kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Волшебный мир оригами

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке описывается научно- практическая работа по теме "Волшебный мир оригами"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Волшебный мир оригами»

Отдел образования и молодежной политики администрации Урмарского

муниципального округа Чувашской Республики

МБОУ «Арабосинская общеобразовательная основная школа»




 







Научно - исследовательская работа

Тема:

Волшебный мир оригами











Выполнила:

Николаева Юлиана Андреевна,

ученица 1 класса

Руководитель:

Ефремова ИринаМихайловна,

учитель начальных классов








Урмары

2023

Содержание

I.Введение

II. Основная часть

  1. Понятие об оригами

  2. История оригами

  3. Виды и техники оригами

  4. Базовые формы оригами

  5. Оригами своими руками

III.Заключение

IV. Список литературы

V. Приложение













I.Введение

Оригами – удивительное, загадочное слово. Практически каждый человек знаком с оригами, хотя не каждый из нас слышал это иностранное слово. Оригами буквально означает «бумажные поделки». Еще наши бабушки и дедушки делали из бумаги и картона самые различные вещицы, хотя само понятие им знакомо не было. Это были и бумажные игрушки: кораблики, самолетики, бумажные шляпы и кепки, защищающие голову от солнечных лучей, и оригинальные сувениры из бумаги.Первый раз я об оригами узнала в 1 классе, когда мы стали заниматься этим искусством на занятиях внеурочной деятельности. Мне увидели, что фигурки рождаются прямо в руках учителя при помощи каких-то магических действий, и мы просили еще и еще раз показать нам, как происходит чудо, пока мы сами не превратились в маленьких волшебников.

В начале мне это искусство показалось очень сложным, но учитель нам объяснил, что оригами позволяет делать не только красивые поделки, но и является полезным занятием для развития человека.

Оригами – это идеальный конструктор, который состоит из одной детали (листа), с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм, складываются тысячи и тысячи разных фигурок.Я обратил внимание, что искусство оригами сочетает в себе красивые формы и удивительно правильные линии.  Может быть, именно из-за этого мастера оригами говорят, что при складывании фигурок «голова работает руками» и очень успешно.

Оригами - удивительное искусство бумажной пластики. Оригами - это японское искусство складывания бумаги, образовано от японского oru (складывать) и kami (бумага). Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами». Бумажные фигурки делают дети и взрослые, художники и конструкторы. Его даже преподают в школах, о нем пишут книги и выпускают журналы с интересными статьями и описанием различных моделей.

Актуальность исследования состоит в том, что в последнее время учащиеся всё с большей неохотой относятся к разным видам деятельности. Своей работой я хотел показать, что оригами интересная, творческая наука. И при помощи листа из обычной бумаги можно творить самые невероятные вещи.

Целью данной работы является сбор информации о науке оригами.

Задачи:

1.Изучить понятие, виды, историю происхождения оригами.

2.Рассмотреть базовые формы и приемы оригами.

3.Научиться выполнять разные фигуры оригами.

Методы исследования: изучение литературы, построение оригами, практическая работа, анализ проведённой работы.

Предмет исследования: оригами.
















II.Основная часть

1.Понятие об оригами.

Многие удивляются, услышав слово «оригами». «А что это такое?» — спрашивают они. Между тем каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из квадратного листа бумаги – кораблик илитюльпанчик. А в те времена, когда в магазинах не было соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».

В наше время оригами перестало быть только игрушкой. Этим искусством заинтересовались ученые и конструкторы. Проходят научные симпозиумы по оригами.

Но детей, конечно, больше всего интересует оригами как возможность создать новую игрушку. А можно создать новые, свои собственные объемные фигурки из бумаги.

Итак, оригами – это искусство складывания из бумаги.

2. История оригами

Родина оригами - Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в Стране Восходящего солнца много веков назад. В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием. Ими украшали статую "многоликой" и "тысячерукой" богини милосердия Каннон, чтобы задобрить ее и попросить покровительства. Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Ведь "ори" означает "сложенный", а"ками"-"бумага" и "бог" одновременно.Объясняется это тем, что в этой стране процесс складывания удачно иллюстрировал некоторые мировоззренческие идеи философии Дзен. Немаловажным оказалось также сходство звучания японских слов "бумага" и "Бог" - "ками". Таким образом, у японцев возникала связь между религиозным ритуалом и складыванием фигурок из бумаги. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек Санбо. В них помещали кусочки рыбы и овощей, которые предназначались в дар богам.

В периоды Камакура (1185-1333) и Муромати (1333-1573) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия и придворные должны были обладать определенными навыками и в искусстве складывания. В зажиточных семьях родители нанимали учителей оригамистов для преподавания искусства бумажной пластики. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры, были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. В период АдзутиМомояма (1573-1603) и Эдо (1603-1867) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпровождения.

Сам термин оригами возник и закрепился только в 1880 году, когда данное искусство стало частью аристократического общества и вошло в число обязательных для японских семей. Япония, создавшая оригамную «азбуку», официально стала родиной оригами. Она задала классическую основу, от которой отталкивались остальные покорители искусства создания бумажных шедевров. Появление авторских моделей и начало развития оригами, как направления современного искусства, связывают с именем знаменитого японского мастера Акиры Йошизавы. Во второй половине двадцатого века он уже активно пользуется придуманной им системой записи процесса складывания и извлекает из хорошо известных базовых форм множество новых моделей.

Но нельзя сказать, что искусство оригами развивалось только в Японии. Например, в Испании под руководством МигуеляУманумо, образовалась «испанская школа», в которой были разработаны доселе фигурки. В 1937 году в Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кембелл "Изготовление бумажных игрушек", в которой впервые упоминаются три традиционные на Востоке базовые формы - "водяная бомбочка", "птица" и "лягушка". В 1946 году схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских детских ежегодных журналов.

Фокусник Роберт Харбин (1909-1978) всерьез увлекается оригами и собирает любую информацию на эту тему. Он знакомится не только со всеми классическими работами, но и с изобретениями Акиры Йошизавы, который к этому времени уже стал известным японским оригамистом. В результате в 1955 году на телевизионном канале "Jigsaw" Харбин делает регулярную программу по оригами "Мистеры Левая и Правая Рука", а в 1956 г. он выпускает в свет книгу, полностью посвященную оригами. В июне 1965 г. в Англии в свет начинает выходить "Оригамский листок", а 22 апреля 1967 г. создается общественная организация - Английское Общество Оригами (BritishOrigamiSociety - BOS), в этом году BOS исполнилось 43 года. В конце шестидесятых годов образовываются центры оригами в США, в Англии, в Турине и Флоренции, во Франции, в Нидерландах и Бельгии, Испанского центра оригами в Барселоне.

Не обошло стороной оригами и Россию, но сначала этот вид искусства был освоен детьми. Первым об оригами узнал юный наследник престола НиколайII от учителя английского языка Чарльза Сиднея Гиббса, филолога из Кембриджа. Любовью к технике оригами отличался и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Министерство иностранных дел Японии отправляет известного мастера-оригамистаАкируЙошизаву, который к тому времени создал учебное пособие по оригами, в Европу, возложив на него почетную миссию: посредством оригами добиваться мира и дружбы со всеми странами. И вот в 1978 Йошизава с целой серией знаков передавал свои наработки россиянинам, он повсюду пропагандировал искусство оригами и его неограниченные возможности. Мощный толчок развитию отечественного оригами дает создание в 1989 и 1991 гг. двух общественных организаций - Московского и Петербургского центров оригами. В октябре 1995 года выходит в свет, одобренное Министерством образования Российской Федерации, первое издание учебника для начальной школы: "Уроки оригами в школе и дома". В марте 1996 г. в Петербурге проходит Первая Всероссийская конференция "Оригами и педагогика", материалы которой издаются отдельным сборником. Число отечественных изобретений, зарегистрированных в базе данных Петербургского центра оригами в 1998 г. превышает первую тысячу. Многие из этих работ вызывают должное восхищение у зарубежных оригамистов. В 1998 году в США издательство St. MartinPress выпускает книгу "RussianOrigami", в которой представлены лучшие работы в технике складывания, изобретенные в России. В настоящее время организуются и олимпиады по оригами, что еще раз подтверждает значимость занятия оригами.

Таким образом, хотя на протяжении веков искусство делать фигурки из бумажного листа развивалось у каждого народа по-своему, но Япония навсегда остается неоспоримым лидером в области оригами. Ведь именно она подарила миру это искусство.

Новое возрождение оригами так же тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда "люди" решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав, смертный приговор городу Хиросима. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны: из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение следующих 20 лет от последствий облучения умерло еще 200 тысяч человек. Среди погибших было много детей. Именно тогда среди детей, обреченных на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни - журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы.

В память о жертвах атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира. В мае 1958 года там был открыт монумент, посвященный погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками. Двенадцатилетняя девочка, чья смерть послужила поводом для сооружения памятника, успела сделать только 644 журавлика. Но волна удивительной детской солидарности прокатилась по всем странам мира.

Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом - бумажными журавликами, собранными в гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают памятник и являются символом протеста против войны.

Оригами играет большую роль для формирования предпонятий, свойств как плоских, так и пространственных геометрических фигур Искусство оригами - это не только построение фигур журавликов или цветов из квадратного листа бумаги, оно позволяет на основе квадратного листа бумаги построить модель евклидовой геометрии. Образную, наглядную модель евклидовой геометрии позволяет создать оригами. И чем дальше погружаешься в эту необычную геометрию, тем все больше приходишь в восхищение от разнообразия забавных и серьезных задач, которые удается решить. С помощью оригами есть возможность показать, что математика не сухая наука, а имеет свою красоту и гармонию.  

Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Практически во всем мире это искусство развивается в соответствии с традициями народа. Появились новые направления оригами и области его применения. Например, математики благодаря оригами открыли множество возможностей для решения геометрических задач. Архитекторы и строители увидели в конструировании оригами возможности для создания многогранных структур из плоского листа. Даже возник новый термин - оригамика. Для педагогов оригами - это уникальная возможность развития тонкой моторики ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Для психологов оригами - это одно из направлений арт-терапии, возможность оказать больному психологическую помощь посредством искусства.

В России оригами попало на благодатную почву, стало серьезным занятием для множества педагогов. Сегодня в России тысячи людей занимаются этим искусством. Во многих городах возникли клубы и центры оригами, ежегодно проходят встречи и конференции, посвященные проблеме использования оригами в педагогике, математике, архитектуре. 3. Виды и техники оригами

Простое оригами

Простое оригами — стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.

Модульное оригами

Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы. (Приложение 1)

Складывание по развёртке

Развёртка (англ. creasepattern; паттерн складок) — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана.

Мокрое оригами

Бумага смачивается водой, от этого она становится более пластичной. В результате работы со смоченной бумагой получаются плавные формы. Изделия похожи на папье-маше.

Киригами

Вид работы с бумагой при помощи ножниц. Ножницы дают большую свободу действий и более чёткие формы.

Наноригами

Сложная разновидность оригами. Это трёхмерный конструктор с малюсенькими элементами. Принципы наноригами используются в нанотехнологиях.

Фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур: квадрата, треугольника, прямоугольника, пяти-, шести-, восьмиугольников, и даже круга.

То есть все фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур, значит это одна из точек прикосновения оригами с математикой.

4. Базовые формы оригами.

С древних времён в японском оригами существуют некоторые формы, которые принято считать базовыми. Это стандартные, легко распознаваемые заготовки, из которых впоследствии можно получить сотни вариаций. Все эти базовые модели должны стать хорошо вам знакомыми, и делать каждую базовую заготовку вы должны автоматически, зная каждую её складку и последовательность операций. Освоив базовые формы, вы с успехом сможете складывать не только классические модели, но и свои собственные.

На самых первых этапах работы квадратный лист можно сложить несколькими способами. Их немного — одиннадцать, и укаждого своё имя. (Приложение 2)

5.Оригами своими руками.

В нашем классе под руководством нашей учительницы мы занимаемся оригами.Сначала мы изучали книги «Мир оригами». Для работы необходима бумага А4 белая или цветная, ножницы, цветные карандаши . После изучения этих книг сделали разные фигурки животных и растений. В течение учебного года мы сделали много фигурок. Это: собачка, лиса, заяц, мышка, журавль, шапка, стаканчик, цветы, кораблик, пилотка, кошка .

( Приложение 3)

Так для украшения новогодних праздников сделали елочные фонарики(Приложение 4)

Международный символ оригами- это журавль. И мне хочется ознакомить схемой изготовления журавлика.(Приложение 5)

Японский журавлик
1.Перегните квадрат по диагоналям и переверните его.
2.Перегните по средним линиям.
3.Сгибайте одновременно по намеченным линиям.
4.Проверьте результат.
5.Перегните спереди и сзади по биссектрисам нижних углов.

6.Вогните внутрь четыре намеченных треугольника.
7.Спереди и сзади тяните кверху два крыла.
8.Получившаяся фигурка называется «базовая форма "птица"».
9.Линия сгиба делит угол пополам.
10.Верните треугольник на место.
11.Вогните его внутрь по намеченной линии.
12.Спереди и сзади сделайте левую ножку тоньше.

