Программа дополнительного образования "Волшебный мир оригами"
Программа дополнительного образования "Волшебный мир оригами"
~~Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами, методических пособий Афонькина С. Ю., Афонькиной Е. Ю. «Весёлые уроки оригами в школе и дома», Соколовой С. «Сказка оригами» и др.
Программа адресована учащимся начальной школы. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Направления работы.
- развитие творческих способностей;
- художественно-эстетическое развитие.
Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебный мир оригами» »является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов.
Программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7 лет до 8 лет. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. При этом не следует забывать о доступности для младших школьников объектов труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Волшебный мир оригами" »
МО Сакмарский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Никольская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено:
На педагог.совете
МБОУ Никольская СОШ
Протокол №_____
«___»________2014г
Рассмотрено:
Директор МУДОД «ДДТ»
_____/ Г.В. Ульянова /
Утверждено:
Районным Экспертным Советом
Протокол №_________ « »__________ 2014г. Председатель районного экспертного совета:_______
/Ю.А. Буянкина/
Дополнительная образовательная программа
«Волшебный мир оригами»
для 2 класса
Автор программы:
Сасина Мария Владимировна
учитель информатики и математики
МБОУ Никольская СОШ
С.Никольское, Сакмарского района
Аннотация:
Данная программа предназначена для педагогов
Дополнительного образования при работе с детьми
Младшего школьного возраста (9-10 лет),
Срок реализации программы -1 год
Рассчитана на 32часа
2014 год
Пояснительная записка
Актуальность. Программа кружка «Волшебный мир оригами»является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами, методических пособий Афонькина С. Ю., Афонькиной Е. Ю. «Весёлые уроки оригами в школе и дома», Соколовой С. «Сказка оригами» и др.
Программа адресована учащимся начальной школы. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Направления работы.
- развитие творческих способностей;
- художественно-эстетическое развитие.
Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебный мир оригами» »является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов.
Программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7 лет до 8 лет. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. При этом не следует забывать о доступности для младших школьников объектов труда.
Цель программы: интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами. Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Расширять коммуникативные способностей детей.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. .
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Форма занятий – тематическаясовместная деятельность.
Методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: •словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.); • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); •практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: •объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; •репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; •частично-поисковый – учащиеся участвуют в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательский – самостоятельная творческая деятельность учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: •фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; •индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; •групповой – организация работы в группах; •индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут, количество часов в неделю 1 час, 33часа в год.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Волшебный мир оригами» –отчетная выставка, участие в областных и районных конкурсов.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
Значение оригами для развития ребенка
Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Способами проверки
• Выставка индивидуальных и групповых работ;
• Составление альбома лучших работ»;
Участие в конкурсах.
Учебно-тематический план
№ п/п
Темы занятий
Количество часов
1
Вводное занятие
1ч
2
Знакомство с оригами
3ч
3
Осенний калейдоскоп
4 ч
4
Мир домашних животных
4 ч
5
Новогодняя сказка
4ч
6
Игрушки-самоделки.
5ч
7
День защитника Отечества
3 ч
8
Праздник мам и девочек
3ч
9
Весна пришла
4 ч
10
Итоговые занятия
2 ч
Итого:
33 часа
Содержание занятий.
На занятиях кружка «Волшебный мир оригами»учащиеся знакомятся с видом искусства «Оригами», с условными знаками и основными приемами складывания бумаги.
Научится использовать базовую форму «Квадрат» и «Прямоугольник» при изготовлении различных моделей: «Осенний букет», «Собачка», «Котенок», «Снеговик», «Новогодняя снежинка», «Елочка к Новому году», «Прыгающая лягушка», «Гадалка для девочек», «Самолеты», «Лодочка», «Пароход», «Букет для мамы», «Бумажник», «Столикая маска», «Неваляшка», «Весенние цветы», «Птицы», «Журавлик-символ мира».
Дети будут учиться создавать композиции: «Осенний калейдоскоп», «Мои друзья – животные», «Новогодняя сказка», «Птицы», используя изготовленные модели из бумаги
Ресурсное обеспечение
Занятия кружка «Волшебный мир оригами » проводятся один раз в неделю. Форма занятий – тематическаясовместная деятельность.
Занятия кружка проводит педагог дополнительного образования Сасина Мария Владимировна. Она 8лет работает зам.директора по ВР. Образование высшее педагогическое.
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер, цветная бумага, фломастеры, альбом, ножницы.
В целях лучшего зрительного восприятия прослушанного материала по темам, в работе кружка используются:
картины, фотографии по рассматриваемой теме;
дидактические пособия;
книги.
Литература для учителя
1. С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с.
2. С. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
3. С. Соколова Сказка оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
4. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия (Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
Литература для учащихся и родителей
С. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
Приложение.
Тематическое планирование кружка «Волшебный мир оригами»
Номер урока
Тема
Количество часов
Дата
1 четверть (8 часов)
1
Вводное занятие 1ч
Из истории бумаги
1 ч
2
Знакомство с оригами 3ч
Оригами – искусство складывания из бумаги. Базовые формы – основа любого изделия.
1 ч
3-4
Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Чудесные превращения бумажного листа. Знакомство с базовой формой «Квадрат»
2 ч
5-6
«Осенний калейдоскоп» 4 ч
Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Осенний букет (Базовая форма «Квадрат»)
2 ч
7-8
Композиция «Осенний калейдоскоп»
2 ч
2 четверть (8 часов)
9-10
Мир домашних животных 4 ч
Делаем собачку, котенка (Базовая форма «Квадрат»)
2 ч
11-12
Композиция «Мои друзья – животные»
2 ч
13
Новогодняя сказка 4ч
Встреча Зимы. Снеговик (Базовая форма «Квадрат»)
1 ч
14
Новогодняя снежинка (Базовая форма «Квадрат»)
1 ч
15
Елочка к Новому году (Базовая форма «Квадрат»)
1 ч
16
Оформление композиции «Новогодняя сказка»
1 ч
3 четверть (10 часов)
17-18
Игрушки-самоделки. 3ч
Прыгающая лягушка (Базовая форма «Квадрат»)
2 ч
19
Гадалка для девочек (Базовая форма «Квадрат»)
1 ч
20-21
День защитника Отечества 3 ч
Знакомство с базовой формой «Прямоугольник»
Мастерим самолеты.
2 ч
22
Морской флот. Лодочка, пароход
1 ч
23-24
Праздник мам и девочек 3ч
Букет для мамы (Базовая форма «Квадрат»)
2 ч
25
Подарок для девочек. Бумажник (Базовая форма «Квадрат»)
1 ч
26
Игрушки-самоделки. 2 ч
Столикая маска (Базовая форма «Квадрат»)
1 ч
4 четверть (7 часов)
27
Неваляшка (Базовая форма «Квадрат» и «Прямоугольник»)
1 ч
28-29
Весна пришла 4 ч
Рассказ «Воробьишко» М. Горький. Оригами «Птицы» (Базовая форма «Квадрат»)