«Воспитание культуры ценностных ориентаций учащихся посредством развития интеллектуальных и познавательных способностей»
«Воспитание культуры ценностных ориентаций учащихся посредством развития интеллектуальных и познавательных способностей»
Личностный опыт и смысл – главные ценности личности. Они становятся достоянием только тогда, когда он сам придает ценность знаниям и осознает ценность правильного поведения лично для себя. Для этого нужна активная интеллектуальная деятельность сознания, самостоятельно принимающего решения по поводу ценности чего-либо. В младшем школьном возрасте способность восприятия воспитательного воздействия извне проявляется максимально благодаря пластичности психофизических механизмов ребенка: высокому уровню подражания, любознательности, стремлению к новому, отсутствию системы фиксированных ценностей, мнений и заранее установленных ориентаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Воспитание культуры ценностных ориентаций учащихся посредством развития интеллектуальных и познавательных способностей» »
Воспитание культуры
ценностных ориентаций учащихся посредством развития интеллектуальных и познавательных способностей
Учитель начальных классов:
Перепелицина Е.Н.
Слайд1 Личность не может быть абсолютирована,
она не развивается сама из себя,
но приобретает своё содержание в общении
Слайд2 с миром ценностей, в живом социальном
опыте.
В.В.Зеньковский
«Для того, чтобы человеку хорошо прожить жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, в котором он живет. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов». Эти слова принадлежат перу великого русского писателя и мыслителя Л.Н.толстого. Как просто и доступно сказано.
Слайд3
Абсолютной ценностью воспитания является ребенок, человек, как «мера всех вещей».
Человек – это и цель, и результат, и главный критерий оценки качества воспитания. Для ученика русской школы полем культурной самоидентификации является русская национальная культура, именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. К сожалению, деформации, произошедшие в нашем обществе в эпоху тоталитаризма, привели к утрате православных традиций святости, русской народности, интеллигентности, гуманности, духовности. Возник и развился человек массовый, утерявший черты национальной самобытности. Социологи отмечают такие его способности, как авторитаризм, неглубокая историческая память, настороженное отношение к окружающим, агрессивность, страх перед будущим.
Слайд4
Поистине актуальной становится задача восстановления личности целостной, самобытной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей русской национальной культуры и творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения. Таким образом, ценностные основания личностно- ориентированного воспитания связаны с воспитанием гражданина России, человека культуры и нравственности. Безусловно, тому, «с чего начинается Родина» должен быть отдан приоритет.
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Родина, Братство
А есть ещё совесть и честь. А Яшин
Я глубоко убеждена, что формирование здоровой личности начинается с духовной сферы.
Слайд5
И как проникновенно выразился В.А.Сухомлинский «Годы детства – пора воспитания сердца». В данном вопросе неоценимую помощь оказывают нам родители, семьи, где живет и воспитывается младший школьник. Семья- это малый мир, малое общество, а наши православные предки величали её «Малой Церковью».
Что может быть семьи дороже!
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут нас всегда с любовью
И провожают в путь с добром.
Любите и цените счастье,
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле.
Все дальше от нас уходит традиция встречать праздники всей семьей, в родительском доме. Но если не пожалеть сил и времени на то, чтобы собрать всех родных, то мы узнаем самое удивительное счастье на земле, выраженное пословицей: Вся семья вместе – так и душа на месте». В старые добрые времена был такой обычай: когда вся семья собиралась за столом, то прежде всего отец скажет торжественное благодарственное слово, потом ребятишки лезли под стол и по солнцу опутывали ножки стола лыковой веревкой. Какую ответственность они при этом чувствовали! Соединить всех вместе так, чтобы в будущем году все также за столом собрались, бедой не разлучались. Роль бабушек и дедушек, под присмотр которых вверялись дети, была неоценимо велика. Эти требовательные и ласковые мудрецы открывали дверцы в ребячьих душах и вкладывали в них добрые понятия о земле, о небе, исподволь дополняя свои рассказы нравоучительными примерами о послушании и радении. Подобные уроки, используя мощный этнокультурный потенциал, способствуют воспитанию духовно-нравственных качеств личности.
Слайд 6
Суть нравственности – это любовь к человеку, жизни, природе. Добро, истина, красота – ядро человеческой культуры. Нравственность является самой доступной сферой реализации свободы человека. Добродеяние доступно всем, и поэтому нравственность является ареной каждодневного систематического и массового творчества.
Слайд7
-Каковы же основы личностно-ориентированного воспитания, субъектом которого является личность?
-Человек как предмет воспитания;
-культура как среда, выращивающая и питающая личность;
-творчество как способ развития человека в культуре.
Личностный опыт и смысл – главные ценности личности. Они становятся достоянием только тогда, когда он сам придает ценность знаниям и осознает ценность правильного поведения лично для себя. Для этого нужна активная интеллектуальная деятельность сознания, самостоятельно принимающего решения по поводу ценности чего-либо. В младшем школьном возрасте способность восприятия воспитательного воздействия извне проявляется максимально благодаря пластичности психофизических механизмов ребенка: высокому уровню подражания, любознательности, стремлению к новому, отсутствию системы фиксированных ценностей, мнений и заранее установленных ориентаций. В этот период изменяются социальные роли и функции детей, значительно расширяются их отношения с окружающим миром и с другими людьми. Младшие школьники активно осваиваются в общественной жизни, учатся устанавливать с людьми определенные взаимоотношения, постигают смысл их деятельности и поступков. Кроме того, происходит интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, закладываются нормы ценностных ориентаций личности. Особое внимание хочется обратить на воспитание такого качества, как благоговение перед жизнью. Благоговение перед жизнью означает, что человек умеет ценить мир, людей, животных, красоту и своеобразие природы. Благоговение – это состояние, которое помогает воспитывать целый ряд качеств: сострадание, терпение, любовь, доброту, честность, толерантность. Если передать ребенку благоговение перед тем, что достойно такого чувства, это откроет путь к воспитанию в нем уважительного и ответственного отношения к жизни.
Школьное детство – очень значительный этап жизни человека. «Счастливые семейные отношения, - говорю родителям – в ваших руках». Поэтому предлагаю родителям начать вместе с детьми путешествие в Волшебную Страну Своей Семьи и открыть то богатство, которая хранит каждая семья. Родителям было предложено задание: вместе с ребенком придумать цветочек Доброты.
Слайд8
Так появились в нашем классе Цветочки Доброты.
И надеюсь, что зернышки доброты, посеянные заботливо педагогами и родителями, обязательно дадут добрые всходы.