kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по теме «Формирование самостоятельности младших школьников с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается важный вопрос, влияющий на качестванное обучение детей  с ограниченными возможностями здоровья. Воспитывать у детей самостоятельность очень сложный процесс.В статье подробно описаны этапы самоорганизации. В приложении есть анкеты  для родителей и учащихся, а так же даны рекомендации для родителей по воспитанию самоорганизации младшего школьника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по теме «Формирование самостоятельности младших школьников с ОВЗ» »

Творческая мастерская педагога

Методические рекомендации по теме

«Формирование самостоятельности младших школьников с ОВЗ»

Ефимова Ольга Витальевна,

учитель начальных классов МБС(К)ОУ

С(К)ОШ №3 VIII вида

Дети живут в обществе, находятся в рамках деятельности семьи, школы, кружков, секций и включены в порядок, созданный другими, где нет места для опыта создания собственного порядка или самоорганизации. Природа деятельности и законы развития «толкают» ребенка на поиск таких ситуаций, в которых возможно получение собственного опыта упорядочивания элементов «своего мира» и формирования мировоззрения. Чем жестче структурирована социальная среда, тем меньше места для опыта самоорганизации есть у ребенка. Остается пресловутая «улица» - место «хаоса» или неупорядоченных элементов. Дети, в соответствии со своей природой, очень мобильны в своих потребностях, привязанностях – они, участвуя в каком либо домашнем деле, самоорганизуются.

Младший школьный возраст – особый самоценный период, в который развиваются важные качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше. Чтобы достичь этого, необходимо грамотно выстроить «технологию» процесса воспитания, «включения» ребёнка в самоуправление. Самоорганизация – сложный и длительный процесс последовательной деятельности детей вместе с взрослыми через решение постоянно усложняющихся жизненных задач, поэтому в работе с детьми исходим из понятий «сам», «самостоятельно». Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это, по мнению педагогов и психологов, способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

А как понимают, что такое «сам» младшие школьники? Большинство из опрошенных учеников 3 – 4 классов считают, что «сам» – это когда дети делают все сами, без взрослых, одни, когда никто не заставляет и не командует, не руководит и не подсказывает. Самостоятельно – «Значит, захотел и сделал», «как придумал, так и будет». Суть понятия дети усваивают очень точно. «Осознание своего «Я» ведет ребенка к пониманию того, что человек становится личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, коллектива, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя».

Этапы самоорганизации личности младшего школьника :

1 этап – дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия.

2 этап – ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления.

3 этап – младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях.

ПОМНИТЕ! 

Ребенка нельзя научить самоорганизации, если не доверять ему  САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ выполнение какой-либо работы. Пусть он чувствует ответственность за какое-то маленькое, но его собственное дело.

  Кто из родителей не мечтает, чтобы их ребенок сам вставал с утра в школу, сам садился за уроки, одевался по погоде, вовремя ложился спать, без напоминаний отправлялся на кружок или тренировку? Однако, из года в год, эта забота так и остается на родительских плечах. Процесс передачи ответственности ребенку за его дела очень непрост. Но возможность отвечать за свои поступки делает ребенка более сильным и уверенным в себе, а ваши отношения — более спокойными и радостными. Этот процесс надо начинать с мелочей. Но даже по поводу этих мелочей родители часто очень тревожатся. Возникает вопрос: «Как же мне его не будить? Ведь он обязательно проспит, и тогда будут неприятности в школе». Или: «Если я не буду заставлять ее делать уроки, она нахватает двоек!». Как бы это страшно не звучало, но дети нуждаются в отрицательном опыте, конечно, если тот не угрожает их жизни или здоровью. Необходимо позволять вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий, или своего бездействия. Таким образом, он приобретёт самостоятельность. А снимать с себя ответственность за личные дела ребенка желательно постепенно.

Начать работу с родителями по данной теме рекомендуем с заполнения анкет, как для учеников, так и для родителей. Проанализировав анкетные данные, даем родителям рекомендации.

Анкета для родителей

У нашего ребёнка есть специальное место, где он _____________________________  

Наш ребёнок выполняет домашнее задание ____________________________   Самостоятельно справляется с_ ___________________________________________   Готовит с трудом __________________________________________________________   Мы оказываем помощь ребёнку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается __________________________________________________________  

Когда ребёнок учит уроки, мы __________________________________________ 

Если он выполнил домашнее задание небрежно, то мы_______________________

 Мы думаем, что на выходные____________________________________________   Ребёнок начинает приготовление домашнего задания с __________________________   При приготовлении д.з. необходимо_________________________________________    При выполнении д.з. мы используем___________________________________________    Если ребёнок включается в работу медленно, то_____________________________



Анкета для детей

1. Кто помогает тебе готовить уроки дома?

2. В чём заключается эта помощь?

3. О Чём спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?

4. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы?

