Воспитание классного коллектива через разнообразные формы внеклассной деятельности
Воспитание классного коллектива через разнообразные формы внеклассной деятельности
В основе концепции воспитательной системы лежит системно-деятельностный подход, важной задачей которого является формирование активной жизненной позиции ученика. Классному руководителю необходимо вовлечь учащихся в систему классных, школьных и внешкольных мероприятий. Очень важно предоставить возможность каждому ребенку быть сопричастным к общему делу, дать возможность получить свой собственный опыт взаимодействия с социумом, создать условия для раскрытия потенциала. Поэтому нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание классного коллектива через разнообразные формы внеклассной деятельности »
Воспитание классного коллектива через разнообразные формы внеклассное деятельности
Слайд1
Вашему вниманию предлагаются материалы, вобравшие в себя личный опыт воспитания дружного классного коллектива в начальной школе.
Каждый класс для педагога, для меня лично, - особенный и необыкновенный, он навсегда остается в сердце и в душе. Несмотря на то, что каждые четыре года учитель начальных классов выпускает в среднюю школу один класс и берет новый, каждый класс до конца обучения в школе остается моим классом. Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом. Надеюсь, что собранные личные материалы по формированию дружного сплоченного классного коллектива, внесут свой посильный вклад в развитие воспитательной системы класса.
Концептуальные основы воспитательной системы класса
В настоящее время в школьном образовании важная роль отводится воспитательному процессу. Школа, являясь центром образования и воспитания, помогает с детства сформировать у учащихся необходимые навыки для дальнейшей социализации и адаптации в социуме. Воспитательный процесс является неотъемлемой частью общего образовательного процесса, осуществляемого в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Степень влияния социальных факторов на воспитание доказано многими специалистами в области психологии и педагогики. Успех воспитательной деятельности зависит от позиции самого педагога. Воспитать новое поколение с активной жизненной позицией не могут равнодушные и безразличные люди. Классный руководитель, который творчески, с интересом подходит к делу, который заинтересован в результате своего труда и ориентирован на «зону успеха» каждого ученика и класса в целом, добьется, рано или поздно, успеха в своей работе. Воспитательный процесс длительный и успех возможен лишь в том случае, если установлен тесный контакт и взаимодействие с семьей. Конструктивный диалог семьи и школы дает возможность построить отношения, основанные на взаимоуважении, стать равноправными партнерами в вопросах формирования нравственных качеств личности. Классный руководитель должен увидеть в родителе единомышленника, готового к совместному осуществлению главной миссии школы – воспитания и обучения ребенка. Чем больше общих тем и вопросов обсуждает школа с родителями, чем более открытой она становится, тем более доверительные отношения складываются между двумя главными институтами воспитания – семьей и школой. Самое главное, что нас объединяет, - это наши дети. Наша задача создать такие условия, при которых будет комфортно всем участникам образовательного процесса. Очень важно строить воспитательный процесс в классе на основе таких принципах как: Слайд2 • принцип деятельностного и творческого подхода; • принцип сотрудничества; • принцип открытости; • принцип системности; • принцип взаимоуважения; • принцип учета возрастных особенностей; • принцип ориентации на «зону успеха» каждого ученика.
В основу своей воспитательной системы с классом я закладываю идею воспитания дружного классного коллектива. Формирование толерантных отношений внутри класса является очень важной и ключевой задачей классного руководителя. Реализация данной идеи предполагает создание воспитывающей среды в урочное и внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ученика, вовлечение всех учеников в систему классных и общешкольных дел.
Слайд3 Цели и задачи воспитательной работы
Основной целью своей работы как классного руководителя, я считаю, формирование полноценного коллектива. Для достижения такой комплексной цели необходимо решить следующие частные задачи: • создание благоприятных условий и возможностей для формирования и гармоничного развития личности каждого ученика, • развитие познавательного интереса, получение дополнительных знаний по различным предметам, расширение кругозора и эрудиции учащихся, • создание условий для раскрытия творческого потенциала, • стимулирование его творческой активности и самореализации в различных видах внеурочной деятельности, • воспитание активной жизненной позиции каждого ученика и коллектива в целом, • формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений друг с другом и окружающими, • мониторинг уровня сплоченности коллектива и межличностных отношений в классе.
Слайд 4 Этапы формирования дружного коллектива
Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.
Первый этап - 1 класс (первое полугодие). Главная задача этого этапа - помочь учащимся адаптироваться к школьной жизни. Изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик учащихся, проектирование желаемого образа класса. Первые шаги по сплочению классного коллектива.
