kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья кратко характеризует методы воспитания речевого этикета на уроках русского языка у младших школьников. Так же указаны условия и средства формирования у младших школьников речевого этикета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка»

Воспитание речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка


Аннотация. В статье раскрывается понятие речевой этикет и формирование на его базе обогащения словарного запаса, становление и развитие которых происходит на основе простых умений. Статья кратко характеризует методы воспитания речевого этикета на уроках русского языка, которые осуществляются у детей младшего школьного возраста. В статье указаны условия и средства воспитания у младших школьников речевого этикета. Отбор таких средств осуществляется с учетом характерных затруднений, которые испытывают учащиеся в применении норм этикета в разных жизненных ситуациях.

Ключевые слова: этикет, речевой этикет, дети младшего школьного возраста, методы воспитания речевого этикета.

Дошкольный и младший школьный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в максимально интенсивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Работу по ознакомлению с нормами и правилами речевого этикета, на наш взгляд, целесообразнее начинать уже с дошкольного возраста, когда дети наиболее восприимчивы ко всему новому, так как изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку.[3.c. 21] Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др. Задача педагога – расширить и углубить эти знания, создать возможности для их использования. Освоение правил происходит и на занятиях по этикету, и в повседневной жизни. Общение требует точности выражения. Если ж ошибся, допустил небрежность в выборе слов, то не сердиться надо, не обвинят другого, а согласиться и быть в дальнейшем внимательнее к свое речи.[1.c 155]

И хотя школьники в известной мере умеют говорить на своем родном языке в пределах близкой им тематики, речь их несовершенна. Дети владеют разговорно-бытовой диалогической речью, но не умеют строить связную монологическую речь: они овладели произношением людей своего ближайшего окружения, но не владеют нормами литературного произношения, делают неправильное ударение в словах, речь их страдает и другими недостатками, в частности, отсутствием правил и норм этикета в речевом общении и поведении. Источником развития речевого этикета в начальной школе являются уроки по развитию речи, уроки русского языка и литературы, беседы о произведениях, а также внеурочные мероприятия: экскурсии, праздники и т. д. Одним словом, развитие речевого этикета младших школьников можно осуществлять практически на любом занятии и во внеурочное время независимо от направленности и специфики того или иного занятия.

Проблема воспитания речевого этикета у младших школьников позволяет сделать вывод о том, что речь следует рассматривать как компонент активного, целенаправленного коммуникативного поведения, продукт и элемент коммуникации, поскольку посредством речи человек способен вступать в многочисленные контакты, в процессе которых он пополняет и расширяет свой кругозор и устанавливает взаимосвязь с окружающим его природным, предметным и социальным миром. Успешность этих взаимосвязей в социуме зависит от уровня культуры общения участников коммуникации, в частности, использования ими культурно-речевых эталонов. Такое видение предполагает изменение подходов к организации речевого взаимодействия младших школьников, направленного на развитие навыков этикетного речевого поведения.

Соблюдение речевого этикета учащимися имеет воспитательное значение, так как формирует такие нравственные качества, как: корректность, уважительность, обязательность, определяет норму поведения; способствует повышению как речевой, так и общей культуры младшего школьника. Достаточное воспитание речевого этикета младших школьников происходит при условии постоянного (а не фрагментального) соблюдения языкового такта. При проведении этой работы, учителю необходимо следить не только за своей речью, но и поступками. Учитель должен быть добр, внимателен, вежлив и отзывчив к детям. Целенаправленное обучение речевому этикету совершенствует комплекс речевых умений и коммуникативных компетенций младшего школьника.

Младший школьник – «наивный реалист». В этом возрасте он не осознает особых законов построения художественного текста и не замечает формы произведений. Его мышление еще остается деятельностно-образным. Ребенок не разводит предмет, слово, обозначающее этот предмет, и действие, которое выполняется самим предметом, поэтому в сознании ребенка форма не отделяется от содержания, а сливается с ним. Часто сложная форма становится препятствием на пути к пониманию содержания. Поэтому одной из задач учителя является обучение детей «внешней» точке зрения, т. е. умению уяснять структуру произведения и усваивать закономерности построения художественного мира. Для правильной организации анализа произведения необходимо учитывать особенности восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста. [2.c.113].

Воспитание у младших школьников речевого этикета на урока русского языка является успешным благодаря выполнению всего комплекса предлагаемых педагогических условий, включающих в себя: включение в образовательный процесс межкультурного диалога, ориентация младших школьников на толерантное общение, соблюдение обучаемыми языкового и речевого такта.

Основные направления обучения младших школьников речевому этикету подразумевает три основных направления:

Первое направление - формирование ценностных ориентиров в области человеческого общения: культурный человек, уважение достоинства человека, толерантность, вежливость, красота и гармония.

Второе направление - формирование у младших школьников представлений о речевом этикете как средстве выражения уважительного отношения к окружающим людям.

Третье направление - совершенствование и обогащение словарного запаса в области речевого этикета. Качественное усовершенствование речевого словаря: уточнение значения слова, устранение нелитературных формул речевого этикета (просторечных единиц, жаргонизмов); активизация словарного запаса и систематизация словаря «вежливых слов».

На уроках русского языка можно использовать такие приёмы обучения речевому этикету: анализ образцов культуры речевого поведения с использованием литературных произведений; беседы нравственно-этического характера; решение речевых задач проблемного характера; разыгрывание сценок на основе предложенных речевых ситуаций; коммуникативно-ролевые игры; ведение тематического словарика вежливых слов; обучение выявлению и исправлению нарушений речевого этикета; обучение телефонному этикету, переписки в Интернете, смс-сообщений.

Следовательно, из всего сказанного ясно, что в каждой речевой ситуации, требующей применения речевого этикета, мы можем выбирать наиболее уместное, приемлемое выражение из этого множества форм, которыми обеспечил нас язык.[4.c.117]

Задания для отработки формул речевого этикета: упражнения творческого характера, включающие составление текстов с вежливыми словами; подбор синонимичных выражений благодарности, с объяснением разницы в употреблении; написание писем друзьям и выражение благодарности по какому-то поводу; выписывание из писем формулы речевого этикета и определение тональности данных формул; выделение зачина и концовки писем, объяснения причин «проступка»; запись эпитетов, которые можно употреблять в речи. Составление предложений со словами разных частей речи. 

Таким образом, культура речевого поведения в типовых ситуациях этикетного общения является необходимым условием социализации личности школьника. Очевидно, что уже со школьного возраста необходимо готовить детей к умелому и осознанному реагированию в ситуациях этикетного общения. Учащиеся способны развить необходимые навыки уместного употребление речевых формул, что в целом способствует повышению культуры личности младшего школьника. Поэтому, современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеческой культуры.


Список использованной литературы

  1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов, 2011. с.155

  2. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных кассах: пособие для учителей начальных классов. // М.Р.Львов//- М., 2007. [3.c.113].

  3. Мишанова, О.Г. Педагогические средства развития речевого этикета младших школьников: традиции и инновации [Текст]: Монография / О.Г. Мишанова. – Челябинск: ЧГПУ, 2008 — 147 с. .[4.c. 21]

  4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М.: Высшая школа, 1989. с.117.

1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воспитание речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка

Автор: Веренич Ольга Сергеевна

Дата: 04.12.2018

Номер свидетельства: 488805

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Рабочая программа по русскому языку 3 класс для тувинских школ по учебнику Г.М.Селиверстовой "
    ["seo_title"] => string(103) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-3-klass-dlia-tuvinskikh-shkol-po-uchiebniku-g-m-sielivierstovoi"
    ["file_id"] => string(6) "118344"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413116619"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173941"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424069481"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Система работы по развитию речи"
    ["seo_title"] => string(35) "sistiema-raboty-po-razvitiiu-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "314757"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459766261"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по системе "Школа России""
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-dlia-1-klassa-po-sistiemie-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "308817"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458667795"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программа кружка "Логознайка" "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-kruzhka-loghoznaika"
    ["file_id"] => string(6) "240181"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444967025"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства