kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возможности игровой технологии в процессе развития базовых навыков коммуникативной компетентности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе проблема формирования коммуникативных умений младших школьников остается актуальной. Младший школьный возраст – очень благоприятное время для формирования коммуникативных умений. На формирование коммуникативных умений младших школьников оказывают влияние различные формы и методы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Возможности игровой технологии в процессе развития базовых навыков коммуникативной компетентности младших школьников»

Возможности игровой технологии в процессе развития базовых

навыков коммуникативной компетентности младших школьников



Прогалкина Наталья Евгеньевна

Учитель начальных классов ГБОУ «СОШ № 377»

nprogalkina@yandex.ru

89500413453



В современном обществе проблема формирования коммуникативных умений младших школьников остается актуальной. Уровень сформированности коммуникативных умений оказывает влияние на процесс социализации, на результативность обучения детей и становление личности.

Младший школьный возраст – очень благоприятное время для формирования коммуникативных умений. Дети очень общительны, они постоянно общаются как с взрослыми людьми, так и со сверстниками. Они перенимают информацию, копируют образы поведения взрослых и друзей. Поэтому очень важно, чтобы на начальной ступени развития дети научились контактировать, взаимодействовать, решать различные проблемы друг с другом.

Коммуникативные умения включают в себя умение работать в группе, в коллективе, владение навыками взаимодействия с людьми, способность к речевому общению и социализации личности.

Под понятием «Коммуникативные умения» мы понимаем: умение слушать собеседника, обосновывать и высказывать собственное мнение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, выделять в речи существенные ориентиры действия, а также передать их партнеру и умение группового взаимодействия. Младший школьник должен освоить различные способы действия в процессе общения, у него должно сформироваться умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, умение в правильной форме объяснять свою мысль и спокойно воспринимать информацию от других, а именно освоение методов, приемов и способов восприятия и передачи коммуникативных сигналов.

В младшем школьном возрасте формируются следующие коммуникативные умения:

1. Умение слушать собеседника;

2. Умение обосновывать и высказывать собственное мнение;

3. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

4. Умение выделять в речи существенные ориентиры действия, а также передать их партнеру;

5. Умение группового взаимодействия.

В младшем школьном возрасте также уделяется внимание формированию следующих коммуникативных умений:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализации;

- управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

С первых дней пребывания в школе ребенок активно включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста можно проследить динамику и закономерность этого взаимодействия. В период адаптации к школе, из-за большого обилия новых школьных впечатлений, у ребенка первого класса общение со сверстниками отступает на второй план. Контактируют между собой дети посредством педагога. Человек может продуктивно участвовать в процессе коммуникации, если при этом он владеет набором необходимых средств.

К средствам коммуникации относится речь. В школе к ребенку предъявляются новые требования в отношении речевого развития. На уроке при ответе речь ребенка должна быть грамотной, четкой по мысли, краткой, выразительной, а при общении речь должна быть выстроена в соответствии со сложившимися ожиданиями, что имеет существенное значение для формирования коммуникативных умений. Целесообразно воспитывать у детей умение слушать и слышать собеседников, терпеливо относиться к их мнению, а также необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения. Главную роль в этом занимает учитель, он предоставляет обучающимся речевые образцы, помогает им при ведении дискуссий, различных споров и приведении аргументов. На формирование коммуникативных умений младших школьников оказывают влияние различные формы и методы.

Сюжетно-ролевые игры как метод формирования

коммуникативных умений.

Эти игры способствуют раскрепощению детей, обучающиеся выполняют различные роли, проигрывают определенный сценарий, выстраивают диалог. К примеру, при чтении книг В. Бианки и Е. Чарушина дети разыгрывают диалог от имени растений и животных. Сюжетно-ролевая игра затрачивает немного времени, дети с большим интересом следят и участвуют в ней. Метод игры может быть, как и массовой, так и групповой. К примеру, при изучении темы «Полезные ископаемые», дети исполняют роли геологов путешествующих по родному краю, исследуют разные полезные ископаемые. Дети определяют и называют свойства, применение, условный знак полезных ископаемых, показывают их на карте месторождений. В процессе игры у детей активно формируются коммуникативные умения, дети отвечают на вопросы, выстраивают предположения, активно используют речевой аппарат;

- деловая игра помогает развивать у детей фантазию, но фантазию реальную, которая основана на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.

Для формирования коммуникативных умений младших школьников используются следующие формы:

- проектная деятельность. Например, проект «Моя фамилия». При помощи учителя дети исследуют происхождение своей фамилии. Дома, с родителями, бабушками и дедушками обсуждают происхождение семейной фамилии, собирают материал. По завершению, обучающиеся готовят исследовательский проект «Моя фамилия», с которым выступают на классном часе. У детей формируется умение выстраивать правильный монолог. Вся проектная деятельность в школе играет важную роль. Так как по нормам ФГОС НОО деятельность школы должна быть направлена на формирование у обучающихся умений планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнерами; строить речевые высказывания и ставить вопросы;

- групповая, индивидуальная и коллективная форма работы. Например, обучающиеся готовят инсценировку сказки, тем самым обогащают и насыщают свой словарный запас, учатся правильно вести диалог и монолог;

- классные часы. Классный час строится в форме коллективного общения детей на разнообразные темы. Дети вступают в диалог с учителем и друг с другом, решают возникшие споры и конфликтные ситуации, готовят и выступают с сообщениями перед всем классом;

- тренинги. Тренинги проходят в свободной обстановке, чаще всего формируется круг, где, под руководством учителя, проводятся различные беседы и игры, которые принуждают ребенка к активному использованию речевого аппарата.

- туристические походы. Туристический поход служит для раскрепощения детей, он помогает, в процессе общения, сблизится друг с другом. У детей формируются коммуникативные умения (умений слышать, групповое взаимодействие, монологическая и диалогическая речь, умение выделять в речи существенные ориентиры действия и передать их партнеру), они не придерживаются тех норм и правил построения общения, которых от них требуют в школе. Общение становится свободным и непринужденным.

- общешкольные мероприятия: «День учителя», «День ученика», «День матери», «День открытых дверей», календарные праздники и др. Дети участвуют в организации мероприятий, готовят выступления, поздравительные слова, выступают в роли ведущего. Они приобретают незаменимый опыт общения с большой публикой, перебарывают свой страх, оттачивают умения громко, четко и правильно говорить, все это оказывает влияние на формирование коммуникативных умений.

Коммуникативные умения формируются у обучающихся (не зависимо урок ли или внеурочная деятельность), когда:

1.Дети учатся четко и правильно отвечать на вопросы;

2. Корректно задавать вопросы;

3. Вести диалог с взрослым или ровесником;

4. Учатся пересказывать сюжет сказок, произведений или выстраивать рассказ по картинкам;

5. Учатся слушать и слышать учителя

Список использованной литературы:

  • 1. Брагуца А. В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / А. В. Брагуца // Начальная школа. - 2011. - №6. - С.53 - 55.

  • 2. Иванова И. Ю. Формирование коммуникативных навыков у первоклассников во внеурочной деятельности [Текст] / И. Ю. Иванова // Начальная школа. - 2013. - №2. - С.57 - 59.

  • 3. Леонова Е. В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности [Текст] / Е. В. Леонова // Начальная школа. - 2011. - №7. - С.91 - 96.

  • 4. Пимкина О. А. Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности [Электронный ресурс], -http://festival.1september.ru/articles/621311/.

  • 5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 - С. 5-6

  • 6. Федорова С.А. Развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности [Электронный ресурс], -http://www.menobr.ru/materials/19/39201/.

  • 7. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008

  • 8. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. / Управление начальной школой. - 2009. -№2. - С.4-10.

  • 9. Леонова Е.В., Плотникова А.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Начальная школа.-2011.-№7. -С.91-96

  • 10. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх А.А. Максимова Начальная школа. - 2005.- №1.- С.30-34




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Прогалкина Наталья Евгеньевна

Дата: 28.12.2021

Номер свидетельства: 596480

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) ""Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-okruzhaiushchiegho-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "155842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421329780"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "статья "Новые эффективные образовательные технологии" "
    ["seo_title"] => string(60) "stat-ia-novyie-effiektivnyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "147630"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419439454"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок окружающего мира "Птичьи новости" "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-ptich-i-novosti"
    ["file_id"] => string(6) "104690"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402750990"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства