Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Лес"»
Цель: помочь в формировании основ экологической культуры детей и активного подхода к решению экологических проблем.
Задачи:
прививать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе;
пробудить интерес к лесу и его обитателям;
развивать умение видеть красоту окружающего мира;
познакомить с правилами поведения в лесу;
вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу;
учить работать в группе и видеть, что твой успех зависит от успешной работы коллектива.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Чему сегодня посвящен наш классный час, вы узнаете, отгадав загадку.
Он зелёный и густой, Он высокий и большой: То-еловый, то-дубовый, То-осиново-сосновый. У него полно плодов, Ягод, шишек и грибов, И протоптанной тропинкой, По нему идут с корзинкой…(Лес)
Так, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Правильно, о лесе. Тема нашего классного часа «Лес – наше богатство»
Есть у меня зеленый друг, Хороший друг, веселый. Он нам протянет сотни рук И тысячи ладошек.
Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес. Более миллиарда гектаров занимают наши лесные массивы. Это почти четвёртая часть всех лесов планеты, а хвойных пород и того больше – около 60% всех мировых запасов.
Леса называют «зелёными лёгкими» нашей планеты. В лесу легко дышится – ведь растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Крона дерева – своеобразный фильтр. Она задерживает пыль, копоть, грязь. Учеными доказано, что зелёные насаждения уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, вредных газов – в 2 раза, значительно снижают шум, регулируют температуру атмосферного воздуха, уровень грунтовых вод, защищают от ветра.
Ребята, вы любите гулять в лесу? (Ответ детей
Входишь в лес – и как-будто открываешь невидимую дверь, перед которой оставляешь всю житейскую суету: неудачи, неприятности, зло, раздражение, обиды. Входишь в лес, как в храм, и уже на пороге ты видишь. Жизнь и смотришь на нее другими глазами. Лес наполняет душу радостью, легкой печалью, умиротворением – и ты очищаешься. Что вы видите в лесу? (Деревья, кустарники, травы, цветы.) Как можно назвать одним словом? (Растения)
Игровая ситуация «Узнай дерево»
Я загадаю вам загадки, отгадав их, вы узнаете, какие деревья мы можем встретить в лесу.
1. Что же это за девица? Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель.)
2. Зелена, а не луг, Белена, а не снег, Кудрява, а не человек. (Береза.)
3. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
4. Весной зеленела, Летом загорала, Осенью надела, Красные кораллы. (Рябина.)
С загадками вы справились очень хорошо, а теперь проведем «Викторину о лесе»
– Из какого дерева делают спички? (Из осины.) – Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.) – Какое дерево цветет первым, а какое – последним? (Ольха, липа.) – У каких деревьев листья красные? (У клена и рябины.) – Из какого дерева делают пианино? (Из ели.) – Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.) – Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)
Трава от 99 болезней. (Зверобой)
Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-мачеха)
Какую траву любят кошки? (Валериана)
Растут сестрички – золотой глазок белые реснички. (Ромашка)
Какое растение называют часами? (Шиповник)
Как называется месяц, когда цветет ландыш? (Май)
А вы знаете, то из 1 дерева получается 2800 тетрадей, чтобы вырастить полноценное дерево нужно 50-80 лет. При повторной переработки бумаги сохраняется 17 деревьев. Каждую секунду с лица Земли исчезает лес размером с футбольное поле. На сегодняшний день Россия занимает первое место в мире по объемам и темпам вырубки леса. Чтобы на месте уничтоженного леса вырос новый должно пройти 80-100 лет.
21 марта во всем мире отмечается Международный день леса или Всемирный день защиты лесов. Так от кого нужно защищать лес?
Человек должен быть в лесу не хозяином, а гостем, приходить сюда с добром и не мешать лесным жителям.
Я сейчас вам прочитаю рассказ Василия Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», вам нужно ответить на вопрос соблюдают ли девочки законы природы?
Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку. — Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. — Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. — Стыдно… перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
Почему стало стыдно перед соловушкой?
Мы приходим в лес в гости, надо хорошо знать, как себя вести себя в гостях, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?
Не оставлять мусор в лесу, не ломать ветки и деревья, не разорять птичьи гнезда и муравейники, не разжигать костры, беречь лес от пожара, не рвать цветы.
А сейчас поиграем в игру “Можно-нельзя”, я узнаю все ли знают правила поведения в лесу. (дети отвечают хором).
Ломать деревья и ветки (нельзя)
Сажать больше деревьев (можно)
Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
Ходить только по тропинкам (можно)
Рвать большие букеты цветов (нельзя)
Любоваться ими (можно)
Оставлять мусор в лесу (нельзя)
Собрать мусор в яму и закопать (можно)
Разжигать костры в лесу (нельзя)
Беречь лес от пожара (можно)
В лесу шуметь (нельзя)
В природе нет ничего лишнего, в ней все взаимосвязано. Говорят « лес кормит, лечит, укрывает и согревает». Как вы это понимаете?
Лес – это наше богатство! Лес – защитник человека. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых. Лес – помощник земледельца. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Не забывайте, что от каждого человека, а значит и от вас лично, зависит состояние окружающей нас среды. Будет шуметь зеленый лес, или он опустеет, во многом зависит от того, насколько правильно мы ведем себя в природе, как бережем ее. Берегите лес! Это наше с вами богатство!
Песня «Берегите лес»
Ребята, я хочу предложить вам разработать плакаты на тему «Лес – наше богатство». Пусть они будут яркими, трогательными, душевными, призывающими любить и беречь лес!