Воспитание гражданина своей страны через использование современных технологий в начальной школе
Воспитание гражданина своей страны через использование современных технологий в начальной школе
Данный материал будет полезен учителю начальных классов для проведения уроков или внеклассных мероприятий по направлению гражданско-патриотического образования и воспитания. При проведении игры-путешествия "Право твоё и моё" учащиеся познакомятся с основными правами и обязанностями гражданина и смогут пообщаться с представителями полиции, прокуратуры, врачами, психологами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание гражданина своей страны через использование современных технологий в начальной школе »
Воспитание гражданина своей страны через использование современных технологий в начальной школе
«Человек в известной степени вырастает, когда он познаёт самого себя и свою мощь. Внушите человеку сознание того, что он есть, и он скоро научится быть также тем, чемон должен быть»
Ф.Шеллинг
В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО «начальную школу следует спланировать и организовать как социальную среду со своим характером и ценностями, в которой различные ситуации, включая игры, помогут детям осознать свои права, свободно самоутвердиться и вместе с тем осознать свои обязанности, а также расширить и углубить на основе непосредственного опыта своё понимание принадлежности ко всем большим и малым общностям - семье, школе, затем к местной общине, национальному и мировому сообществу".
В нашей школе начальные классы не изолированы от других ступеней, поэтому все процессы, происходящие в её стенах, затрагивают и их. В какой мере младший школьник может стать их участником? Насколько учитель начальных классов готов к реализации школьной системы правового образования?
Становление правовой культуры предполагает развитие у ребёнка правовых знаний и правовых чувств, освоение им основных прав и свобод как основной для себя ценности, приобретение потребности и умений договариваться и согласовывать свои действия с другими. Эту задачу нельзя решить усилиями отдельных педагогов, средствами одного какого-либо предмета. Воспитание у обучающегося правовых чувств, приобретение им опыта правомерного поведения зависит от общения с разными людьми, от всего уклада школьной жизни. Если ребёнок увидит внимание к себе, почувствует, что в школе его принимают, уважают, у него появится доверие. Но всегда ли мы готовы выслушать ребёнка, не оборвать его, принять таким, какой он есть? Понимаем ли его потребности, учитываем ли его интересы? Правовое обучение позволяет школьнику овладеть системой правовых знаний, но приобрести на её основе нравственные привычки ребёнок может только в деятельности. Например, детям можно много говорить о важности и необходимости сострадания, милосердия. В реальной же жизни они могут пройти мимо человека, нуждающегося в утешении, помощи. И не потому, что дети равнодушны или злы. Они могут не осознавать сложности ситуации, не уметь помочь.
Уметь ориентироваться в различных жизненных ситуациях и отвечать за свои поступки наши воспитанники практикуются на курсе "Учусь принимать решения".
В ходе занятий дети узнают, что для принятия решения необходимы:
- компетентность (способность и готовность личности к деятельности на основе полученных знаний);
- жизненный опыт (активное познание чего-либо);
- ответственность (способность ребёнка принимать решение по выполнению порученного дела);
- предвидение последствий того или иного решения.
Когда знания, полученные на уроке, переносятся в практику повседневной жизни, воспитывается способность к самостоятельному стремлению получить желаемое, опираясь на потребности и возможности, с учётом уважения интересов окружающих, умением договариваться.
Вырабатывать данные качества позволяет проектная деятельность, когда дети, работая сообща, учатся продуктивно разрешать возникающие конфликты и конструктивно работать в команде на общий результат.
Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной, неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы. Это подтверждается тем, что в «Обязательный минимум содержания начального общего образования» был введён раздел «Обществознание» в рамках образовательного компонента «Окружающий мир», включающий элементарные знания о государстве, демократии, правах человека и правах ребёнка, об основных нормах морали, культуре общения.
Важность, необходимость создания системы гражданского образования позволит восполнить не только недостаток обществоведческих знаний у школьников по политико-правовым вопросам и нравственно-этическим проблемам, но и усилит воспитательную направленность обучения, возродит патриотическое воспитание юных граждан.
Приобретать такие знания, становясь достойными гражданами своей страны, младшим школьникам помогают тесты в виде мультимедийных презентаций «Символы моей Родины – России».
В начальной школе уместна и возможна лишь пропедевтика правового образования, подготовка ребёнка к осознанному восприятию права. Для этого необходимо помочь ребёнку осознать свою индивидуальность и своё право быть непохожим на других, быть самим собой и в то же время понять, что и всякий другой человек – тоже индивидуальность и тоже имеет на это право. С этой целью на уроках окружающего мира дети учатся разрешать конфликтные ситуации и знакомятся с особыми правами – правами детей. Пропедевтику правового образования можно осуществлять и во внеклассной работе с помощью игр-практикумов «Право твоё и моё», которые представляют собой путешествие по станциям. Во время игры ребятам предстоит разрешить различные правовые ситуации и задачи. Такие практикумы проводятся в содружестве с социумом: представителями милиции, прокуратуры, врачами, психологами. Возможные станции:
Станция «Осторожно – агрессивность!» (проводит консультант-юрист)
Зачитывается отрывок из газетной статьи, рассказа, где повествуется о детской жестокости. Далее предлагается обсудить, какие последствия может иметь обыкновенная мальчишеская драка и высказать свой выход из ситуации. Обсуждение вопросов:
Разрешает ли драка конфликт между людьми?
Всегда ли можно избежать драки?
Если драться, то…
Какие юридические последствия может иметь драка?
Итог подводит юрист.
Станция «На улице» (ведёт инспектор ГИБДД)
Проводится викторина по знаниям ПДД. Вопросы могут касаться личной безопасности детей, их возможной ответственности в различных типах ДТП, которые они могут спровоцировать своим поведением на улице.
Станция «Наше право» (проводит представитель полиции)
Посвящена проблемам права. Школьникам предстоит стать свидетелями различных жизненных ситуаций и того, как закон может встать на защиту их интересов согласно Декларации прав ребёнка. С другой стороны, ведущие станции будут подчёркивать, что вместе с правами у каждого человека ещё есть и обязанности, которые он должен выполнять. Обсуждаются вопросы:
Какие опасности могут поджидать тебя на улице?
Как можно их избежать?
Как помогут тебе в этом органы милиции?
Какие знаешь «опасные» продукты и вещи?
Как сберечь своё здоровье и жизнь?
Итог: инструкция по поведению на улице.
Такие игры - практикумы призваны изменить позицию детей, они становятся не просто слушателями и зрителями, но и активными участниками происходящего. Учащиеся не только узнают о юридических нормах, законах, правилах общественного поведения, но и учатся активно применять свои знания в различных жизненных ситуациях, анализировать свои возможные поступки и поведение на улицах города.
Для более полного осознания прав и обязанностей, а также ответственности за свои поступки, для маленьких школьников используем тематические подборки презентаций: «Знакомимся со своими правами», «Декларация прав человека», «Я-гражданин своей страны!».
Таким образом, правовое образование в начальной школе призвано обеспечить ориентацию ребёнка - гражданина в современном мире. На основе этого у него должно сложиться не столько знание права, как такового, сколько возникнуть чувство права, чувство неправды, неправовой ситуации, неправового отношения. Дети будут называть это справедливостью или несправедливостью.