Второй этап – 1 класс (второе полугодие) и 2 класс. Принятие правил жизнедеятельности классного коллектива. Укрепление межличностных отношений. Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для ребёнка.
Третий этап - 3 класс. Сплочение и развитие классного коллектива на основе воспитания и проявления индивидуальности детей. Раскрытие творческой индивидуальности, лидерских качеств в социальных взаимоотношениях. Организация самоуправления.
Четвертый этап - 4 класс. Создание условия для самовыражения детей, раскрытия их собственного “Я”. Класс учится действовать самостоятельно, планировать свои классные дела, распределять обязанности между всеми членами коллектива. Подведение итогов пребывания в начальной школе. Коллектив постоянно изменяется, развивается, крепнет, поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Если на первом этапе классный руководитель - это единоличный организатор коллектива, то на следующих этапах он меняет тактику управления, развивает самоуправление, общественное мнение и на последнем этапе развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.
Слайд5 Законы жизни детского коллектива:
1. Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.
2.Человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека.
3.Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту.
4.Человек должен учиться дружить и иметь друзей.
5.Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
6.Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.
Дети проживают в школе большую часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются учащимися совместно. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие впечатления эмоционального плана остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед. Можно проводить в классе массу самых разнообразных мероприятий, но если в них нет теплоты, любви, если принципы общения основаны на подчинении и приказе, традиции становятся безнравственными и вредными.
Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года проводим классные собрания, которые были посвящены: Слайд 6
выбору старосты класса ;
созданию законов класса;
распределению поручений
Разнообразие форм и методов работы классного руководителя
Планируя свою работу, классному руководителю очень важно использовать разнообразные формы и методы - классные часы, организацию цикла нравственных бесед с учетом проблем класса, экскурсии, целевые прогулки, организацию творческих выставок, тематические вечера эстетической направленности, организацию праздников, конкурсы, викторины, участие в проектах. Вы можете увидеть разнообразие форм и методов работы классного руководителя. Слайд 7
Слайд 8 Формы внеклассной работы с младшими школьниками.
Формы внеклассной работы сегодня - это широкий спектр самых различных мероприятий. Существуют классические формы внеклассной работы:
- тематический классный час;
- классное собрание;
- час общения;
- информационный час;
- игры;
- праздники;
- викторины;
- конкурсы;
- марафоны;
- состязания.
Формы часов общения:
- беседа (этическая, нравственная)
- дискуссия (в 4 классе)
- встречи с интересными людьми
- викторины по различным областям знаний
- КВН
- театрализации
- интерактивные игры
- тренинги
- читательские конференции
Слайд 9 Нетрадиционные формы внеклассной работы, а не только участие в классных и школьных делах сплачивает коллектив. Ребят особенно увлекает такая коллективная деятельность, которая помогает им совместно провести свободное время. Современные дети большую часть времени проводят за компьютером, электронными играми, у них дефицит "живого" общения. Дети любят вместе бывать на экскурсиях, прогулках и даже субботник с друзьями в радость, т.к. ребенку важно быть участником такого труда, результаты которого необходимы окружающим.
В основе концепции воспитательной системы лежит системно-деятельностный подход, важной задачей которого является формирование активной жизненной позиции ученика. Классному руководителю необходимо вовлечь учащихся в систему классных, школьных и внешкольных мероприятий. Очень важно предоставить возможность каждому ребенку быть сопричастным к общему делу, дать возможность получить свой собственный опыт взаимодействия с социумом, создать условия для раскрытия потенциала. Поэтому нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Слайд10 Так, например, мои ребята на протяжении 4 лет участвовали в различных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне. Если в 1 и 2 классах мы приняли участие в концерте для ветеранов, то потом это были более сложные, но интересные дела. В 2014 году наша страна отмечала 69-летие Победы в Великой отечественной войне. Ребята приняли участие в районной акции "От поколения к поколению». В течение месяца они делали своими руками и подписывали поздравительные открытки, письма Доброты для ветеранов. Работа требовала огромного терпения и старания, переписывать приходилось по многу раз, были и слезы, но никто не отказался, так как всем хотелось внести свой вклад в общее дело. Жизнь класса не прерывается, завершили одно дело, а новое уже ждет.
В этом же году мы подготовили с ребятами классный час на тему "И помнит мир спасенный", посвященный родственникам ребят, которые жили и трудились в годы Великой отечественной войны. Предварительно ребята должны были узнать о своих родственниках в годы войны, оформить творческую работу, а затем весь материал был собран в единую электронную «Книгу Памяти класса». Многие родители положительно отзывались об этом проекте. Пришлось достать давно забытые фотографии и вспомнить о своих предках, записать вместе с детьми рассказы. Дальнейшим этапом работы было оформление школьной Книги памяти, в котором приняли участие все классы. Это мероприятие вызвало у ребят сильные эмоциональные переживания. Слайд11 Традиционной формой воспитательной работы является организация праздников. В основном проводятся праздничные мероприятия, связанные с календарными датами и такими событиями, как ярмарка «Рябинник», Новый год, 8 марта, День матери, День защитников Отечества, Масленица, фестиваль «Русская душа». Важно внести разнообразие в содержание данных мероприятий. Слайд12 Во 2 классе ребята в школе посещают музыкальный абонемент по ознакомлению с музыкальными традициями своего народа, музыкальными инструментами и русскими народными песнями. А в 3 классе в рамках знакомства с русскими традициями мы решили подготовить и провести для учащихся младших классов начальной школы Праздник Русской березки. Праздник состоял из нескольких частей, а именно «Береза - символ России», «Береза в поэзии, песнях и живописи», «Традиции и обряды», «Березки у солдатских могил». Каждую часть праздника я репетировала с ребятами отдельно, только на празднике они увидели выступления друг друга. Праздник был очень интересным и познавательным, общее дело, которым были заняты ребята, очень их сплотило. Каждый ребенок внес свой личный вклад в общее дело, от которого зависел успех праздника. Слайд13 Участие в региональном проекте наш "Самый читающий класс", цель которого - создание условий для формирования личности каждого ученика в коллективе и через коллектив. Для классного руководителя - это возможность обобщить опыт воспитательной работы и подготовить учеников для выхода в дальнейшую школьную жизнь. Участие в конкурсе еще больше сплотило ребят, они показали хороший уровень коммуникативных навыков, умение взаимодействовать в различных ситуациях, высокий уровень активности. В результате заняли 2 место. Процесс воспитания - дело не одной только школы, одна она не может обеспечить полноценное развитие и воспитание. С первых лет жизни ребенок, как губка, впитывает семейные ценности и они составляют основу его поведения. Поэтому большую роль играет совместная работа школы и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность. Родители принимают активное участие во всех делах класса, выполняют с детьми творческие поручения, являются организаторами экскурсий, поездок, походов, встреч с интересными людьми.
Слайд14
Благодаря этому, каждый родитель понимает, что он человек не посторонний, а свой, нужный и знающий. Подводя итоги, можно утверждать, что разумная и эффективная воспитательная система должна быть основана на таких принципах как: • принцип деятельностного и творческого подхода; • принцип сотрудничества; • принцип системности. Я убеждена, что полноценный коллектив единомышленников и друзей, то есть дружный класс, который легко учить и которому легко учиться, формируется через:
выявление и развитие индивидуальных способностей, развитие умений и навыков в творческой деятельности,
развитие познавательной активности, формирование потребности в самообразовании, развитие умений и навыков в учебной деятельности, выявление индивидуальных способностей,
формирование потребности в здоровом образе жизни,
воспитание трудолюбия, уважения к труду. Воспитание бережного отношения к личному и школьному имуществу,
воспитание нравственных качеств личности, ответственности, уважения к истории Отечества, любви к Родине, стране, родному городу.
Классный час – это лишь одна из основных форм работы классного руководителя с классом. На классных часах предоставляется возможность расширить кругозор учащихся по данной теме, сформировать представления о дружбе, друзьях, высказать свою точку зрения и выслушать одноклассников, решить проблемные ситуации, связанные с классом и школьной жизнью.
Вы можете познакомиться с тематикой классных часов на разных этапах формирования сплоченного коллектива.
Слайд 15 Мониторинг уровня сплоченности классного коллектива
Одним из основных условий сохранения психического здоровья школьников является создание благоприятного психологического климата в классе. Диагностическое исследование развития классного коллектива позволяет определить уровень сплоченности коллектива, пути его дальнейшего развития и улучшения психологического климата в классе. Ежегодный мониторинг воспитательной деятельности в классе помогает классному руководителю оценить уровень сплоченности класса, выявить «проблемные зоны», требующие дополнительного внимания и поддержки со стороны классного руководителя или службы сопровождения в лице социального педагога или педагога-психолога, корректно построить систему воспитательной работы на следующий учебный год. Познакомится с методикой оценки уровня развития классного коллектива. Нетрадиционным методом оценки психологического комфорта в классе является метод социометрии по методике Дж. Морено, в проведении которой, как правило, участвуют социальный педагог или педагог-психолог. На основании полученных данных можно построить социограмму, представляющую собой четыре окружности, в которые помещены все номера учащихся. В первый круг (центральный) помещены те номера учащихся, кто набрал наибольшее количество положительных выборов, во второй – среднее, в третий – номера учащихся, получивших количество выборов меньше среднего, в четвертый – самое наименьшее.
Лист оценки уровня сплоченности классного коллектива
№
п/п
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Оценка
5
4
3
2
1
Ср.
Уровень развития ученического самоуправления
1.1
Мы являемся организаторами своей жизни в классе
1.2
В классе есть органы самоуправления
1.3
Я знаю, как выполнить свое поручение
1.4
Мы сами планируем свои дела
1.5
Мы отвечаем за состояние своего класса(чистоту, уют)
1.6
Дисциплину и порядок на уроках и на переменах обеспечиваем сами
2.1
Мы доброжелательны друг к другу
2.2
Мы помогаем друг другу в сложных затруднительных ситуациях: в учебе, в повседневной жизни, в организации досуга
2.3
У нас доброжелательные отношения с учителями
2.4
Классный руководитель – участник всех наших дел, но не диктатор
2.5
Мы стараемся защитить своих ребят, когда они в этом нуждаются
2.6
Мы не боимся высказать свое мнение учителям
3.1
Мы стремимся получить хорошие знания
3.2
Мы настроены на активную трудовую деятельность
3.3
Я осуществил(а) свой профессиональный выбор
3.4
Мы стремимся улучшить окружающую жизнь
3.5
Мы настроены на положительное поведение в школе и в обществе, выполнение устава школы
3.6
Мы заботимся о сохранении собственного здоровья
4.1
Наш класс живет интересной насыщенной жизнью
4.2
Меня удовлетворяет направленность и характер дел, проводимых в нашем классе
4.3
Мы совместно отмечаем праздники и дни рождения
4.4
В наших совместных праздниках и делах принимают участие родители
4.5
Проводимые дела носят творческий характер
4.6
Деятельность класса готовит меня к будущей взрослой жизни
ИТОГО:
Слайд16
Методика «10 ступенек» Н.П.Капустина
помогает исследовать самооценку ребёнка. Уровень самооценки в поведении проявляется так. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость – свойственны детям с заниженной самооценкой.
Методика Н.П.Капустина помогает мне определить уровень воспитанности учеников и осуществлять на основе этого реального руководства дальнейшее воспитание и развитие своих воспитанников. Под уровнем воспитанности понимается степень сформированности важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий.
Анализ воспитанности детей в семье.
Родители оценивают насколько проявляются те или иные нравственные качества ребёнка в семье. В тестировании участвовало 25 учащихся. Диагностика показала следующие результаты.
Тестирование показало, что в семье, как и в школе , ребята часто проявляют свои положительные качества. Они также исполнительны, отзывчивы, самокритичны, добросовестно относятся к учёбе, к своим поручениям, любят свой класс, защищают честь класса делами, рассказывают о классе дома.
Судя по критериям «аккуратность» и «поведение», дети дома иногда позволяют себе неаккуратность и шалости, но на замечания родителей реагируют. А в классе 50% учащихся всегда проявляют эти качества положительно. Критерий «отношение к критике» показывает, что 95% учащихся имеют своё мнение и могут высказывать критические замечания. И только один ребёнок некритичен, подстраивается под мнение других людей. Оценка трудолюбия детей в семье заставляет задуматься. На родительском собрании мы с родителями совместно разработали ряд мероприятий, направленных на развитие трудолюбия.
Анализ воспитанности детей в семье 2 класс, начало учебного года
Слайд17Критерии эффективности воспитательной системы класса:
сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
развитость креативных способностей учащихся;
проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
сформированность классного коллектива.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса, такие как:
Методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника;модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
Методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива класса.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов.
Пытаясь реализовать на практике гуманистические идеи воспитания, я спрашиваю себя: «Какими будут мои дети через два года? Какими людьми они станут, когда выйдут во взрослую жизнь?» Ответом на эти вопросы стали для меня стихотворные строки:
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}