Как научить ребенка самоорганизации

1. Посмотрите, есть ли у вас конфликт с ребенком на почве каких-то дел, которые, по- вашему мнению, он может и должен выполнять сам. Выберите одно из них и поделайте некоторое время с ним вместе. Пример: делаем вместе математику, бужу ребенка в школу, вместе убираемся в доме. Посмотрите, лучше ли у него получается дело с вами? Если увидели уверенность в поведении вашего ребенка, возможно, вы с ним готовы перейти к следующему шагу.

2. Придумайте какое нибудь внешнее средство, которое могло бы заменить ваше участие в том или ином деле ребенка. Например: покупка будильника с громким звуком или установка таймера на музыкальном центре с бодрой музыкой – призыв вставать с постели, или напоминание – листок, на котором написаны его обязанности по домашнему хозяйству. Убедитесь, что ему удобно пользоваться вспомогательным средством.

3. Не секрет, что дети лучше усваивают информацию, если не только слышат ее, но и видят. Поэтому важную роль в обучении играют наглядные материалы. Принцип наглядности хорошо действует и в процессе приучения детей к порядку и организации. Главные помощники в этом деле – красочные плакаты, схемы и таблицы. Благодаря таким помощникам ребенок не только накапливает знания об окружающем мире, но и учится организовывать себя.

  • Список домашних обязанностей
    Когда в семье несколько детей, нередко встает вопрос о разделении между ними домашних обязанностей. На магнитной доске или на листе бумаги родители наглядно оформляют в виде знаков или таблицы домашние дела, а дети – самостоятельно отмечают выполнение заданий разноцветными кружками или другими символами. И даже если ребенок в семье один, игра в обязанности все равно будет вызывать интерес.

  • График заботы о домашнем питомце
    Дети часто просят завести животное, но не всегда готовы нести ответственность за питомца. С помощью простой схемы можно заранее ознакомить ребенка с тем, какие теперь у него будут обязанности – кормить, выгуливать, чистить аквариум или клетку питомца. На первых порах такая схема будет напоминать малышу о том, что требуется новому члену семьи.

  • Режим дня

Обычно родители заранее начинают приучать к режиму ребенка, которому скоро предстоит идти в детский сад. Чтобы малышу было проще переключаться на новый распорядок дня, можно составить схему утренних рутин, которые придется выполнять ежедневно: подняться, позавтракать, умыться, одеться, причесаться и т.д. Глядя на рисунок-подсказку, малыш быстрее выработает утренние привычки, к тому же многие дети любят повторяющиеся ритуалы.

  • Расписание уроков

Оно как правило, висит над рабочим столом у большинства школьников. А так как многие посещают еще и кружки и спортивные секции, нелишним будет составить расписание дополнительных занятий. Удобно иметь перед глазами и таблицы с правилами и формулами по разным предметам, особенно тем, что вызывают у ребенка трудности.



  • Список дней рождения

    Развивая тему календарей, можно составить список праздников и дней рождения членов семьи, родственников и друзей. Дети, умеющие писать, могут сами вносить праздники в такой календарь, и, когда наступит день икс, они не забудут поздравить с днем рождения одноклассника или двоюродную сестру.

  • Список телефонных номеров

    Несмотря на то, что в наши дни важные номера заносятся не в традиционные записные книжки, а в адресную книгу мобильных телефонов, нелишним будет иметь в зоне видимости и бумажный список с номерами для экстренных случаев. Он должен включать в себя телефон службы спасения, скорой помощи, полиции, пожарной и газовой служб. Также рабочие и мобильные телефоны обоих родителей. Можно размножить такой список и один всегда хранить дома на видном месте, а второй положить ребенку в школьный рюкзак.

  • Памятки так же наглядно, действенно приучают к самоорганизации. Ребёнку можно предложить множество разных памяток для выполнения какого либо действия

Садимся за уроки (памятка школьнику), можно прикрепить над столом.

  • Садись за уроки в одно и то же время

  •    Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

  •    Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты будешь работать, должно быть тихо.

  •   Проверь, на своём ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).

  •   Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

  •   Приготовь письменные принадлежности для занятия.  Все принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое всегда отводишь им на столе.

  • Убери со стола всё лишнее.

  •    Сядь правильно, открой учебник…

  •  Побольше тебе пятёрок!

4. Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линией пополам. Над левой частью напишите «Сам». Сюда могут войти такие дела: встаю и собираюсь в школу; решаю, когда сделать уроки; выбираю себе друзей; над правой — «Вместе». Например, решаем, что будем делать в выходной день; когда можно пригласить к нам друзей; иногда делаем химию, геометрию, папа объясняет и т.д. Перечислите в них те дела, которые ваш ребенок решает и делает сам, и те, в которых вы обычно участвуете. (Хорошо, если вы заполните таблицу вместе и по взаимному согласию). Затем посмотрите, что из колонки «Вместе» можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку «Сам». Помните, каждое такое перемещение – важный шаг к взрослению вашего ребенка. Обязательно отмечайте его успехи.

Наберитесь мужества и терпения и поверьте в своего ребенка – так вы поможете стать ему самостоятельным и ответственным творцом своей жизни.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Ефимова Ольга Витальевна

Дата: 05.10.2015

Номер свидетельства: 236381


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства