Просмотр содержимого документа
«Воспитание самостоятельной, ответственной, успешной личности через коллективные творческие дела»
Воспитание самостоятельной, ответственной , успешной личности через коллективные творческие дела
Капустина Ю.С.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 50,
высшая квалификационная категория
Дети двадцать первого века сильно отличаются от тех детей, что были пятнадцать лет назад. Они раскрепощены и эрудированны. Часто у таких детей встречается завышенная оценка своих знаний, игнорирование точек зрения других людей, неумение переживать и нежелание думать. Часто встречаются дети, которые чувствуют себя изолированными и одинокими в классе, в силу разных причин .Изменилась социальная среда развития современных детей. Высокая информированность детей зачастую приводит к растрачиванию внимания на бесполезные, а порой даже вредные для жизни и здоровья, занятия. Таким детям свойственно очень скудное общение со сверстниками.
Понятия «дворовые игры», «дворовые друзья» постепенно исчезают. Родители, бабушки-дедушки часто ограничены во времени, им зачастую некогда заниматься воспитанием своих детей и внуков, что порой ведёт к тому, что дети не усваивают моральные нормы, нормы взаимоотношений с другими людьми. Дети становятся некоммуникативными, эмоционально неотзывчивыми, нетерпимыми к чужому мнению. Большинство современных детей по разным причинам лишены возможности приобретения опыта коллективного сотрудничества, бескорыстной помощи другим людям.
В своей педагогической практике учителя часто сталкиваются с нежеланием учащихся прийти на помощь однокласснику, с неготовностью пожертвовать своим личным временем для участия в социально значимом общешкольном или классном мероприятии, с неумением вместе решать возникающие проблемы. Обозначив проблемы, я решила строить работу по устранению и предупреждению данных негативных явлений у своих учеников не только через учёбу, но и через систему воспитательных мероприятий.
Ориентиром для работы стала разработка и создание воспитательной системы, направленной на развитие творческой, любознательной, самостоятельной и успешной личности ведущей здоровый образ жизни.
В основу программы взята работа доктора педагогических наук, академика Российской академии образования Игоря Петровича Иванова «Коллективная творческая деятельность» (КТД).
Данная технология коллективных творческих дел разработана более сорока лет назад. Однако ежегодно многие учителя вновь и вновь открывают для себя ее суть: ребята сами ищут дело по душе, сами делают выбор, сами планируют (при активном участии взрослых), сами разрабатывают (сочиняют сценарии, режиссируют и т. п.), выбирают роли, поручения, сами проводят свои КТД, их обсуждают и оценивают.
Начиная работать с детьми, провожу тестирование детей, анкетирование родителей, находясь с ними в постоянном контакте, веду наблюдения, стараюсь быть в курсе всех событий, происходящих с детьми. Большинство мероприятия класса на протяжении всех четырёх лет готовим с использованием технологии КТД.
Девиз КТД технологии: «Все творчески, иначе – зачем?» Особенностью данной технологии является то, что дети и учителя выступают субъектами её применения в равной степени. В итоге – пассивный превращается в активного, «трудные» становятся талантливыми.
Коллективное творческое дело выполняется общими усилиями всех учеников класса, предполагает постоянный поиск лучших решений поставленных задач, задумывается, планируется, реализуется и оценивается вместе.
Коллективные творческие дела по содержанию можно разделить на несколько групп:
познавательные – аукцион знаний, академия наук, викторина, эрудит – шоу, КВН, «Что? Где? Когда», фестиваль дружбы народов, день памяти.
трудовые – «Книжкина больница», трудовой десант, город искусных мастеров, фабрика Деда Мороза
художественные – карнавал, день сказок, кинофестиваль, народные праздники, бал, концерт.
спортивные – спартакиада, остров приключений, поход
Основные этапы технологии КТД:
1. Коллективное целеполагание.
На данном этапе учитель совместно с родителями ставит конкретные воспитательные задачи, намечает пути выполнения Дела, продумывает его содержание. Чтобы заинтересовать детей, учитель может провести анкетирование, беседу, игру в выборе дела и т.п. Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда?
2. Коллективное планирование
Учитель выносит на обсуждение, как интересно провести Дело. Форма обсуждения может быть в виде «мозгового штурма», аукциона идей, деления класса на малые группы по 4-7 человек, чтобы каждый участник мог высказаться. В конце обсуждения выбираются наиболее интересные, полезные предложения. На данном этапе выбирают Совет Дела – временная инициативная группа, которая руководит подготовкой и проведением мероприятия.
3. Коллективная подготовка
Очень часто процесс подготовки мероприятия намного значимее по воспитательному влиянию, чем само дело.
4. Коллективное проведение
Учитель должен поддерживать ребят, внушать им уверенность в своих силах, учить взаимовыручке, сопереживанию.
5. Коллективный анализ и коррекция
Вопросы для обсуждения прошедшего дела:
Какими мы были?
Что было хорошо? Что получилось?
Что нужно сделать, чтобы в следующий раз было лучше?
Как нам жить дальше?
Ребята должны научиться делать выводы, в случае неудачи, уметь предвидеть их в будущем. Учитель должен помочь выработать конструктивное решение, похвалить тех, кто помог общему делу. Обсуждение может проводиться в виде «огонька» (общего собрания), анкеты, линейки с отчётами, «молнии», радио-, фото-, стенгазеты, и т. п. Далее намечаем новые перспективы, задумываемся над новым КТД.
Коллективные творческие дела, стали доброй традицией нашего классного коллектива.
Библиографический список
Иванов И.П. Коллективное творческое дело. - Киров, 1990.
Иванов И.П.Энциклопедия коллективных творческих дел.- М: Педагогика, 1989.
Нечаев В.П. Управление воспитательным процессом в классе. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов. – 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2007.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.– Ярославль: Академия развития, 1997.
Селевко, Г. К. Воспитательные технологии / Г. К. Селевко. – М.: НИИ шк. технологий, 2005.