kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание самостоятельности у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для формирования самостоятельности у младших школьников вам, как взрослому, необходимо и достаточно соблюдать всего три вещи: помочь, если вас попросят, объяснить как оно все работает (если, опять же, вас попросят) и посочувствовать, если не вышло.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание самостоятельности у младших школьников»

Воспитание самостоятельности у младших школьников

«Ах, - говорит анекдотическая бабушка – он у нас такой несамостоятельный!» И пихает в толстощекого упругого мальчика пирожки, завязывает ему шнурки и носит портфель.

Родители настораживаются, одноклассники недолюбливают. Каждая из нас хоть раз, пусть в своем детстве, наблюдала подобную картину: взрослый, по определенным меркам, человек, совершенно несамостоятелен.

Самостоятельность за или против? Что мы формируем в детях, подразумевая самостоятельность и когда мы начинаем её формировать?

Самостоятельность, в обще-толковом понимании этого слова, это - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность.

Красивое понятное определение. Непонятно только как формировать самостоятельность у младших школьников. Младшие школьники это те люди, которые еще ищут себя (впрочем, люди ищут себя всегда, всю жизнь) и явно не имеют способности к свободе от внешних влияний и принуждений. Классическое «ешь борщ» демонстрирует нам отсутствие этой самой самостоятельности у ребят. То есть, с одной стороны, давайте признаем, мы не даем им самостоятельности в силу объективных причин (они действительно не могут справиться, например, с выживанием и зарабатыванием денег), с другой стороны – требуем от ребенка этого непонятного детям явления – самостоятельности.

Очевидно, что в младших школьниках мы формируем не ту, словарную, самостоятельность, а обучаем их навыкам, которые в последствии приведут к пониманию и принятия самостоятельности уже в подростковом и взрослом состоянии. И, как и большинство философских понятий. Формирование самостоятельности начинается раньше. Задолго до младшего школьного возраста. Фактически, как говорят детские психологи, еще с момента рождения.

Сначала мы позволяем ребенку самому решить, когда он готов к появлению на свет. Впрочем, в силу объективных причин, это не всегда возможно. Затем мы позволяем ребенку покричать и послушать свой голос (или не позволяем). Затем позволяем выбрать, с какими игрушками он будет играть и во что будет одеваться (сообразно не погоде, а личным предпочтениям). И так далее, и так далее, и так далее. То есть постепенно мы наделяем ребенка определенными, если хотите, правами и свободами, и, вместе с тем, ограничениями и рамками. Через некоторое время после рождения (по некоторым данным после 6 месяцев) ваш малыш уже способен уяснить причину и следствие и начнет ставить эксперименты для подтверждениях своих гипотез: наверняка вы помните бесконечно падающие на пол игрушки и следующий за ним рев «Мама, принеси!». И вот для формирования самостоятельности крайне важно вовремя расширить рамки и прав, и обязанностей. Для детей специалисты выделяют следующие определения самостоятельности:

  • умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

  • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

  • умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

  • умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

  • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

  • умение переносить известные способы действий в новые условия.

Все это формируется постепенно и, несомненно, с родительским участием. В принципе ваше участие тут, в некотором смысле, минимально: достаточно всего лишь не ложиться костьми за потенциальное счастье ребенка. Давать ему возможность самому знакомиться с миром и набивать свои шишки и делать свои ошибки. И в утверждении, что «только дурак учится на своих ошибках, а умный на чужих» кроется категорическая ошибка с точки зрения развития детской психики: ребенок, не способный еще к тому логическому синтезу, который доступен взрослым, обязан пройти через череду своих личных ошибок для того, что бы познать мир и обрести самостоятельность. И для формирования самостоятельность у младших школьников вам, как взрослому, необходимо и достаточно соблюдать всего три вещи: помочь, если вас попросят, объяснить как оно все работает (если, опять же, вас попросят) и посочувствовать, если не вышло.

Экологическое воспитание младших школьников: игры 
Именно игра помогает ребенку лучше всего усвоить предлагаемый материал. В том числе и этические нормы, и принципы так называемого «экологического мышления».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воспитание самостоятельности у младших школьников

Автор: Савельева Лилия Николаевна

Дата: 04.01.2021

Номер свидетельства: 569291

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Педагогическая поддержка развития самостоятельности младших школьников в процессе эстетического воспитания."
    ["seo_title"] => string(80) "pedagogicheskaia_podderzhka_razvitiia_samostoiatelnosti_mladshikh_shkolnikov_v_p"
    ["file_id"] => string(6) "521760"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1570301762"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Методические рекомендации по теме  «Формирование самостоятельности  младших школьников с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(104) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-formirovaniie-samostoiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "236381"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444053623"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности: рефлексия опыта. "
    ["seo_title"] => string(107) "priobshchieniie-mladshikh-shkol-nikov-k-samostoiatiel-noi-chitatiel-skoi-dieiatiel-nosti-rieflieksiia-opyta"
    ["file_id"] => string(6) "104646"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402744229"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС."
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie_obshchieuchiebnykh_umienii_samoorghanizatsii_uchiebnoi_dieiatiel_n"
    ["file_id"] => string(6) "452551"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516900854"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie_obshchieuchiebnykh_umienii_samoorghanizatsii_uchiebnoi_dieiatiel_1"
    ["file_id"] => string(6) "452557"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516901962"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства