать представление о литературном творчестве В. И. Даля, его Толковом словаре;
- обогатить словарный запас учащихся;
- расширить читательский кругозор;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес учащихся;
- совершенствовать умение работать с текстом, словарём;
- актуализировать знания учащихся о малых фольклорных жанрах;
- развивать творческое воображение, мышление, речь; умение анализировать лингвистический материал;
- развивать умение логично и последовательно излагать свои мысли;
- развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному языку, чувство гордости за богатое культурное наследие своего народа.
Время: 2 занятия по 45 минут.
Тип занятия: открытие новых знаний
Оборудование: раздаточный материал для работы в группах, портрет В.И. Даля, словарь В. И. Даля (несколько экземпляров), компьютер, мультимедийный проектор, слайды, выставка книг В.И. Даля.
Ход занятия:
Организационный этап.
- Здравствуйте! Рада видеть всех вас! Каким бы вы хотели, чтобы было наше сегодняшнее занятие? Каждый подберите по слову – определению (по цепочке каждый называет своё определение: интересное, познавательное, увлекательное и т. д.).
- А я хочу сегодня познакомить вас с удивительным человеком – иностранцем по происхождению, но русским по духу. Познакомить не только с ним, но и с его трудами. Работать сегодня будем по группам (по 4 – 5 человек, всего 3 группы).
2. Подготовительный этап
- Посмотрите, пожалуйста, на портрет этого человека (приложение 1- портрет В.И. Даля, художник В.Перов, 1872 г.). Что можете сказать, глядя на портрет?
- Когда он жил (в каком веке, сколько лет назад)?
- Где он жил (в какой стране)?
- Чем занимался (какова профессия этого человека)?
- Какими чертами характера обладал?
(Отвечает каждая группа по истечении 4 минут).
- А сейчас по ключевым словам (приложение 2) попробуйте составить биографию этого человека.
(Отвечает каждая группа по истечении 5 минут).
3. Этап усвоения новых знаний
- Следующее задание - прочитайте, пожалуйста, настоящую биографию (приложение 3) обязательно с карандашом в руках. Карандашом вы будете подчёркивать те факты, те предложения, которые совпали с придуманной вами биографией, и ставить знак «+», если что – то не совпало, тоже подчёркиваем и ставим «-», а если вы прочтёте что - то, что покажется вам очень интересным, ставьте знак «!». (Читают 5 минут). Посчитайте все «+» и «!». Расскажите, какие факты биографии совпали (сколько «+»), о чём вам было интересно узнать (сколько «!»). (Отвечают все группы).
4. Этап первичной проверки понимания изученного
- Итак, с кем же мы будем знакомиться сегодня на занятии?
- Но ведь он жил более двухсот лет назад, зачем нам знакомиться с ним?
- Что сделал В.И. Даль такого, что забыть нельзя и по прошествии более двух сотен лет?
- Что стало главным делом жизни В. И. Даля?
- Сколько ушло лет на это?
- Из скольких томов состоит «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля?
- Сколько слов содержит этот словарь?
- Да разве можно собирать слова? Какой в этом толк? Слова – не ягоды, не грибы, они в лесу не растут, в лукошко их не уложишь. И правда, слова в лесу не растут. Они живут в народе, в разных краях и областях нашей большой земли. Мы говорим «дождь», а В. И. Даль в словаре рассказывает, что дожди бывают разные и для каждого народ придумал меткое название.
Как вы думаете, ситник или ситничек – это какой дождь? (От слова сито — мелкий дождь). А ливень? (Проливной дождь, самый сильный). Сеногной? (Дождь во время покоса). Грозный дождь? (С грозой). Грибной дождь? (Тёплый и мелкий). Косохлест, подстега? (Косой дождь с ветром). Лепень? (Снег с дождем). «Будет дождичек, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок». А что такое «кузовок»? Русское слово, которое В. И. Даль «собрал» в свой словарь. Давайте найдём его значение в словаре Даля. (Каждая группа работает со словарём, педагог демонстрирует кузовок – корзинку).
- Я приглашаю всех встать в круг и поиграть в игру, придуманную В. И. Далем, а называется она «Кузовок»: «Вот тебе кузовок, клади в него, что на – ок!» (передаём по кругу кузовок и «складываем» в него слова на - ок: платок, цветок, грибок и т.д.).
5. Этап закрепления, обобщения и систематизации знаний
- А теперь мы перейдём к соревновательной части нашего занятия. Каждая группа получит карточку, на которой записаны слова из «Толкового словаря» В. И. Даля (приложение 4). Вам нужно найти нужное слово и дать его толкование. Та группа, которая правильно выполнит задание раньше других, получает 3 балла; следующая группа – 2 балла, и группа, нашедшая слова позже других, - 1 балл. Не забывайте, что слова в любом словаре располагаются в определённом порядке, каком? (по алфавиту).
1 группа – барабать, гораздый, достой.
2 группа - вабить, гундора, дошлый,
3 группа – говеть, глузд, дюжий.
(Заслушиваются ответы каждой группы, начисляются баллы).
- Многие исконно русские слова для нас, русских, живущих в 21 веке, непонятны. Потому – то и бесценен труд В. И. Даля: Даля возвращает нас к нашим истокам, нашим корням. А.Б. Ткаченко в своей книге «Владимир Даль» писал: «Посмотрите на заметки к словам в словаре Даля — это же настоящие маленькие рассказы о быте народа и его труде, о ремеслах, о народных обычаях и поверьях. Они объясняют, в каких избах жили русские люди в старину, какие печи топили, на каких телегах ездили, чем поле пахали, как рыбу удили и как эту рыбу называли, какие щи хлебали, из чего кашу варили, чему учили детишек… Вся жизнь русского человека того времени отразилась в словаре, будто в волшебном зеркале».
- В. И. Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какие иностранные слова Даль предлагал заменить этими русскими словами (приложение 5)? (Группы получают карточки с русскими словами и пытаются в течение 4 - 5 минут назвать слово, которое Даль предлагал заменить). За каждое правильное слово – 1 балл.
Водомёт – фонтан, небозём – горизонт, колоземица – атмосфера, ловкосилие – гимнастика, мокроступы – галоши, тихогром - фортепиано, желтосливник – абрикос, рожекорча – гримаса.
(Карточки собираются, ответы каждой группы зачитываются, начисляются баллы).
- Владимир Иванович хотел дать народу полезные для него знания и даже придумал, как легче выучить таблицу умножения. А помогут её запомнить рифмы. Что такое рифма? Попробуйте с помощью рифмы продолжить «Таблицу умножения», сочинённую Далем. (Учитель произносит строку стихотворения, дети хором называют цифры).
Придет маслёна - будет блин,
Одиножды один – … (один).
Волга Дону пошире
Дважды два – …(четыре).
Хлеб жнём, а сено косим,
Дважды четыре -…(восемь).
Без закваски хлеб не месят,
Дважды пять – … (десять).
- Какие слова рифмуются? (Блин – один, пошире – четыре, косим – восемь, месят – десять).
- В. И. Даль был фольклористом (обращаемся к тексту приложения 3). Что это значит? Какие жанры фольклора вам известны? Сколько Даль собрал пословиц, поговорок, загадок? Одновременно с работой над словарем Даль работал и над сборником “Пословицы русского народа”, куда вошли не только пословицы, но и поговорки, скороговорки, загадки. Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги, Даль называл их “ремешками”. Один “ремешок” шел в словарь, как пример для пояснения, а другой в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. 180 тетрадей, куда Даль вклеивал “ремешки” - это 180 тем. Среди них “ Ум-глупость”, “Народ-мир”, “Правда – кривда” и т.д. Даль собрал 30130 пословиц. Если склеить “ремешки” друг с другом, получится лента длиною в 7 километров.
Следующее задание – соединить пословицы (приложение 6). Группы получают карточки, на которых пословицы в разрезанном виде. Та группа, которая правильно выполнит задание раньше других, получает 3 балла; следующая группа – 2 балла, и группа, собравшая пословицы позже других, - 1 балл.
- «Живое слово дороже мёртвой буквы», - любил повторять В. И. Даль. Я предлагаю вам «оживить» пословицы Даля. Предлагаю изобразить пословицы, записанные на карточках (приложение 7), с помощью жестов и мимики. Все пословицы взяты из сборника В. И. Даля “Пословицы русского народа”. Группа, «разгадавшая» пословицу, получает 1 балл. (Группы готовятся и по очереди показывают пословицы, начисляются баллы).
- Как вы думаете, какой темой объединены все три пословицы? («Работа - праздность»).
- В. И. Даль также собирал скороговорки. Что такое скороговорки? Для чего они нужны? В.И.Даль считал их не просто забавой: “Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором говоре”. Объявляется конкурс на лучшее произношение скороговорок . Каждому члену группы на время нужно будет произнести чётко проговаривая скороговорку из сборника В. И. Даля: «По двору подворью в добром здоровье». (Группы готовятся). Каждый из группы по очереди проговаривает скороговорку, засекается время. Затем вторая группа и третья. Оценивается время, затраченное всеми участниками команды на проговаривание скороговорки, и количество ошибок. Начисляются баллы: 1 место – 3 балла, 2 место – 2 балла, 3 место – 1 балл.
- В. И. Даль любил и загадки. Сколько он их собрал: крестьянских, солдатских, морских, детских! В своём словаре он так сказал о загадке: загадка – это «иносказанье или намёки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». А теперь решите кроссворд, отгадав загадки, составленные самим В. И. Далем (приложение 8). Обратите внимание, что получится в выделенной строке. Та группа, которая правильно выполнит задание раньше других, получает 3 балла; следующая группа – 2 балла, и группа, разгадавшая кроссворд позже других, - 1 балл.
- В. И. Даль ещё и сказки сочинял. Он пользовался псевдонимом. Что это значит? Какой псевдоним выбрал для себя В. И. Даль? (Обращаемся к тексту приложения 3). Как вы думаете, почему он взял псевдоним? На экране (см. слайд 3) вы видите обложки книг со сказками В. И. Даля. Какие – то из них вы уже прочитали, а какие – то, я надеюсь, ещё предстоит прочитать. Я предлагаю вам викторину, вам нужно написать, из какой сказки Даля эти строки (приложение 9). Та группа, которая правильно выполнит задание раньше других, получает 3 балла; следующая группа – 2 балла, и группа, выполнившая задание позже других, - 1 балл.
6. Контрольный этап
- В. И. Даль был удивительным человеком. Что вы можете сказать о нём, что запомнилось? Я предлагаю вам написать группой синквейн на тему «Владимир Даль». Напоминаю, что такое синквейн (см. слайд 4). Синквейн - короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл, состоящая из 4-х слов. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Группы зачитывают синквейны, за каждый синквейн – 1 балл.
7. Итоговый этап
- Вот и подошло к концу наше занятие. Подсчитывается общее количество баллов в каждой группе. Определяется группа – победитель (каждый член группы получает «золотую медаль», группа, занявшая 2 место, – «серебряную», за 3-е место – «бронзовую» (приложение 10).
8. Рефлексивный этап
В начале занятия вы подбирали слова – определения, каким бы хотели, чтобы было наше занятие. Скажите, а каким наше занятие получилось? (Каждый по цепочке называет слова – определения).
- А я закончить наше занятие хочу словами из книги А.Б. Ткаченко «Владимир Даль»: «Свой знаменитый словарь он закончил лишь за пять лет до смерти. Рассказывают, что даже перед своей кончиной он подозвал к постели дочь и попросил ее: «Запиши, пожалуйста, словечко».
Какое же счастье, что Владимиру Ивановичу довелось столько поездить по русской земле, лечить, менять профессии, встречать на своем пути тысячи разных людей! Ведь живи он по-другому, могло случиться, что никакого словаря бы и не было. Сидел бы Даль в тихом кабинете и даже не подозревал бы, что вокруг плещется безбрежное море прекрасных русских слов.
Подвиги бывают разные. Иногда нужно всего одно мгновение, чтобы броситься на вражеские штыки — и войти в бессмертие. А иногда подвиг растягивается на целые десятилетия служения своему народу, как это и вышло у героя нашего рассказа. Между первым словом «замолаживает», которое записал в свою записную книжку молодой мичман, и четырьмя огромными томами словаря уместилась целая жизнь великого сына России, неутомимого собирателя русских слов, талантливого и трудолюбивого человека — Владимира Ивановича Даля».
Литература:
1. Боголюбов Л. Н. Учебник по обществознанию для 5 класса, 3- изд. – М.: Просвещение, 2013.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. - М.: Русский язык, 1989.
3.Даль В.И. Пословицы русского народа. - М., 1996.
4. «Собирал человек слова». Сценарий лингвистического праздника, посвященного автору «Толкового словаря Живого великорусского языка», составитель Опушнева Э. Н. http://nsportal.ru/user/518474/page/lingvisticheskiy-prazdnik-o-v-i-dale-sobiral-chelovek-slova
5. Ткаченко А. Б. Владимир Даль. – М.: Издательский дом Фома, 2010. – 22с.
Приложение 1
Приложение 2
Владимир Иванович Даль, отец, Дания, Россия, хорошее образование, флот, медицина, писатель, дружба, А. С. Пушкин, лексикограф (учёный в области языка), фольклорист (собиратель фольклора), 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок, «Толковый словарь живого великорусского языка», 200 тысяч слов
Приложение 3
ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК
Владимир Иванович Даль (1801 —1872). Псевдоним — Казак Луганский.
Отец В. И. Даля родом из Дании. Приехал в Россию по приглашению Екатерины II. Принял русское подданство. Он полюбил Россию и передал это чувство детям. Мать — обрусевшая немка, дочь известной переводчицы. Владимир был хорошо образован. Служил во флоте. Взрослым получил, кроме военного, медицинское образование. Писал стихи, прозу, сказки. Именно В. И. Даль неотлучно сидел у изголовья умиравшего от раны А. С. Пушкина. Как врач и близкий друг, слышал предсмертные слова поэта. На память о Пушкине Далю был подарен сюртук, в котором стрелялся поэт, и его перстень-талисман с изумрудом.
В. И. Даль был не только литератором, но и лексикографом (учёным в области языка), и фольклористом (собирателем фольклора). Он изучал народные обряды, собрал более 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок и опубликовал их. Любимая пословица Даля — «Живое слово дороже мёртвой буквы».
Главным делом его жизни стало создание «Толкового словаря живого великорусского языка». На эту работу ушло более 50 лет жизни исследователя. В словарь вошло более 200 тысяч слов, из них 80 тысяч слов собрано самим Далем. Раньше эти слова не входили ни в один словарь.
(Из учебника по обществознанию для 5 класса под ред. Боголюбова Л. Н., 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013, стр. 96)
Приложение 4
барабать, гораздый, достой |
вабить, гундора, дошлый |
говеть, глузд, дюжий |
Приложение 5
Водомёт –
Небозём –
Колоземица –
Ловкосилие –
Мокроступы –
Тихогром-
Желтосливник –
Рожекорча -
Приложение 6
Под лежачий камень | вода не течёт |
Труд человека кормит, | а лень портит |
Дело мастера | боится |
Хлеб-соль кушай, | а умные речи слушай |
Кто хвалится, | тот с горы свалится |
Красна птица перьем, | а человек уменьем |
Не спеши языком, | торопись делом |
Приложение 7
Один с сошкой, а семеро с ложкой. |
Двое пашут, а семеро руками машут. |
Без труда не вынешь и рыбку из пруда. |
Приложение 9
1. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем.
2. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается…
3. Пустили лису. Вот поклонилась она хозяину и отдала ему на сбережение свою курочку, сама же смирнёхонько улеглась в уголок на лавку, а хвостик подвернула под лавку.
4. Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют.
5. Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: "Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть".
Ответы:
1. «Старик – годовик» 2. «Война грибов с ягодами»
3. «Лиса – лапотница» 4. «Девочка Снегурочка»
5. «Журавль и цапля»