13.Вогните левую ножку внутрь, вытягивая ее кверху.
14.Вогните внутрь будущую голову.
15.Опустите вниз до упора и поднимите снова кверху каждое крыло.
16.Журавлик готов.
17.Возьмите журавлика за грудку и потяните за хвост —он взмахнет крыльями!

III. Заключение

Таинственный мир превращенья бумаги…
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ

Марданова Е.У.  



В ходе выполнения исследования мы решили следующие задачи:

1) познакомились с историей и видами оригами;

2) нашли отзывы о пользе оригами;

3) на практике проверили , что занятия оригами нас развивают.

Таким образом, наша цель достигнута, мы увидели, что занятия оригами полезно каждому человеку, оно развивает нас умственно и физически, а также способствует улучшению отношений с одноклассниками. Поделки из оригами оказались замечательными подарками, сделанными своими руками, для любого человека.

Для меня занятие оригами стало способом совершенствовать себя, то есть становиться умнее, трудолюбивее и добрее. Оригами, прежде всего – это искусство, призванное дарить людям радость.Некоторые люди сделали изготовление бумажных фигурок своей профессией. Бумажные птицы и рыбы, звери и многогранники украшают витрины магазинов. Красивые и выразительные маски широко продаются как настенные украшения. Многие предприниматели заказывают мастерам бумажные фигурки для использования в качестве символа фирмы. Муниципалитеты платят за оформление городских праздников, шоу и карнавалов. Бумажные фигурки используются при создании рекламных роликов и плакатов.

«Мышление начинается с удивления», - заметил 2500 лет назад Аристотель. Сухомлинский считал, что чувство удивления – могучий источник желания знать: от удивления к знаниям – один шаг.

Оригами решает следующие задачи:

  • развивает способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев;

  • улучшает пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объемными предметами;

  • учит читать чертежи, по которым складываются фигуры;

  • развивает творческие способности.


















IV.Список литературы

  1. Афонькин, С. Ю., Капитонова, И. В. Оригами и геометрия – Чебоксары: ЧГУ, 1993. – 28 с.

  2. Афонькин, С. Ю., Афонькина, Е. Ю. Все об оригами. – СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2004.

  3. Афонькин, С. Ю., Афонькина, Е. Ю. Оригами в вашем доме. – М.: Легпромбытиздат, 1994.

  4. Афонькин, С. Ю., Афонькина, Е. Ю. Кусудамы – волшебные шары. – М.: Аким, 1997.

  5. Выгонов, В. В. Мир оригами 1–2, 3-4 кл. – М.: Новая школа, 1996.

Ресурсы интернета

  1. http://origamis.ru

  2. http://www.vlasta-idea.ru

  3. http://bebi.lv

  4. http://www.origami.kulichki.ru/modules.php?name=Pages&go=page&pid=2

  5. http://www.origami.ru





















V. Приложение

Приложение 1.

Кусудама

Приложение 2.

Базовые формы:

1.Треугольник и прямоугольник:

2. Блин или блинчик:

3. Водяная бомбочка:
Схема:

4, 5. Бумажный змей (воздушный змей), плавно переходящий в ромб
Змей: Ромб:


А вот схема для них. На четвёртом этапе получаем змея, на пятом змей трансформируется в ромб:


6,7. Рыбное ассорти: рыба-1 и рыба-2:
Рыба-1: Рыба-2:

8. Квадрат, он же двойной квадрат:

9, 10. Птица-1 и птица-2:
Птица-1: Птица-2:



Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5









9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Волшебный мир оригами

Автор: Ефремова Ирина Михайловна

Дата: 31.05.2023

Номер свидетельства: 632830

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Программа дополнительного образования "Волшебный мир оригами" "
    ["seo_title"] => string(66) "proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-volshiebnyi-mir-orighami"
    ["file_id"] => string(6) "129634"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415729832"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" "
    ["seo_title"] => string(105) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-kursu-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-volshiebnyi-mir-orighami"
    ["file_id"] => string(6) "219709"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434351664"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) ""Волшебный мир оригами" "
    ["seo_title"] => string(24) "volshiebnyi-mir-orighami"
    ["file_id"] => string(6) "104048"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402661107"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Программа кружка "Волшебный мир оригами""
    ["seo_title"] => string(40) "programma_kruzhka_volshebnyi_mir_origami"
    ["file_id"] => string(6) "498935"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1549615531"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»"
    ["seo_title"] => string(59) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_volshebnyi_mir_origami_1"
    ["file_id"] => string(6) "565135"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1606855849"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства