Методические рекомендации по теме «Формирование самостоятельности младших школьников с ОВЗ»
Методические рекомендации по теме «Формирование самостоятельности младших школьников с ОВЗ»
В данной статье рассматривается важный вопрос, влияющий на качестванное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитывать у детей самостоятельность очень сложный процесс.В статье подробно описаны этапы самоорганизации. В приложении есть анкеты для родителей и учащихся, а так же даны рекомендации для родителей по воспитанию самоорганизации младшего школьника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по теме «Формирование самостоятельности младших школьников с ОВЗ» »
Творческая мастерская педагога
Методические рекомендации по теме
«Формирование самостоятельности младших школьников с ОВЗ»
Ефимова Ольга Витальевна,
учитель начальных классов МБС(К)ОУ
С(К)ОШ №3 VIII вида
Дети живут в обществе, находятся в рамках деятельности семьи, школы, кружков, секций и включены в порядок, созданный другими, где нет места для опыта создания собственного порядка или самоорганизации. Природа деятельности и законы развития «толкают» ребенка на поиск таких ситуаций, в которых возможно получение собственного опыта упорядочивания элементов «своего мира» и формирования мировоззрения. Чем жестче структурирована социальная среда, тем меньше места для опыта самоорганизации есть у ребенка. Остается пресловутая «улица» - место «хаоса» или неупорядоченных элементов. Дети, в соответствии со своей природой, очень мобильны в своих потребностях, привязанностях – они, участвуя в каком либо домашнем деле, самоорганизуются.
Младший школьный возраст – особый самоценный период, в который развиваются важные качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше. Чтобы достичь этого, необходимо грамотно выстроить «технологию» процесса воспитания, «включения» ребёнка в самоуправление. Самоорганизация – сложный и длительный процесс последовательной деятельности детей вместе с взрослыми через решение постоянно усложняющихся жизненных задач, поэтому в работе с детьми исходим из понятий «сам», «самостоятельно».Самостоятельность– качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это, по мнению педагогов и психологов, способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.
А как понимают, что такое «сам» младшие школьники? Большинство из опрошенных учеников 3 – 4 классов считают, что «сам» – это когда дети делают все сами, без взрослых, одни, когда никто не заставляет и не командует, не руководит и не подсказывает. Самостоятельно – «Значит, захотел и сделал», «как придумал, так и будет». Суть понятия дети усваивают очень точно. «Осознание своего «Я» ведет ребенка к пониманию того, что человек становится личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, коллектива, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя».
Этапы самоорганизации личности младшего школьника :
1 этап – дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия.
2 этап – ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления.
3 этап – младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях.
ПОМНИТЕ!
Ребенка нельзя научить самоорганизации, если не доверять ему САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ выполнение какой-либо работы. Пусть он чувствует ответственность за какое-то маленькое, но его собственное дело.
Кто из родителей не мечтает, чтобы их ребенок сам вставал с утра в школу, сам садился за уроки, одевался по погоде, вовремя ложился спать, без напоминаний отправлялся на кружок или тренировку? Однако, из года в год, эта забота так и остается на родительских плечах. Процесс передачи ответственности ребенку за его дела очень непрост. Но возможность отвечать за свои поступки делает ребенка более сильным и уверенным в себе, а ваши отношения — более спокойными и радостными. Этот процесс надо начинать с мелочей. Но даже по поводу этих мелочей родители часто очень тревожатся. Возникает вопрос: «Как же мне его не будить? Ведь он обязательно проспит, и тогда будут неприятности в школе». Или: «Если я не буду заставлять ее делать уроки, она нахватает двоек!». Как бы это страшно не звучало, но дети нуждаются в отрицательном опыте, конечно, если тот не угрожает их жизни или здоровью. Необходимо позволять вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий, или своего бездействия. Таким образом, он приобретёт самостоятельность. А снимать с себя ответственность за личные дела ребенка желательно постепенно.
Начать работу с родителями по данной теме рекомендуем с заполнения анкет, как для учеников, так и для родителей. Проанализировав анкетные данные, даем родителям рекомендации.
Анкета для родителей
У нашего ребёнка есть специальное место, где он _____________________________
Наш ребёнок выполняет домашнее задание ____________________________ Самостоятельно справляется с_ ___________________________________________ Готовит с трудом __________________________________________________________ Мы оказываем помощь ребёнку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается __________________________________________________________
Когда ребёнок учит уроки, мы __________________________________________
Если он выполнил домашнее задание небрежно, то мы_______________________
Мы думаем, что на выходные____________________________________________ Ребёнок начинает приготовление домашнего задания с __________________________ При приготовлении д.з. необходимо_________________________________________ При выполнении д.з. мы используем___________________________________________ Если ребёнок включается в работу медленно, то_____________________________
Анкета для детей
1. Кто помогает тебе готовить уроки дома?
2. В чём заключается эта помощь?
3. О Чём спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?
4. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы?
