«Внеурочная деятельность как фактор развития личности»
«Внеурочная деятельность как фактор развития личности»
Организация внеурочной деятельности. Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенка своих интересов на основе свободного выбора, постижение духовно- нравственных ценностей и культурных традиций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Внеурочная деятельность как фактор развития личности»»
С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана появляется внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали
• включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;
• использование ресурсов учреждений дополнительного образования. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
Ориентиры в организации внеурочной деятельности в экспериментальном первом классе нашей школы:
• запросы родителей, законных представителей первоклассников;
• приоритетные направления деятельности школы;
• интересы и склонности педагогов;
• рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.
Запросы родителей - ориентация на работу во внеурочное время по укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. Педагоги школы рассмотрели целесообразность введения образовательных программ, аргументировали необходимость библиотечного часа и занятий в клубах. Рассмотрели ожидаемые результаты внеурочной деятельности, которые прописаны в стандарте. Выявлялись оптимальные условия внедрения стандартов, применение современных технологий.
Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют реализовать учебный план 1 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме 10 часов в неделю..
Её организация во многом зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей, поэтому в нашей школе внеурочная деятельность учащихся 1-х классов строится следующим образом.
1. Спортивно-оздоровительное направление (2 часа в неделю) реализуется через работу кружка «Спортландия». Программный материал сгруппирован по подвижным, народным и спортивным играм. Подбор игр связан с возрастными особенностями школьников, их физической подготовленностью, психическим развитием, игровым опытом. Занятия проводят учителя начальных классов.
2. Растим патриотов (2 часа в неделю) осуществляется через работу кружка «Истоки». Занятия проводит преподаватель православной культуры. Учителем используются следующие формы работы: беседы, конкуры рисунков, экскурсии, встречи со служителями церкви. На занятиях преподаватель предоставляется детям возможность почувствовать целостность картины мира и культуры родного края. Большинство занятий (занятия-путешествия, занятия-исследования и пр.) проходит в виде сказок с игровым действием. Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению восприятия материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность.
3. Социальная работа (1 час в неделю) – кружок «Школа, я, моя семья». Работа кружка строится на инициативном участии ребенка в социальных акциях, организованных учителем, через КТД (коллективно-творческое дело), ролевые игры, социально-моделирующие игры.
4. Проектная деятельность (1 час в неделю) - кружок «Увлекательное путешествие по стране Информатики». Ставя перед школьниками познавательные и практические задачи, воору¬жая их средствами решения этих задач, учитель готовит детей к жизни в современном информационном обществе.
5. Художественно – эстетическое направление – музыкальные кружки, театральная студия (2 часа) – кружок «Домисолька». Знакомство с музыкальными произведениями, концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы- всё это осуществляется преподавателем музыки.
Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.
Работа школы в условиях продлённого дня позволяет использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого упорядочена жизнь и деятельность обучающихся как в урочное, так и во внеурочное время. Режим работы школы составлен с учетом продолжительности пребывания ребенка в школе с 8.15 до 18.15. Работа школы регламентируется единым расписанием учебных занятий, работы клубов и кружков. При составлении режима дня учитываются гигиенические требования:
• организация горячего питания;
• обязательное пребывание учащихся на воздухе;
• активный отдых при смене занятий (динамические паузы, спортивные часы).
Мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материально-технической базы, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.