kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План – конспект внеурочного занятия «Композиции в стиле икебана на тему: «В лесу родилась елочка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План – конспект

внеурочного занятия

«Композиции в стиле икебана на тему:        «В лесу родилась елочка»

Цель: создать настроение ожидания зимнего праздника, воздействовать на эстетическое восприятие зимнего пейзажа, познакомить с новогодними аранжировками,с японским флористическим искусством икебана, изучить примерную

технологию создания традиционных и современных композиций в стиле икебана, вызвать у детей положительный эмоциональный отклик по сохранению живой ели, учить понимать отрицательные последствия бессмысленной массовой вырубки хвойных деревьев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План – конспект внеурочного занятия «Композиции в стиле икебана на тему: «В лесу родилась елочка»»

План – конспект

внеурочного занятия

«Композиции в стиле икебана на тему: «В лесу родилась елочка»

Цель: создать настроение ожидания зимнего праздника, воздействовать на эстетическое восприятие зимнего пейзажа, познакомить с новогодними аранжировками,с японским флористическим искусством икебана, изучить примерную

технологию создания традиционных и современных композиций в стиле икебана, вызвать у детей положительный эмоциональный отклик по сохранению живой ели, учить понимать отрицательные последствия бессмысленной массовой вырубки хвойных деревьев.


Задачи: - вовлекать детей в активную природоохранную деятельность; воспитывать бережное отношение к природе; изготовить из веточек елки композицию своими руками;

расширять эстетические представления о мире природы на примерах художественных изделий народных мастеров;
изучить особенности и алгоритм создания композиций в определенных стилях японского искусства аранжировки цветов;

закрепить полученные знания на практике;
развивать умение соотносить природный материал (еловый лапник) с новогодними игрушками, украшениями, угощениями для детей «сладкий стол» и другими аксессуарами; -развивать истимулировать художественные способности и творческие наклонности учащихся к изучению культуры и традиции народов мира.
Занятие по типу: - комбинированное, по виду: - коллективное и индивидуальное.
Форма проведения: лекция-беседа с элементами игры, мастер-класс, практическая работа.
Методы: словесный, объяснительно – иллюстративный, наглядно - демонстрационный, практический.

Оборудование: ноутбук. Инструменты и материалы: ножницы, нож – резак, плоскогубцы, вязальная проволока, плетеная корзина для композиции и емкость для воды, природный материал:(сосновые шишки, еловый лапник небольших размеров), скатерть, салфетка, ваза для конфет или блюдца, фрукты, конфеты, новогодние игрушки, мишура на проволоке, декоративные материалы для оформления(дождик, снежинки).

Методический и дидактический материалы: схемы построения икебаны - (из книги «Цветочная аранжировка » авторы Т.М.Клевенская, В.П.Панкратов), фотоматериалы (композиции из природного и декоративного материала стиле икебана), цветочные аранжировки (из интернета).


Список использованных источников:

1.Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», И:«Вако», 2005 г., 240 стр.

2«Цветочная аранжировка » авторы: Т.М.Клевенская, В.П.Панкратов), М.1988 г.



План занятия

1.Проверка организации рабочих мест.

2.Беседа.

- Почему мы принесли в класс новогодние игрушки, корзину с баночкой и вазой?

Определениетемы, цели, задач.
3. Вступительное слово. Разговор о приближающихся праздниках, их традициях и сохранности природы, об искусстве икебана с элементами творческой игры,

демонстрация примеров.
4. Изучение нового материала.
5. Организация творческой и практической работы детей.
6. Самоанализ созданных композиций.
7. Любование аранжировкой новогодних композиций.
8.Итог занятия. Уборка кабинета.

Ход занятия.
1. Организационные моменты.
Приветствие. Проверка присутствующих. Техника безопасности.
2. Определение темы, цели, задач. Как вы думаете почему мы принесли в класс новогодние игрушки, корзину с баночкой и вазой… ?

3.Вступительная беседа

Каждый раз новогодние праздники приходят к нам с весельем около елки, которую привезли из ее «родного дома» - из леса. Взрослые и дети суетятся, украшая ее. Дети охотно учат стихи, разучивают танцы, готовят интересные сценки, игры, поют всем известную песенку «В лесу родилась елочка». В новогодний день устраивают утренники с карнавалами, на который все приходят в нарядных костюмах. Ведь не зря существует пословица: «Как Новый год встретишь, так его и проведешь».

Да, ель - главное украшение, но очень недолговечное. Но каждый год после новогодних праздников мы наблюдаем весьма неприятную картину – люди выбрасывают на улицу елочки, которые недавно украшали их дома и радовали ребятишек своей красотой. А это очень грустная картина! Чтобы вырастить елку или сосну потребуется много труда, хлопот и не один год. Необходимо не менее 10 лет, а чтобы срубить живое дерево, потребуется всего лишь несколько минут!Невозможно сосчитать, сколько стволов хвойных пород деревьев срубают в канун Нового года и после праздниковникому не нужными оказываются на улице, на свалках. А ведь могли бы еще много лет расти, радовать всех, служить домами для птиц и зверей. Много добрасосны и ели делает людям! Они очищают воздух, которым мы дышим, их используют в медицине, строительстве, их плодами питаются животные и птицы. Природу надо беречь и охранять! А вы все знаете песенку «В лесу родилась елочка)?

- (ответы детей).

А я нашла в интернете эту песенку на новый лад.

В лесу родилась елочка.

И пусть в лесу растет.

Никто её не срубит,

Домой не унесет.

Пушистый зайка серенький

Под ёлочкой живет,

Лисичка с серым волком

Его там не найдет.

А летом к этой ёлочке

Мы в гости в лес пойдем –

Грибочки с земляникою

Под елочкой найдем.

В лесу родилась елочка

И пусть в лесу растёт,

И браконьер в машине

Её не увезет.

Так что же тогда получается? Дома не будет елочки и не будет запаха ели и праздничного настроения? Нет! Ребята, все в наших руках и всегда можно найти более выгодное решение, как для природы, так и человека. Природа поделится своим лапником (веточками). Нижние веточки со временем опадут и будут не нужны дереву, а мы, когда они еще зеленые с хвоей, ими и украсим наш новогодний праздник. Как это сделать мы «заглянем» в историю искусств и поучимся у отечественных и зарубежных мастеров.

Итак, выбран новогодний сюжет! Мы отправляемся в путешествие с целью… КАКОЙ? … (ответы детей)

-Правильно! Приобрести знания! Для чего? (предполагаемые ответы детей)

…чтобы из веточек ели составить натюрморт, …- букет и т.д.). - А вы знаете, как называются натюрморты и букеты, основу которых составляют сухие и свежесрезанные веточки и другие предметы (аксессуары)?

(предполагаемые ответы детей) искусство….

–Искусство - одна из форм общественного сознания, в основекоторой лежитобразное отражение действительности во всей совокупности человеческих характеров, переживаний, отношенийМы же составляем, сочиняем наш букет, а это есть композиции (от латинского) –смысловая и зрительная организация целостности произведения, внутренний порядок, расположение, соотношение и связь всех частей, способствующие выявлению смысла художественного произведения. Теперь нам необходимо выбрать стиль. Стиль (от греческого …) –это художественно выраженное восприятие мира, исторического и национального своеобразия,свойственного людям данной эпохи. В узком смысле - индивидуальные художественные особенности. Нашу композицию мы выполним в стиле икебаны.

Икебана или икэбана (первоначальное написание) традиционно переводится как «цветок в сосуде»,именно так звучит перевод с японского двух слов «икэ» и «бана».Хотя традиционно это слово переводят поэтически как «воскрешение растений» или «вторая жизнь цветов». Классическая японская аранжировка берет своё начало с буддийских ритуалов и активной деятельности принцаСётоку ещё в 6 веке.

Но к середине 15 века икебана превратилась в светское искусство. Япония до сих пор очень консервативная страна в плане сохранения исторических традиций, поэтому умение создавать цветочные композиции ценится очень высоко, этому долго учатся. В чем же суть прекрасного искусства? Японцы иначе относятся к созерцанию природы, для них важна красота одного цветка или побега. В малой частице ищут космос. В одном цветке видят красоту Вселенной. Сначала в основе лежали два элемента, которые символизировали Небо и Землю, а со временем третьим элементом стал Человек.
- А теперь подумайте и скажите, не зная ещё расположения этого элемента, где человекдолжен находиться?

(предполагаемые ответы детей)— Между небом и землей. Возле земли, но под небом…
Правильно. Чуть позже мы вернемся к этому вопросу. Искусство японской аранжировки всегда изучали в школах. В каждой школе был свой стиль. Каждый год наша школа проводит праздник цветов, где вы представляете различные аранжировки в разных стилях.

Существует три вида составления композиции по определенным правилам, где линии символизируют горизонталь (траур, а иногда торжество), вертикаль (стремящаяся вверх), диагональ (восходящая или нисходящая).

(Таблица)

Различают обычно несколько основных форм цветочных композиций. Их общие очертания могут быть круглыми, полукруглыми, овальными, треугольными, s – образными, полулунными. Какую форму выбрать, нередко подсказывают сами растения, их строение, характер. Очень разнообразными могут быть композиции треугольной формы. Нередко их применяют для оформления стола президиума или банкетных залов. Подчеркнуть строгую форму помогают ветки различных растений (магнолии, дуба, иглицы, вербы, сосны, ели). Значительную роль при этом отводят дополнительным аранжировочным предметам и материалам. Также необходимо соблюдать пропорции.

Пропорция – соразмерность элементов, согласованная система частей и целого, придающая предмету гармоническую завершенность (по Шорохову «Основы композиции»). В искусстве с древних времен основой пропорциональных соотношений считается так называемое золотое сечение. Под ним понимают деление линии на неравные части, при котором меньшая часть так относится к большей части, как большая к целому. Это соотношение наиболее гармонично. В цифрах его выражают так: 2:3= 3:5; 3:5= 5:8; 5:8=8:13. В икебане применяют чаще всего соотношения 3:5=5:8.

(Таблица)

Соблюдать правильные пропорции необходимо и при составлении цветочных корзин, композиций в различных контейнерах из горшочных растений и даже бутоньерок. Правильное соотношение отдельных частей и целого, цветов, и аранжировочной зелени придает всей работе гармоничную завершенность. Это одно из основных «секретов» успеха.

(Таблица)

Цвет играет важную роль в икебане и является наиболее выразительным средством. С помощью цвета можно подчеркнуть красоту форм, линий, сделать необходимые акценты. Но один из главных законов композиции в любом виде искусства – закон контрастов. Слово «контраст» означает противопоставление. Основные варианты учебной икебаны складываются из группировки трех главных: син, соэ, хикаэ. Син - олицетворяет небо. Соэ– человека. Хикаэ – землю. Для которых приняты условные обозначения в учебных диаграммах.

Высотаи длина основных элементов зависят от размера вазы, корзины и строго пропорциональны друг другу. Форма композиции зависит и от того, откуда на нее будут смотреть. Композиция может быть одно-, двух-, трех- и четырехсторонней. Необходимым условием при этом должно быть отсутствие симметрии: с каждой новой точки она должна смотреться по- новому и интересно. Каждая композиция должна иметь «лицо», то есть быть повернута в ту сторону, откуда она лучше смотрится. Итак,изучая основные правила построения икебаны, рассматриваем схемы! Выберем схему для работы и возьмем ее за основу.

(Таблица)

Мастер-класс демонстрирую показом и сопровождаю объяснением.

Прежде чем работать по схеме, подготовим корзины или вазы (что есть в наличии). Так как у нас веточки ели свежесрезанные, увлажним губку или положим шарики, камушки и их зальем водой, чтобы новогодняя композиция простояла как можно дольше. В составлении икебаны есть направления: Нагеирэ и Морибана. Нагеирэ делается в высоких вазах. Композиционные элементы расположены непринужденно, соприкасаются с краями вазы. Композиции имеют разные формы.

Морибана создается в низких емкостях, используются все виды материала, какие есть в природе.Мастер икебаны знает, что цветы раскрывают красоту при правильной постановке. Именно сам цветок или ветка должны подсказать, где его место. Любуйтесь, говорите в душе с веточкой, успокойтесь и сосредоточьтесь. Не бойтесь улучшить растения, отсекая лишнее, но относитесь бережно к первозданной красоте природы.Соблюдайте гармонию и творите. Не забывайте, самое важное в икебане - баланс и гармония. У меня корзина низкая, поэтому за основу возьму схему Морибана. Икебана «говорит» со зрителем символическим языком. У каждого растения есть своя многоликая символика, но основана она на наших ассоциациях. Давайте попробуем постичь суть некоторых растений.

Сосна, ель - частые элементы новогодней композиций в стиле икебана. Рассуждаем. Какие они? Что для сосны и ели характерно?

-Они, всегда зеленые, не сбрасывает листья, очень долго живут,радуют зеленью зимой и летом. Сосну и ель можно назвать символами долгой жизни и даже бессмертия, вечной молодости и мудрости одновременно.

(Продолжаю подрезать лишние веточки и сообщаю технику безопасной работы с ножницами, ножом-резаком).

Чтобы наша композиция не падала, привяжем еловую веточку к ручке корзины. Отмеряем нужный нам размер проволоки и осторожно откусываем плоскогубцами и с помощью их же прикручиваем веточку к корзине так, чтобы она не была видна. Подбираем темного цвета скатерть, расстилаем и на нее кладем белую вязаную салфетку. Она придаст контраст, уют, теплую обстановку и гармонию нашей композиции. Теперь украсим елочку игрушками,еловыми шишками, дождиком и мишурой. Ароматные фрукты и конфеты положим в вазу под елочку. Они будут символизировать наш праздник! Прибежит сладкоежка и полакомится ими. С наступающим Новым Годом!

5. Практическая работа учащихся в группах.

- Дети приступаем к работе. ( учитель следит за работой учащихся.Учащиеся дружно собирают флористическуюкомпозиционную, повторяют поэтапную технологию ведения работы, стараясь работать по схемам).

6. Выставка творческие работы учащихся. Анализ созданных композиций.

- Вот и готова наша елочка! Ребята, наверное, у каждого из вас сложилось определенное мнение о нашем сегодняшнем занятии.

7.Давайте вместе полюбуемся новогодними композициями. Какой можно сделать вывод из сегодняшнего занятия?

-Мы познакомились с искусством икебана, законами построения композиций в этом стиле. Рассмотрели и проанализировали влияние восточной традиции на европейскую флористику, изучили технологию и алгоритм создания композиции.

- Видите, как вам улыбается наша елочка, она очень рада, что у неё появились новые друзья и защитники.В лесу родилась елочка.И пусть в лесу растёт!А мы возьмем у елки лапник. И «встретим» Новый Год! 8.Уборка кабинета.

























    




     

 

 

 

  

  

 

 

  

 

 

   

  


































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Клиндухова Людмила Павловна

Дата: 04.09.2020

Номер свидетельства: 556936


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства