kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Воспитание толерантности в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование толерантности должно начинаться с первых классов школы, так как в настоящее время для многих детей школа становится первым местом, где они могут и должны быть членами стабильного коллектива сверстников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Воспитание толерантности в начальной школе"»

Конференции

«Формирование установок толерантного сознания и проблемы

этноконфессионального диалога»









Выступление на тему:

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»



учителя начальных классов

МБОУ ЛАД №3 г.Пензы

Герасимовой Ларисы Викторовны























Пенза

2017г.

Теперь, когда мы научились летать

по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ,

КАК ЛЮДИ.

Бернард Шоу



Искусство общения – это дар, которым обладают лишь немногие люди. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

Мы хотим видеть наших учеников не только здоровыми, умными, интеллектуально развитыми, но, безусловно, добрыми, отзывчивыми, с душой, открытой всему прекрасному и стремящейся творить красоту вокруг себя. Мы живем в многонациональном государстве. Мир и спокойствие в нем зависят от того, насколько уважительно, терпимо относятся друг к другу люди, насколько знакомо им такое понятие как толерантность.

Вначале обратимся к истории понятия толерантность. Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность как принцип согласия проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые 17-18 в.в. Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Наиболее последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В «Философских письмах» (1733), «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер, не критикуя ни одну из конкретных религий, показал, что религии, милосердные по своей сути, могут быть разрушены предрассудками и нетерпимостью. Он утверждал, что верхом безумия следует считать убеждение, будто все люди должны думать одинаково. Любое верование, считал ученый, имеет право на существование.

Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.

В русском языке толерантность характеризуется как «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам».

В. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами как смирение, кротость, снисходительность, великодушие. Напротив, нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности, непостоянстве и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, В. Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере.

Одна из важнейших задач гуманитарного образования – формирование толерантного сознания, профилактика экстремизма в межнациональных, межгрупповых, межличностных отношениях. Для формирования толерантных взаимоотношений младший школьный возраст представляется наиболее благоприятным. Именно дисциплины гуманитарного цикла формируют знания о культуре своего народа, культурных достижениях других стран, что способствует формированию у учащихся умения сопоставлять и оценивать эти достижения в духе объективности и толерантности. А это, в свою очередь, дает возможность воспитывать у учащихся чувств патриотизма и отношения к своей культуре, своему языку.

Формирование толерантности должно начинаться с первых классов школы, так как в настоящее время для многих детей школа становится первым местом, где они могут и должны быть членами стабильного коллектива сверстников.

Смысл  деятельности учителя в формировании толерантных отношений– содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому. Педагогическое общение учителя и ученика основывается на таких принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Воспитание национальной толерантности - одно из приоритетных направлений воспитательной работы в школе. Для воспитания толерантности к культуре разных народов учащиеся всех национальностей привлекаются к участию в различных акциях и конкурсах, например, таких как акция «Чистое слово», праздников «Масленица», «Рождество», конкурса «Не Фаберже, но…» ( изготовление яиц к пасхе), игры народов России и Пензенской области, фестиваль искусств народов, семейный праздник «Национальные блюда», целью которых является социокультурное воспитание учащихся, привитие терпимости друг к другу, взаимоуважение, знание обычаев и традиций народов мира.

Что такое толерантность?

Красота и элегантность?

В этом слове многозначном

И поистине прекрасном

Все сплелось: добро, терпимость,

Уваженье, справедливость.

В школе нужно знать его

Очень много для чего:

Чтобы было меньше драк 

Не за что, а просто так;

Чтоб друзья и их подруги 

Больше б знали друг о друге;

Люди в мире все похожи!

Всех хотим мы понимать,

Чтобы жить и процветать.

Для начальной школы проблема воспитания толерантной личности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Результаты наблюдений за поведением младших школьников, за общением, их отношением к одноклассникам в школе позволяют сделать вывод о том, что чаще всего основными формами проявления нетерпимости являются оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения, которые могут в дальнейшем порождать формы интолерантности. Это позволяет сделать вывод о том, что у младших школьников ещё не сформирован навык поведения при решении спорных вопросов.

На основании этого можно выделить ряд ключевых направлений работы по формированию поведенческого навыка, воспитанию толерантности:

1. аналитико-диагностическая деятельность: выявление уровня толерантности при помощи таких методов, как анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ результатов;

2. познавательная деятельность: раскрытие понятия толерантность, проведение бесед, классных часов, знакомство с традициями, обычаями разных народов, проведение конкурсов, экскурсий и игр, способствующих ознакомлению младших школьников с основными нормами, культурой, ценностями инокультурной группы.

3. ценностно-ориентировочная деятельность по формированию толерантного отношения к окружающим людям: ознакомление со способами разрешения конфликтов, проведение тренингов, диспутов, направленных на формирование позитивного взаимодействия с людьми, обсуждение разных вариантов решения некоего набора проблем при конфликтных ситуациях, способствующих развитию навыков культуры поведения.

4. работа с родителями,: приобщение к классным делам по воспитанию толерантности у детей, проведение классных часов, родительских собраний, конференций, походы, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями, круглые столы, конкурс «Моя родословная», конкурсы совместных рисунков, конкурсы семейного творчества. Такая согласованность в работе школы и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что практическая работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определенных личностных качеств, наличие которых является необходимой предпосылкой для появления соответствующих установок толерантного типа. Речь идет о таких качествах, как чувство собственного достоинства и умение уважать достоинство других, осознание того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других, позитивное отношение к себе самому и представителям других народов и иных культур.

«Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста». Далай-Лама XIV


Список использованных источников

1 Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

2 Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе. // Воспитание школьников, 1994, №1. – С.2-3.

3 Викулина М.А. Образование как фактор формирования толерантности студентов // Педагогическое обозрение. — 2007. — №3.

4 Гаврилова Е.В. Проблема толерантности и пути ее решения в школьном пространстве. // Социальная педагогика, 2010, № 1

5 Деклорация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года

6 Пугачева Е.А. Толерантность в новом тысячелетии как условие поиска взаимоприемлемых отношений между людьми // Наука и школа. — 2007. — №3. — С.69-70

7 Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. — 2001. — №9. — С.39-45.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Воспитание толерантности в начальной школе"

Автор: Герасимова Лариса Викторовна

Дата: 28.09.2017

Номер свидетельства: 430141

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Формирование этнокультурной толерантности у учащихся начальной школы. "
    ["seo_title"] => string(78) "formirovaniie-etnokul-turnoi-tolierantnosti-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "109184"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1404198722"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Воспитание толерантного поведения младших школьников."
    ["seo_title"] => string(61) "vospitaniie-tolierantnogho-poviedieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "311333"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459182747"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Гражданско-правовое воспитание в начальной  школе "
    ["seo_title"] => string(54) "grazhdansko-pravovoie-vospitaniie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "173525"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424003660"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Родительское собрание "О воспитании толерантного человека""
    ["seo_title"] => string(64) "roditiel-skoie-sobraniie-o-vospitanii-tolierantnogho-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "287833"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454541451"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "«Правописание букв О – Ё после шипящих в корне слова». УМК « Начальная школа ХХIвека», 3класс»."
    ["seo_title"] => string(86) "pravopisaniiebukvoioposlieshipiashchikhvkornieslovaumknachalnaiashkolakhkhivieka3klass"
    ["file_id"] => string(6) "279569"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453266360"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства