"Взаимодействие школы и семьи в интересах личности ребёнка"
"Взаимодействие школы и семьи в интересах личности ребёнка"
Семья и школа- это берег и море. На сегодняшний день остро стоит проблема привлечения родителей в образовательный процесс. Родители являются первым воспитателем своего ребёнка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Взаимодействие школы и семьи в интересах личности ребёнка"»
ТЕМА: «Взаимодействие школы и семьи в интересах личности ребёнка».
«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он совсем должен отрываться от берега»
(Л.А.Кассиль)
На сегодняшний день остро стоит проблема привлечения родителей в образовательный процесс школы. Многие родители просто не понимают, что нужно уделять внимание образованию своих детей.
Родители являются первыми воспитателями своего ребенка и именно они оказывают на него самое сильное влияние.
Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Если родители с первых дней жизни ребенка уделяют ему должное внимание, формируют в нем какие-то творческие способности и интересы, то в будущем они будут для ребенка авторитетом.
Когда ребенок приходит в школу к воспитательному процессу присоединяются педагоги. И ребенок будет лучше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и педагоги станут союзниками. Совместная деятельность родителей и педагогов позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях понять его индивидуальные особенности и направить формирование его личности в правильное русло.
Через каждые 4 года мы, учителя начальных классов, принимаем детей в 1 класс. Всегда, когда набираешь 1 класс, волнуешься, как сложатся отношения с детьми? Как сложатся отношения с родителями? Все мы знаем, что «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Но ведь у нас с родителями общая цель – воспитать достойного человека. Человека, который будет себя комфортно чувствовать в окружающем его мире; что в этой трудной жизни он найдёт себя, самоопределится и использует весь свой потенциал, чтобы стать успешным.
Время пролетело незаметно. И вот мы уже выпускники. На протяжении всех лет обучения родители были моими союзниками, заинтересованными в успешности обучения и воспитания своих детей.
Родители активно стремятся к педагогическому самообразованию, пытаются разобраться в сущности современных образовательных процессов, в особенностях образовательной и воспитательной программ.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от нашей интуиции, мастерства, опыта.
Поэтому мы, педагоги, должны действовать в каждом конкретном случае из расчета, с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации, данные одной семье, нельзя апробировать на другой семье. В данных ситуациях я стараюсь избегать советов. Информирую, поддерживаю учащихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает мне. Иногда родители жалуются на своего ребёнка, говорят, что он непослушный, капризный. Стараюсь, чтобы родители искали и находили в своем ребенке что-то хорошее и индивидуальное.
Основными формами работы с семьёй использую групповые и индивидуальные.
В индивидуальном порядке провожу
беседы с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирую родителей об успехах их ребенка, даю советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. (здесь важно доверительное отношение собеседников, когда содержание разговора не разглашается).
консультации - это – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которые не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями, как правило, в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение, конфликты с учителем.
посещение семьи (редко,по мере необходимости) что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка.
Используя групповые формы работы, провожу родительские собрания. При необходимости приглашаю учителей-предметников и воспитателей ГПД на собрание. На собраниях знакомлю родителей с динамикой обучения, воспитания и развития детей.
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ – Приглашение, а еще лучше привлечение родителей во внеклассную работу своих детей это одна из очень важных форм взаимодействия семьи и школы. Присутствуя на праздничных концертах или тематических мероприятиях, родители могут увидеть таланты своего ребенка, оценить работу учителей по внеклассному воспитанию. Вовлечение родителей в совместную с детьми творческую и социально значимую деятельность, повышает авторитет родителя в глазах его ребенка.
Родители активно поддерживают детей в их творчестве (участвуют в конкурсах рисунков, поделок).
РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ – это родительский актив, который является основой педагога в решении задач общеобразовательного процесса. Члены родительского комитета вместе с классными руководителями планируют, готовят и проводят совместную работу по подготовке и проведению различных мероприятий, а также, принимают активное участие в работе школы (питание, медицинское обслуживание и др. направления).
ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА – дневник это средство общения с родителями ни только классного руководителя, но и каждого учителя предметника тоже. По средствам дневника родители всегда осведомлены об оценках и о поведении своего ребенка. По средством дневника учитель может предупредить родителя об опасности при помощи так называемых «сигнальных надписей» (например «Обратите внимание на математику!», «Следите за выполнением домашнего задания!»), так же это средство оповещения о чем-либо (о родительских собраниях, о том что нужно принести на урок и т.д.)
ТЕЛЕФОННЫЕ ЗВОНКИ – очень удобным способом общения с родителями является телефонный звонок. Чем он удобен? Тем, что можно экстренно оповестить о чем-то (например об отмени занятий из-за низкой температуры). Возможность осведомиться у родителя о причине отсутствия ребенка в школе. А так же поговорить или предупредить родителя о каких-либо вопросах (например «Завтра идём В КДЦ на кукольный спектакль» или «Ваш ребенок отстранен от занятий по причине выявления педикулеза во время осмотра медицинским работником школы».). Так же и в противоположном направлении РОДИТЕЛЬ может оповестить учителя, о том, что ребенок будет отсутствовать в школе или выяснить какие-то срочно возникшие вопросы.
Конечно телефонные разговоры с родителями не в коем случае не должны заменять живое общение!!!
Все это направлено на создание тесного взаимодействия, контакта между учителями и родителями. И это возможно только тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями. Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей:
1. Действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.
2. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Поэтому учитель должен уметь призвать даже тех родителей, которые не имеют педагогической подготовки и образования, с глубоким пониманием и ответственностью относиться к воспитанию детей.
3. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель – лицо официальное. Но с другой стороны хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
4. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога. Необходимо помнить, что неразрешимых проблем нет, есть неправильные решения. Педагог всегда должен верить в ребенка, найти в нем положительные качества и опираться на силы семьи.
Итак, по средствам этих форм и правил взаимодействия семьи и школы, начиная от момента когда ребенок ступает на порог школы, должно быть направлено на формирование его личности ребенка.
Начиная с работы с родителями будущих первоклассников, учителя начальных классов проводят диагностику уровня готовности ребенка к школе, с последующими консультациями и оказанием необходимой помощи в адаптации ребенка к обучению в школе.
Учителя начальной школы занимаются диагностикой, изучая семьи учащихся, и передают свои профессиональные знания родителям, повышая их педагогическую культуру.
Переходя в основную школу классными руководителями проводятся тематические классные собрания, согласно возрастным особенностям учеников. В старших классах, учителя предметники, классные руководители направляют учеников на выбор своей будущей профессии. Проводят классные часы по профориентации.
Так ШКОЛА и СЕМЬЯ взявшись за руки из года в год выпускает новых, ХОРОШИХ людей в самостоятельную жизнь!
В классе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом. Со всеми родителями у меня очень добрые и доверительные отношения. Все проблемы, которые возникают, решаем совместными усилиями. Мы, педагоги, должны сделать так, чтобы контакт родителей, детей и учителей не был потерян.
И самое главное: родители должны быть уверены, что учитель всегда открыт к контактам, к сотрудничеству, к решению проблем. “Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье” - сказал В. А. Сухомлинский.