Как научить ребенка самоорганизации
1. Посмотрите, есть ли у вас конфликт с ребенком на почве каких-то дел, которые, по- вашему мнению, он может и должен выполнять сам. Выберите одно из них и поделайте некоторое время с ним вместе. Пример: делаем вместе математику, бужу ребенка в школу, вместе убираемся в доме. Посмотрите, лучше ли у него получается дело с вами? Если увидели уверенность в поведении вашего ребенка, возможно, вы с ним готовы перейти к следующему шагу.
2. Придумайте какое нибудь внешнее средство, которое могло бы заменить ваше участие в том или ином деле ребенка. Например: покупка будильника с громким звуком или установка таймера на музыкальном центре с бодрой музыкой – призыв вставать с постели, или напоминание – листок, на котором написаны его обязанности по домашнему хозяйству. Убедитесь, что ему удобно пользоваться вспомогательным средством.
3. Не секрет, что дети лучше усваивают информацию, если не только слышат ее, но и видят. Поэтому важную роль в обучении играют наглядные материалы. Принцип наглядности хорошо действует и в процессе приучения детей к порядку и организации. Главные помощники в этом деле – красочные плакаты, схемы и таблицы. Благодаря таким помощникам ребенок не только накапливает знания об окружающем мире, но и учится организовывать себя.
Список домашних обязанностей Когда в семье несколько детей, нередко встает вопрос о разделении между ними домашних обязанностей. На магнитной доске или на листе бумаги родители наглядно оформляют в виде знаков или таблицы домашние дела, а дети – самостоятельно отмечают выполнение заданий разноцветными кружками или другими символами. И даже если ребенок в семье один, игра в обязанности все равно будет вызывать интерес.
График заботы о домашнем питомце Дети часто просят завести животное, но не всегда готовы нести ответственность за питомца. С помощью простой схемы можно заранее ознакомить ребенка с тем, какие теперь у него будут обязанности – кормить, выгуливать, чистить аквариум или клетку питомца. На первых порах такая схема будет напоминать малышу о том, что требуется новому члену семьи.
Режим дня
Обычно родители заранее начинают приучать к режиму ребенка, которому скоро предстоит идти в детский сад. Чтобы малышу было проще переключаться на новый распорядок дня, можно составить схему утренних рутин, которые придется выполнять ежедневно: подняться, позавтракать, умыться, одеться, причесаться и т.д. Глядя на рисунок-подсказку, малыш быстрее выработает утренние привычки, к тому же многие дети любят повторяющиеся ритуалы.
Расписание уроков
Оно как правило, висит над рабочим столом у большинства школьников. А так как многие посещают еще и кружки и спортивные секции, нелишним будет составить расписание дополнительных занятий. Удобно иметь перед глазами и таблицы с правилами и формулами по разным предметам, особенно тем, что вызывают у ребенка трудности.
Список дней рождения
Развивая тему календарей, можно составить список праздников и дней рождения членов семьи, родственников и друзей. Дети, умеющие писать, могут сами вносить праздники в такой календарь, и, когда наступит день икс, они не забудут поздравить с днем рождения одноклассника или двоюродную сестру.
Список телефонных номеров
Несмотря на то, что в наши дни важные номера заносятся не в традиционные записные книжки, а в адресную книгу мобильных телефонов, нелишним будет иметь в зоне видимости и бумажный список с номерами для экстренных случаев. Он должен включать в себя телефон службы спасения, скорой помощи, полиции, пожарной и газовой служб. Также рабочие и мобильные телефоны обоих родителей. Можно размножить такой список и один всегда хранить дома на видном месте, а второй положить ребенку в школьный рюкзак.
Памяткитак же наглядно, действенно приучают к самоорганизации. Ребёнку можно предложить множество разных памяток для выполнения какого либо действия
Садимся за уроки (памятка школьнику), можно прикрепить над столом.
Садись за уроки в одно и то же время
Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты будешь работать, должно быть тихо.
Проверь, на своём ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
Приготовь письменные принадлежности для занятия. Все принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое всегда отводишь им на столе.
Убери со стола всё лишнее.
Сядь правильно, открой учебник…
Побольше тебе пятёрок!
4. Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линией пополам. Над левой частью напишите «Сам». Сюда могут войти такие дела: встаю и собираюсь в школу; решаю, когда сделать уроки; выбираю себе друзей; над правой — «Вместе». Например, решаем, что будем делать в выходной день; когда можно пригласить к нам друзей; иногда делаем химию, геометрию, папа объясняет и т.д. Перечислите в них те дела, которые ваш ребенок решает и делает сам, и те, в которых вы обычно участвуете. (Хорошо, если вы заполните таблицу вместе и по взаимному согласию). Затем посмотрите, что из колонки «Вместе» можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку «Сам». Помните, каждое такое перемещение – важный шаг к взрослению вашего ребенка. Обязательно отмечайте его успехи.
Наберитесь мужества и терпения и поверьте в своего ребенка – так вы поможете стать ему самостоятельным и ответственным творцом своей жизни.