kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание коммуникативной культуры учащихся в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема воспитания коммуникативной культуры в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики и исследовались в различных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений, речевая культура и т.д.). Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание коммуникативной культуры учащихся в начальной школе»

Городской конкурс методических разработок




Методические рекомендации

Педагог – методист











Воспитание

коммуникативной культуры учащихся в начальной школе








Квасникова Наталья Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 65»








г. Кемерово 2015


Введение


Проблема воспитания коммуникативной культуры в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики и исследовались в различных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений, речевая культура и т.д.). Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств.

Знаменитый ученый Д.Карнеги говорил: "Единственная настоящая роскошь - роскошь человеческого общения". И действительно, настоящая роскошь - это и есть умение правильно общаться.

Научное содержание понятия «коммуникативная культура» определяется содержательным наполнением понятий «общение», «коммуникации», «толерантность».

Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Коммуникации – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.

Толерантность – качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное. Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие.

Общение в жизни младшего школьника занимает первое место, для него очень важно мнение сверстников, появляется желание проводить больше времени с друзьями, обсуждать общие проблемы. Естественно, дети начинают задумываться о том, почему у некоторых ровесников много друзей, а другим общаться достаточно нелегко; нужно ли иметь свою точку зрения или соглашаться во всем с окружающими; необходимо ли считаться с мнениями других или упрямо стоять на своем и многими другими вопросами.

Именно в общении младшие школьники усваивают нравственные нормы, типичные для общества в целом и конкретной социальной среды. Именно в общении формируются продуктивные поведенческие навыки.

Чтобы научиться правилам коллективной жизни, младшему школьнику нужен определенный социально-нравственный опыт, в котором формируются правила общения со взрослыми и сверстниками. Психологи считают отсутствие подобных умений одной из главных трудностей в обучении школьников. Общительность, дружелюбие, уступчивость, сдержанность, внимательность, стремление помочь товарищу и другие необходимые для обучения качества проявляются и формируются лучше всего при постоянном общении группы детей в ходе разнообразных ситуаций под умелым руководством старших.

Если возникают постоянные конфликты с другими ребятами, нужно причины разногласий выяснять. Задача учителя и заключается в том, чтобы как можно раньше обратить внимание родителей на важность всех этих вопросов, помочь им конкретными советами.

Коммуникативная культура всегда направлено на другого человека. Для того чтобы определить, является тот или иной вид взаимодействия коммуникативной культурой, необходимо обратить внимание на:

- внимание и интерес к партнеру. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

- эмоциональное отношение к партнеру;

- инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание наиболее характерный момент общения.

- чувствительность человека к тому отношения, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.

Сформированность коммуникативной культуры личности определяется по таким группам критериев:

- культура общения, общительность;

- культура речи;

- коммуникативные умения;

- коммуникативное мышление;

- ценностные ориентации;

- досуговые интересы.

Организационной культура групп оценивается по таким критериям как:

- социально-психологический климат;

- групповые ценности;

- уровень самоорганизации досуговой группы;

- групповая сплоченность;

- целостность группового восприятия (термин В. Агеева);

- целеустремленность.

Рассматривая критерии коммуникативной культуры, можно выделить и три основных его мотива:

- деловые мотивы, которые выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности;

- познавательные мотивы, возникающие в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового, источником которого выступает взрослый – носитель новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы младшего школьника;

- личностные мотивы, характерные только для общения как самостоятельного вида деятельности, в этом случае коммуникативная культура побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью.

Ведущие идеи:

  • приоритетом воспитательной системы класса является воспитание коммуникативной культуры школьников как основы для овладения нравственными ценностями личности;

  • формирование коммуникативной компетенции в школьниках облегчает процесс получения знаний, делая его личностно значимым с помощью развитой рефлексии;

  • толерантность пронизывает все стороны коммуникации, помогая с пониманием относиться к различиям в характере, вероисповедании, ценностных установках окружающих;

  • мотивация на успешное общение побуждает подростка к самосовершенствованию и саморазвитию;

  • коммуникативная культура человека снижает уровень тревожности, повышает самооценку, становится здоровьесберегающей составляющей воспитательного процесса;

  • развитие коммуникативной культуры способствует формированию коллектива, чувства уверенности в себе, потому что «мы – вместе».


Цель : формирование у младших подростков навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.


Задачи:

  • усвоить продуктивные приемы бесконфликтного общения на разных уровнях;

  • мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков, рефлексии;

  • способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе;

  • формировать толерантное отношение к миру в целом, к конкретным людям;

  • создать устойчивую систему классного самоуправления на основе продуктивного взаимообогащающего общения.

Необходимые педагогические условия:

  • постоянное психолого-педагогическое самообразование классного руководителя;

  • активное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся;

  • педагогическая поддержка классным руководителем младших подростков;

  • создание классным руководителем нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями детей (путем правильно поставленных вопросов и рефлексии);

  • создание воспитывающей среды в классе на основе взаимного уважения и поддержке друг друга;

  • этическая защита учащихся и сохранение их тайн.

Методы и формы работы:

  • социально-психологические тренинги межличностной коммуникации;

  • организационно-деятельностные игры;

  • методы самовыражения (рисунки, создание образов, сочинения и т.п.).

Развитие и воспитание детей осуществляется с помощью определенных средств и методов. Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

- любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста.

- метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического

завершения.

Воспитание коммуникативной культуры обуславливается тем, как младший школьник усваивает отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, как обеспечить такое усвоение. Для этого необходимо выбрать эффективный воспитательный метод и правильно организовать воспитательную работу.

Доказано, что в процессе игровой и развлекательной деятельности, деятельности по интересам и досуговой деятельности у младшего школьника формируются ценностные ориентации, модели поведения и общения, которые функционируют в обществе, т.е воспитывается коммуникативная культура, которая так необходима для своевременного воспитательного влияния с целью предупреждения младших школьников «коммуникативных проблем».


Игра как метод воспитания.

Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое проявление личности. Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности.

Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры:

- социокультурное назначение игры;

- функция межнациональной коммуникации;

- функция самореализации человека в игре;

- коммуникативная игра;

Игра является условием открытия младшим школьником человеческих взаимоотношений. Эта необходимость осознания обуславливает наличие в игре двух типов отношений: отношений младших школьников к предметам и отношений между действующими лицами.

Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления младшего школьника знания о нормах общественного поведения. Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению младшего школьника в коммуникативную культуру не только со стороны знаний, но и со стороны развития культуры самого младшего школьника. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования культурного облика младшего школьника. «Манипуляции» младшего школьника с содержанием отвечают познавательной потребности младшего школьника, направленной на сферу человеческих взаимоотношений.

Развлекательная деятельность.

Развлекательная деятельность дает возможность младшим школьникам посредством свободно избранной развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы, познавательные интересы, формировать коммуникативные умения и навыки, воспитывают у себя деловые черты характера.

Деятельность по интересам.

Предметные кружки, секции, студии позволяют сочетать решение учебных и развивающих задач. Сопутствующими формами развития младших школьников являются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки. Конференции по книге, творчеству писателя, кинофильму, театральной или телевизионной постановке, радиоспектаклю активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении. Объединения младших школьников по интересам в основном направлены на развитие специальных способностей, однако на равне с развитием способностей младших школьников так же воспитывается и коммуникативная культура.

Досуговая деятельность.

Ведущими формами досуговой деятельности являются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие, фольклорные экспедиции и экскурсии, школьные клубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады, массовые праздники. Досуговая деятельность младших школьников так же способствует воспитанию коммуникативной культуры. Во время проведения совместного досуга со взрослыми и сверстниками дети учатся правильно строить свои взаимоотношения, решать конфликтные ситуации.

Таким образом, рассмотрев формы и методы воспитания коммуникативной культуры можно сделать вывод, что все формы и методы могут формировать коммуникативную культуру младших школьников.


В основе занятий лежат следующие принципы:

  • этичное отношение к личности;

  • эмпатическое понимание мира подростка;

  • конструктивное общение;

  • интерес к личному опыту подростка и его актуализация;

  • необходимость выслушивать всех желающих;

  • конфиденциальность;

  • диалогичность и рефлексия;

  • добровольность.

Общая структура занятия включает следующие разделы:

  • приветствие – позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и взаимопринятия;

  • разминка – настраивает участников на позитивную групповую деятельность, позволяет устанавливать контакт, активизировать учащихся, поднять настроение, снять эмоциональное напряжение или изменить эмоциональное состояние участников тренинга;

  • основная часть представляет собой совокупность упражнений и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков в зависимости от темы и личностно-ориентированной ситуации;

  • рефлексия занятия – предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии и собственных ощущениях в его процессе.

Прогнозируемые результаты:

  • младшие школьники узнают правила безопасного поведения и эффективного межличностного общения не только в классе, но и в социально значимых группах;

  • учащиеся будут уметь эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, иметь базовые навыки общения;

  • разовьются позитивные качества личности: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, работать над собой;

  • у ребят сформируется потребность обращаться к своему внутреннему миру, анализировать собственные поступки, рефлексировать;

  • учащиеся будут понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • учащиеся будут учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • учащиеся научатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • учащиеся научатся использовать речь для регуляции своего действия;

  • учащиеся научатся строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи


Предлагаемая программа воспитания коммуникативной культуры школьников предназначена для работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы и является частью чего? по социализации личности подростка. На занятиях по программе ученики получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения, учатся преодолевать конфликты. Систематический курс по воспитанию коммуникативной культуры младших подростков помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения обучающихся, повысить их коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать собственное поведение.

Коммуникативные компетенции (умения и навыки) формируются в ходе проведения классных часов, совместных школьных мероприятий, через участие в смотрах, конкурсах, выставках изобразительного и декоративно-прикладного творчества, в проведении праздников, совместной трудовой деятельности, индивидуальные беседы. Программа предполагает тесное взаимодействие с психологом, социальным педагогом, инспектором ОПДН, библиотекарем.

Формирование коммуникативной культуры – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности обучающегося и учителя.

Предполагается участие детей в социальных проектах, акциях социально-нравственной направленности: «Помоги детям из детского дома», «Поздравь ветерана», «Ярмарка благотворительности» и др., где каждый школьник может реализовать себя в любом виде деятельности, проявить свои возможности и творческие способности.

Все действия по формированию коммуникативной культуры школьников направлены на последовательное введение младшего школьника в социальный мир, позволяет учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка, его интересов, способствует успешной социализации и обогащает опыт толерантного взаимодействия.

Ведение личного «Дневника роста», наблюдения учителя и родителей, анкетирование и диагностирование развития ребенка в социально-нравственном плане помогает своевременно корректировать и планировать дальнейшую воспитательную работу по формированию толерантного мировоззрения. Так успешность социальных контактов можно отслеживать по таблице 1 :

Таблица 1

Критерии

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Общительный, легко контактирует с детьми

 

 

 

 

Мало инициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети

 

 

 

 

Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми ребятами

 

 

 

 

Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт

 

 

 

 

Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один, другие дети равнодушны к нему

 

 

 

 

Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится с ними и обижает их

 

 

 

 


 Примечание: Условные обозначения

  • высокий уровень

  • средний уровень

  • низкий уровень






Используемая литература:


  1. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг. – СПб.: Речь, 2010.

  2. Митрошенков О. А. Эффективные переговоры. – М., 2003.

  3. Школьный психолог. Периодическое издание, №12/2007.

  4. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и ᴨȇдагогическая психология/ И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 320 с.

  5. 14. Рогов Е.И. Психология общения / Е.И.Рогов. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 335с: ил. - (Азбука психологии);

  6. Казаева Т.Н. Развитие речи младших школьников /Т.Н.Казаева // Начальная школа. -2007. - №6. - С.76- 79.

  7. Киянченко Е.А. Учим детей общаться/ Е.А. Киянченко// Начальная школа. - 2002. - №6. - С.63.

  8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер. Коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и ᴨȇдагогов/ Н.В. Клюев, Ю.В. Касаткина -М.: "Академия развития", 1997. - 240с., ил. - (Серия: "Вместе учимся, играем").

  9. Ладыженская Н.В. Развитие коммуникативных умений на уроках риторики в начальной школе/ Н.В.Ладыженская// Начальная школа. - 2007.- №5. - С.43-45

  10. Лемяскина Н.А.Предмет "Культура общения" в начальной школе/ Н.А. Лемяскина// Начальная школа. - 2002. - № 6. - С.68.

  11. Позднякова Е.В., Кузнецова В.С., Долматова Т.И. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников/ Е.В. Позднякова, В.С.Кузнецова, Т.И.Долматова// Начальная школа. - 2001. - № 11. - С.23-26.

  12. Шабалина З.П. Первый год - самый трудный: (Особенности учеб-воспитат. работы с шестилет. ᴨȇрвоклассниками): Кн.для учителя. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru 
    - М.: Просвещение, 1990. - 96 с.

  13. Шенцева В.А. Практикум по русскому речевому этикету: Пособие для учителей начальной школы/ В.А.Шенцева. - М.: Белгород: Издательство СГУ, 2001. - 113с.










Приложение № 1

Концептуальная модель воспитательной системы класса

по развитию коммуникативной культуры школьников


Коммуникативная культура школьников




Ценностно-целевой компонент


Субъект-субъектный компонент


Содержа-тельный компонент


Процессуаль-

но-коммуни-кативный

компонент


Диагностико-результатив-ный компонент






- цели и задачи развития коммуника-тивной культуры;

- приоритетные идеи построения воспитательной системы класса;

-коммуникати-вная культура как основа нравственных ценностей

- учащиеся класса;

- классный руководитель, психолог, социальный педагог, школьный инспектор, библиотекарь;

- родители класса;

- другие значимые взрослые

- программа воспитания коммуникатив-

ной культуры

через систему тематических занятий;

- социально-психологичес-кий тренинг как системооб-разующий вид деятельности;

- аспекты личностного роста;

- совместная деятельность субъектов программы

- формы и методы воспитательного воздействия;

- отношения учащихся и взрослых в классном сообществе;

- внешние и внутренние связи коммуникации;

- развитие классного самоуправления

- способы и методики изучения классного коллектива;

- критерии и показатели эффективности результатов

воспитательного воздействия;

- анализ и оценка результативности




Рефлексивное управление




Критерии и показатели эффективности управления воспитательной системой;

Воспитательный анализ управления системой;

Самоуправление




Приложение № 2


Тематика классных часов

1 класс


Тема

Основная цель

1

Расскажи мне о себе…

Знакомство с учителем, с детьми, правилами работы в группе. Развить самосознание детей. Систематизировать знания детей о себе (ф.и.о., дом. адрес, национальность и пр.)

2

Приветствие в нашей жизни

Овладение навыками разных типов приветствий.

3

Зачем нужны правила?

Развить у детей понимание необходимости законов (правил) общения, желание их узнавать и выполнять.

4

«Дружба начинается с улыбки»

Формирование навыков эффективного межличностного общения

5

Учусь прощать.

Научить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подвести к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый».

6

Чем я отличаюсь от других

Развитие навыков самопознания и самопринятия.

7

Я в мире людей. Что такое коллектив?

Развитие коммуникативных навыков, определение законов дружбы в классе.

8

Как жить в согласии с собой и с другими

Выработка доброжелательного отношения друг к другу.

9

Нарочно и нечаянно.

Развить нравственные чувства – сожаление, сочувствие, сформировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнеров.











Тематика классных часов

2 класс


п\п

Название занятий


1

«Привет, индивидуальность, 
или Чем я отличаюсь от других»

дать детям возможность осознать ценность и уникальность личности каждого подростка; развивать навыки самопознания и принятия самого себя.


2

« Для чего нужна улыбка»

Укрепление представления о значении доброжелательных отношений между людьми


3

Привычки хорошие и плохие.

Раскрыть значение слова «привычка», развить способности к анализу и сравнению, способность к самооценке.

4

Учусь думать и поступать по-своему.

Развить в детях чувство собственного достоинства, сохраняя доброжелательные отношения между сверстниками, стремление радоваться успехам другого.

5

Зачем нужен друг?

Воспитать и развить осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях.

6

Учусь сочувствовать.

Закрепить умение замечать, что кому-то плохо, выражать сочувствие, оказывать помощь.

7

Почему бывают драки?

Сформировать у детей навыки общения, развить понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников, воспитать привычку достойно вести себя в конфликтной ситуации.

8

Мальчики и девочки.

Закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении.

9

Расскажи мне обо мне…

Анализ личностно-ориентированных ситуаций и подведение итогов года






Тематика классных часов

3 класс


Тема

Цели

1

Правила жизни в коллективе.

Принятие правил работы в группе, сплочение коллектива

2

Без друзей меня чуть-чуть

Осмысление понятий «друг», «дружба», совершенствование навыков общения

3

О невежах и вежливости


Стимулирование поведенческих изменений, обучение приемам эффективного межличностного общения

4

Общение и уважение

-развивать коммуникативные навыки, -вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

-формирование навыков эффективного межличностного общения

5

« Будем милосердны к старости»

Воспитывать у учащихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям.

6

Как отказаться от нежелательного знакомства

Безопасные навыки общения с посторонними

7

Я среди людей.

Развить представление о ходе развития человека, показать взаимозависимость отношений.

8

«Как находить себе друзей и подруг? Дружба девочек и мальчиков»

-развивать коммуникативные навыки, -вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

-закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении.

9

Учимся сочувствовать

-уважать и принимать мир другого;

-относиться к людям с абсолютным доверием;

-оказывать помощь и быть готовым ее принять;

-терпимо относиться к особенностям поведения людей.






Тематика классных часов

4 класс


Тема

Цели


Общение в моей жизни

Формирование первоначального представления о значении общения в жизни человека.

1

Пойми меня!

Умение выражать свои духовные потребности, находить нужного собеседника

2

« Эгоисты. Кто они такие?»

Формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.

-возможность открыто высказывать несогласие с решением других членов коллектива на основе уважения, тактичности (не используя инструменты подавления).

3

Как поступить, если…

Обучение способам поведения в различных ситуациях в подростковой среде

4

Вежливость – привилегия великих

Стимулирование поведенческих изменений на пути к вежливости и эффективному межличностному общению

5

Быть толерантным просто

Развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу

6

Что мы ценим в людях и в себе

Развитие позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.

7

Как не ошибиться в выборе друзей

Формирование навыков эффекти-вного межличностного общения, правила настоящей дружбы

8

Конфликт – неизбежность или…

Обучение поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте

оценивать поступок человека с точки зрения права;

корректировать свое поведение, базируясь на понятии «соблюдение прав человека»;

9

Социометрия. Кого бы взял на необитаемый остров

Определение выборов значимых одноклассников.







Приложение № 3


Способы и приемы разрешения конфликтов.

Разрешить конфликт – это значит найти решение проблемы, приемлемое для всех конфликтующих сторон.

1. Необходимо определить проблему. 2. После того, как проблема определена, определить решения, приемлемые для всех сторон. 3. Сосредоточить внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны. 4. Создать атмосферу доверия и сотрудничества, увеличив взаимное влияние и обмен информацией. 5. Во время общения создавать положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны 6. Следует договориться о процедуре (где, когда и как начнется работа по его преодолению).





Рекомендации для учащихся.

 Не отвечайте на агрессию агрессией;

 Не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;

 Дайте возможность оппоненту высказаться;

 Старайтесь выразить свое понимание в вязи с возникающими у оппонента трудностями;

 Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов;

 Предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке.







Приложение № 4



Правила работы в группе


Нужно

Нельзя

• Смотреть на того, к кому ты обращаешься.
• Выражать свое мнение, начинать речь словом «я»: я считаю, я чувствую, 
я думаю.
• Внимательно слушать, когда говорят другие.
• Уважать чужое мнение.
• Говорить искренне.
• Шутить и улыбаться.
• Говорить по одному.
• Начинать и заканчивать занятия вовремя.

• Угрожать, драться, обзываться, передразнивать и гримасничать.
• Начинать свою речь словами «ты, вы, он, она, они, мы».
• Сплетничать (рассказывать о чувствах другого человека или его поступках за пределами группы).
• Шуметь, когда кто-то говорит.
• Врать.
• Ставить другим оценки, давать определения и критиковать.
• Перебивать.
• Опаздывать





















Приложение № 5


Игры и упражнения на развитие коммуникативной культуры школьников


Игра «Дождь». Участники сидят в кругу и с открытыми глазами повторяют движения, которые показывает ведущий:

– шуршат, потирая ладони друг о друга;

– щелкают пальцами;

– негромко хлопают в ладоши;

– ударяют себя ладонями по бедрам, притопывают ногами.

После того как последовательность движений разучена, ведущий предупреждает, что сейчас все закроют глаза и начнут повторять звук, который он будет издавать. Сначала ведущий шуршит, потирая ладони. Тут же касается головы одного из детей. Этот ребенок начинает шуршать ладонями, а ведущий, двигаясь по кругу, прикасается ко всем детям по очереди, пока все не начнут шуршать ладонями и не послышится шум моросящего дождя, который постепенно набирает силу. (Для педагога это хорошая возможность погладить каждого ребенка по голове.) Игра продолжается: теперь ведущий щелкает пальцами, касаясь по очереди всех детей, передавая звук по кругу. Моросящий дождь превращается в сильный. Ведущий включает следующее движение: хлопки руками. Все слышат шум проливного дождя. Дождь перерастает в настоящий ливень, когда дети вслед за ведущим начинают ударять себя ладонями по бедрам, притопывать ногами. Потом ливень убывает в обратном порядке: шлепки по бедрам, хлопки ладонями, щелчки пальцами, потирание ладоней.

Упражнение «Интервью». Ведущий. Я хочу предложить сыграть в игру, которая протекает следующим образом: вы получаете 10 минут на то, чтобы побольше узнать обо мне, то есть взять интервью. Каждый из вас может задать мне какой-нибудь вопрос. Например: «Вы замужем?».

Перечень вопросов

– Есть ли у вас дети?

– Как вы обходитесь со своими детьми?

– Получали вы когда-нибудь двойки?

– Проваливались ли вы когда-нибудь на экзамене?

– Чем вы гордитесь?

– Вы боитесь чего-нибудь? И т.д.

Игра помогает улучшить контакт с детьми, создает в группе атмосферу открытости и честности. Игра дает соответствующий эффект особенно в том случае, когда дети ведут себя неуверенно или беспокойно. После того как педагог ответил на вопросы детей, он задает вопросы группе:

– Есть ли в вашей семье, кроме вас, другие дети?

– Вы старший или младший ребенок в семье?

– У кого из вас самое необычное увлечение?

– Есть ли в классе лидер? И т.д.

Упражнение «Колокол»

Дети становятся в круг.

Поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.

На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки вниз. Ведущий

Игра «Ласковое имя»

Дети стоят в кругу. Педагог просит вспомнить, как их ласково называют дома. Затем предлагается бросать друг другу мяч. Ребенок, к которому попадает мяч, называет свое ласковое имя. После того как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.

Игра «Кто я?»

Участникам дается задание написать 10 определений, отвечающих на вопрос «Кто я?» и являющихся их характеристикой.

Каждый ответ должен начинаться так: «Я – ...»

Затем ребята должны посчитать, каких слов в характеристике больше: положительных или отрицательных. По желанию можно зачитать определения, обсудить их.

Анализ. Каково соотношение позитивных и негативных представлений о себе? Какие определения вы поставили на первое место? Почему так значимы для вас именно эти проявления?

Игра «Бездомный заяц»

Участники рассаживаются на стулья, поставленные в круг. Один стул убирается. В центре круга остается водящий. По своему желанию он выбирает какой-либо признак, имеющийся у некоторого числа участников, и просит их поменяться местами. Например: «Поменяйтесь местами все те, у кого светлые волосы, кто любит собак, увлекается танцами». Обладающие данным признаком встают и меняются местами друг с другом. Задача ведущего — занять освободившееся место. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим и придумывает новый признак.

Упражнение «Найди себя»

Участникам предлагается набор разнообразных предметов: ракушка, различные игрушки, объемные геометрические фигуры и пр. Предлагается посмотреть на них и выбрать один предмет, наиболее понравившийся и близкий участнику. Задача: придумать и рассказать историю, сказку, притчу об этом предмете.

Упражнение «Клубочек»

Дети по очереди обращаются друг к другу со словами: «Я рад, что ты, Оля, рядом со мной». Первый играющий наматывает на палец конец нити от клубка и отдает клубок тому, к кому обращается. Участник, который получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца, обращается к соседу и отдает ему клубок. Когда все будут соединены одной нитью, поднимают руки вверх, затем опускают их на колени. Очень важно все делать одновременно, чтобы не разрушить общий круг. Затем клубок сматывается в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок, обращаясь к другому соседу с теми же словами.

Анализ упражнения. Легко ли было говорить приятные вещи другим детям? Кто-либо тебе сегодня уже говорил что-нибудь приятное? Как ты себя сейчас чувствуешь?

Упражнение «Доброе животное»

Ведущий предлагает представить, что вся группа превратилась в одно большое доброе животное. Все слушают, как оно дышит. Предлагается всем вместе подышать: вдох — все делают шаг вперед. Выдох — шаг назад. Животное дышит ровно и спокойно. Затем предлагается послушать, как бьется его большое сердце. Стук — шаг вперед. Стук — шаг назад. Очень важно все делать одновременно.

Анализ упражнения. Все ли дети придерживались обозначенных правил? Понравилось ли тебе «животное», частью которого ты был? Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Притча «Солнце и ветер»

Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи ехал путник, и ветер сказал: «Кто сумеет снять с этого путника плащ, тот и будет признан самым сильным из нас». Стал ветер дуть, очень старался, но добился лишь того, что путник сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами. И путник сам снял свой плащ.

Анализ. О чем эта притча? Какой вывод можно сделать?

Упражнение «Давайте жить дружно»

Участники делятся на пары, образуя два круга (внешний и внутренний). Если по команде ведущего игроки выкидывают один палец, то смотрят друг другу в глаза; если одновременно по команде (не договариваясь) выкидывают два пальца, то пожимают друг другу руки, а если три пальца, то обнимаются. Выполнив три задания в паре, внешний круг передвигается вправо, и все задания повторяются. Когда количество выкинутых пальцев в паре не совпадает, то выполняется команда, соответствующая меньшему количеству пальцев.

Упражнение «Ворвись в круг»

Ведущий. Встаньте в один большой круг, возьмитесь за руки. Один ребенок должен остаться за кругом и попытаться прорваться в него. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боли.

Дайте возможность как можно большему числу детей проникнуть в круг. Если ребенок оказывается не в состоянии сделать это, проследите, пожалуйста, чтобы он находился вне круга не более одной минуты. Дети должны впустить этого ребенка в круг, а кто-то другой выходит из него и продолжает игру.

Анализ упражнения. Что вы делали для того, чтобы проникнуть в круг? Что вы чувствовали, когда были частью круга? Что вы почувствовали, когда проникли в круг?

Упражнение «Оцени ситуацию»

Участники работают в парах. Они получают карточки с указанием ситуации, которую нужно разыграть. Остальные дети оценивают реплики и поведение ребят. Для оценки сыгранных ролей используются флажки: красный флажок — человек поступает опасно; зеленый флажок — человек поступает верно; желтый флажок — человек поступает справедливо.

Ситуация 1. Купе поезда. В нем едут три человека. На очередной станции заходит новый попутчик. Показать, как будут общаться люди в купе.

Ситуация 2. В магазине стоит очередь. Вы попросили последнего в очереди предупредить тех, кто подойдет позже, что вы отошли в другой отдел. Когда вы пришли и заняли свое место, люди начали возмущаться.

Ситуация 3. Ваш лучший друг ведет себя неправильно. Вы это знаете. Ваши действия.

Группа высказывает мнение по разыгрываемой ситуации и выдвигает версии правильного поведения. Учащимся раздаются карточки с перечнем нравственных качеств для заполнения.

Дети должны отметить степень выраженности этих качеств у самих себя. Оценивание идет следующим образом: В (высокая степень выраженности); С (средняя степень выраженности); Н (низкая степень выраженности); прочерк (отсутствие данного признака).

Нравственное качество

Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество личности

Степень сформированности

Человечность

1. Благодарность


2. Великодушие

 

3. Вежливость

 

4. Доброжелательность

 

5. Доброта

 

6. Сострадание

 

7. Милосердие

 

8. Любовь к людям

 

9. Забота о ближних

 

10. Послушание

 

11. Щедрость

 

12. Умение прощать

 

13. Внимание, внимательность

 

Упражнение «Подарок»

Ведущий. Сейчас мы будем дарить друг другу подарки. Средствами пантомимы каждый изображает какой-либо предмет и дарит его соседу справа (это может быть цветок, мороженое, мяч и др.). За подарок необходимо поблагодарить.

Анализ упражнения. о чем нужно подумать и что сделать, чтобы подарить подарок? Что проще: подумать, как действовать, или выполнить действие?

Упражнение «Пустой стул»

Для проведения упражнения необходимо нечетное количество участников. Предварительно все рассчитываются на первый-второй. Все вторые номера сидят на стульях, первые стоят за спинками стульев, оставшийся без пары участник группы стоит за спинкой свободного стула. Его задача — пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средствами, говорить ничего не надо. Сидящие на стульях очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит за спинками стульев, удержать своих подопечных. Для этого надо взять их за плечи в тот момент, когда они соберутся пересесть. Ведущий следит за тем, чтобы руки не держались все время над подопечными. Через некоторое время участники меняются местами. При этом один из стоящих остается стоять за стулом.

Анализ упражнения. Каким образом вы приглашали кого-либо на свой стул? Как понимали, что вас пригласили на стул? Что больше понравилось: стоять за стулом или сидеть на стуле?

Тест-игра «С тобой приятно общаться»

Ведущий. Известно, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди чаще обвиняют других.

Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся. На улице, в школе вам приходится постоянно общаться со сверстниками. Давайте проверим, какие вы в общении, при помощи теста «С тобой приятно общаться». Постарайтесь отвечать откровенно и сразу.

Детям раздаются небольшие листки, на которых они пишут соответствующие значения для каждого ученика (количество листков у каждого равно количеству человек в группе).

Расшифровка баллов написана на доске:

+2 — с тобой очень приятно общаться;

+1 — ты не самый общительный человек;

0 — не знаю, я мало с тобой общаюсь;

–1 — с тобой иногда неприятно общаться;

–2 — с тобой очень трудно общаться.

Каждый листок складывается и на обороте пишется имя того, кому записка предназначена. Все записки собираются в коробку, и ведущий раздает их адресатам, предупреждая, что подсчет баллов нужно будет сделать дома.

Упражнение «Ива на ветру»

Ведущий. Разделитесь на группы по 7–8 человек. Группа становится тесным кружком, плечом к плечу, в центре круга — один человек. Остальные — в позах волейболистов, принимающих низкий мяч: одна нога выдвинута немного вперед, чтобы удерживать равновесие; руки полусогнуты на уровне груди, ладонями вперед. Вообразите теплую летнюю ночь. Поют сверчки, легкий ветер раскачивает чуткие ветви ивы. Теперь мы с вами легкими движениями рук вперед будем изображать ласковые прикосновения ветра, слегка раскачивающего иву. «Ива» стоит в середине круга: ноги вместе, руки скрещены на груди, глаза закрыты. Сохраняя ноги в том же положении, а тело прямым, но совершенно расслабленным, «ива» отдает себя на волю ветру, раскачиваясь из стороны в сторону, вперед и назад. Стоящие в кругу поддерживают ее мягкими толчками ладоней. Каждый из детей по очереди становится «ивой», раскачивающейся от ласковых прикосновений одних «ветерков» и заботливо поддерживаемой другими.

Игроки должны быть предупреждены о технике безопасности: по крайней мере четыре человека должны поддерживать «иву», а остальные — постоянно помнить, что легкий ветерок не должен превращаться в ураган, то есть мягкие толчки не должны переходить в сильные. Педагог в паузах, когда дети меняются ролями, подчеркивает, что «ива» показывает другим детям, насколько она им доверяет, а «ветерки» должны оправдать ее доверие.

Упражнение «Я рад общаться с тобой»

Ведущий предлагает одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно, по цепочке, все берутся за руки, образуя круг.

Упражнение «Расшифруй слово»

Ведущий. Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение». Например:

О — объединение, открытость;

Б — близость, безопасность;

Щ — щедрость;

Е — единомыслие;

Н — необходимость;

И — искренность, истина;

Е — единение.

Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие группы. По окончании работы дети обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор.

Упражнение «Подойди ближе»

Выбирается центральный участник. Он встает спиной к товарищам. К нему по очереди подходит каждый член группы. Можно варьировать движение: подходить медленно, быстро, вразвалочку... Когда центральный участник почувствует, что ему становится некомфортно, он говорит: «Стоп!» — и подходящий останавливается.

Анализ упражнения. Как ты себя чувствовал, когда стоял спиной к участникам группы? Насколько близко ты позволил партнеру подойти к тебе? Почему? Каким образом еще можно дать понять другому человеку, что он подошел к твоим «границам»? Проявляли ли участники уважение к товарищу, стоящему спиной к группе?

Упражнение «Слепой и поводырь»

Упражнение проводится в парах. Один из участников — «слепой» (ему завязывают глаза), второй — его «поводырь», старающийся, аккуратно и бережно провести напарника через различные препятствия, созданные заранее (столы, стулья и пр.). Если есть желающие принять участие в игре, то они могут создавать «баррикады» из своих тел, расставив руки и ноги, замерев в любом месте комнаты. Задача проводника — провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники могут поменяться ролями.

В игре «поводырь» может контактировать со «слепым» разными способами: говорить о том, что нужно делать, или просто вести его за собой, поднимая ногу «слепого» на нужную высоту, чтобы, например, перешагнуть через препятствие. Таким образом тренируется владение вербальными и невербальными средствами общения. Можно ухудшить ориентацию «слепого» в пространстве, раскрутив на месте после того, как ему завязали глаза.

Анализ упражнения. Как вы себя чувствовали, когда были «слепыми»? Вел ли вас «поводырь» бережно и уверенно? Знали ли вы все время, где находитесь? Как ощущали себя в роли «поводыря»? Что делали, чтобы вызвать и укрепить доверие «слепого»? В какой роли чувствовали себя комфортнее? Хотелось ли во время игры изменить ситуацию?

Ответы можно начинать следующими предложениями:

— Мне было легко, потому что...

— Мне было трудно, потому что...

Итак, общение — это:

— стремление к пониманию;

— желание быть понятым;

— внимание и внимательность не только к знакомым людям;

— желание и умение позитивно самовыражаться.

Упражнение «Рубка дров»

Ведущий. Представьте, что вам необходимо нарубить дрова. Возьмите в руки воображаемый топор, примите удобную позу. Топор заносите высоко над головой, резко опускаете на воображаемое бревно. Рубите дрова, не жалея сил. Вместе с выдохом полезно издавать какие-то звуки, например: «ха!»

Игра «Толкалки без слов»

Участники свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щипаются, но никто не разговаривает. Затем делятся своими впечатлениями от игры и сообщают, трудно ли было все это проделывать молча.

Анализ. Было ли ощущение напряжения и раздражения? Мог ли между некоторыми из играющих вспыхнуть конфликт? Что помогло избежать конфликта?

Игра «Ситуация»

Школьникам предлагается разыграть ситуацию «В классе».

Ведущий формулирует ситуацию: «Представьте, что один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!»

Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнеров: Можно ли было не доводить ситуацию до конфликта?

Сцена разыгрывается еще несколько раз в разных вариантах. Отношения выясняются:

– с угрозой, указаниями, поучениями (надо было сначала убедиться, что эта парта свободна, а только потом ее занимать);

– с критикой (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту);

– с обобщениями (ты такой же бестолковый, как все новенькие);

– с безразличием к новенькому (он недостоин моего внимания).

Обсуждаются все варианты: дети развивают ситуацию, показывают ее последствия, отмечается тот ученик, который смог достойно выйти из конфликтной ситуации.

Анализ. Какова цель разрешения любого конфликта? Можно ли превратить конфликт из ссоры в конструктивный диалог?

Упражнение «Шаг навстречу»

Ведущий приглашает двух участников (желательно друзей) выйти, например, к классной доске и стать лицом друг к другу с разных сторон класса. Задание: нужно сделать шаг навстречу другу и сказать ему что-либо приятное. Очередной шаг делает второй участник и т.д.

Обычно задание вызывает смущение. Дети не сразу вспоминают приятные слова. Первые шаги навстречу, как правило, делаются довольно большими, чтобы побыстрее сблизиться. Ведущий отмечает, что даже другу мы часто стесняемся сказать хорошие слова. Возможно, что некоторые конфликты с родителями и друзьями происходят из-за того, что мы редко говорим им приятное.

Игра «Король комплимента»

Все участники рассаживаются по кругу. В центре стоит стул — трон. У каждого в руках вырезанные из картона сердечки. У некоторых сердечек в центре нарисована стрела, пронзающая их. Выбранный по жребию (или просто вызвавшийся первым) участник садится на трон. Остальные по очереди говорят ему комплименты. После этого сидевший на троне подходит к каждому и вручает по сердечку. Пронзенное сердечко вручается тому, чей комплимент произвел наибольшее впечатление. Игра продолжается до тех пор, пока на троне не побывают все участники. Затем определяется тот, кто набрал наибольшее количество пронзенных сердечек. Именно он и становится королем или королевой комплимента.

Анализ. Легко ли было находить нужную формулировку для комплимента? Легко ли было произносить вслух комплименты? Какие чувства испытывали, когда произносили комплименты и когда слышали их в свой адрес? Что было приятнее — слушать комплименты или произносить их?

Не забывайте замечать и оценивать то хорошее, что есть в ваших друзьях, близких, знакомых. Несколько приятных слов, произнесенный с доброй улыбкой, зачастую способны превратить вашего противника в вашего сторонника.

Знаменитый американский психолог Дейл Карнеги в книге «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» приводит шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям:

Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

Правило 2. Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Правило 3. Улыбайтесь.

Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.

Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

Во время обсуждения участники высказывают свое отношение к правилам.

Упражнение «Закончи предложение»

Участникам предлагается закончить предложения, написанные на доске:

— «Настоящий друг — это тот...»

— «Друзья всегда...»

— «Я могу дружить с такими людьми, которые...»

— «Со мной можно дружить потому, что...»

По желанию дети зачитывают свои предложения. Затем ведущий подводит итог: друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои секреты.

Упражнение «Сиамские близнецы»

Упражнение выполняется в парах. Тонким шарфом или платком связываются руки детей, стоящих рядом (правая и левая). При этом кисти остаются свободными. Детям дают по фломастеру. Задача: нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только рукой, которая привязана к партнеру. Тему рисунка предлагает ведущий или выбирают сами участники.

Необходимо предупредить играющих, что оценивается не только качество рисунка, но и процесс работы: были ли споры и конфликты между участниками, одинаковое ли участие они принимали в работе, обсуждали ли дети сюжет рисунка, порядок рисования и пр. Можно тактично напомнить об ошибках в сотрудничестве, допущенных детьми, но перед этим необходимо обязательно отметить положительные стороны общения.

Анализ упражнения. Что было труднее всего? Понравился ли ваш рисунок? Что необходимо для сотрудничества?

Упражнение «Закончи предложение»

Участникам предлагается написать (или проговорить) окончание предложений:

– Я очень хочу, чтобы в моей жизни было...

– Я пойму, что счастлив, когда...

– Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)...

Игра «Волшебный сундук»

Ведущий руками изображает, как он смело опускает большой сундук и открывает его. Сообщает детям, что в волшебном сундуке лежат самые разные сокровища и подарки. Каждый по очереди может подойти к сундуку и выбрать для себя понравившийся подарок. Этот подарок он изображает невербально, руками. Остальные догадываются, что он выбрал. После того как все участники получили подарки, ведущий сообщает, что в сундуке осталось еще очень много сокровищ, закрывает его и вся группа вместе поднимает волшебный сундук в небо.

Упражнение «Дорисуй портрет»

Участники сидят по кругу, у каждого лист бумаги и карандаш. Все карандаши разного цвета. Таким образом, у каждого участника свой цвет карандаша.

Ведущий. Сейчас мы с вами будем рисовать необычный портрет. Каждый участник только начинает свой портрет, а дорисовывает его группа. Для этого по моему сигналу вы будете передавать свой портрет участнику, сидящему справа. Получив портрет, вы его подрисовываете: каждый может подрисовать все, что ему хочется. По моему сигналу вы этот рисунок тоже передаете соседу справа. Таким образом ваш портрет, сделав круг, вернется к вам. Вы получите ваш портрет глазами группы. Так как у каждого из вас есть определенный цвет карандаша, вы можете понять, кто и что нарисовал на вашем портрете. А сейчас возьмите свой лист бумаги и напишите свое имя. По этой надписи вы будете знать, чей портрет у вас в руках. Итак, начинаем рисовать свой портрет... Стоп. Передаем рисунок соседу справа.

И так далее.

Обсуждение рисунков.




Приложение № 6

Социально значимые проекты


2.Деловая игра «Вместе весело шагать»

3. Конкурс сочинений «Мой друг»

4. Фестиваль песен о дружбе

5.Диалог – размышление «Что в дружбе самое ценное»










 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воспитание коммуникативной культуры учащихся в начальной школе

Автор: Квасникова Наталья Юрьевна

Дата: 22.08.2017

Номер свидетельства: 425946

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "презентация "Групповая работа на уроках математики в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiia-gruppovaia-rabota-na-urokakh-matiematiki-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "205290"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429856394"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
    ["seo_title"] => string(89) "ikt-v-nachal-noi-shkolie-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "315258"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459856518"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Проект  « Модификация урока английского языка в начальной школе на современном этапе»                                                             Проект" "
    ["seo_title"] => string(101) "proiekt-modifikatsiia-uroka-anghliiskogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-sovriemiennom-etapie-proiekt"
    ["file_id"] => string(6) "172778"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423854646"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Рабочая программа  по русскому  языку УМК «Начальная школа 21 века» "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "183755"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425922926"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Самосовершенствование личности в воспитании младших школьников» "
    ["seo_title"] => string(70) "samosoviershienstvovaniie-lichnosti-v-vospitanii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "209950"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431344854"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства