Просмотр содержимого документа
«Внеклассные занятия как средство развития навыков сотрудничества со сверстниками у младших школьников»
Внеклассные занятия как средство развития навыков сотрудничества со сверстниками у младших школьников
К.И.Яковлева
специальность 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
В условиях динамично меняющегося современного общества, человек должен обладать качествами, которые позволили бы ему быстро ориентироваться и приспосабливаться к изменениям, уметь быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего, в плане общения.
Коммуникативная компетентность в общении становятся ключевым фактором успеха в любой сфере жизнедеятельности человека. Отсутствие элементарных навыков общения и сотрудничества способно привести к множеству конфликтов в любом коллективе при совместной деятельности: в семье, школе, на рабочем месте [4:1].
В начальной школе у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль не только в учебной работе, но и в осуществлении взаимодействия и сотрудничества со всеми участниками учебного процесса. Поскольку дети младшего школьного возраста отличаются своей общительностью, часто не имеющей избирательного характера, для педагогов начальной школы становится актуальным вопрос формирования у выпускников начальной школы правильной модели сотрудничества с окружающими [1:1]. Значительная роль в этом процессе отводится формированию навыков сотрудничества со сверстниками, так как именно характер взаимоотношений ребёнка со сверстниками во многом определяет всю социальную ситуацию развития, а наиболее подходящим инструментом реализации способна выступить правильно смоделированная система внеклассных мероприятий.
С первых дней обучения в школе начинается процесс формирования отношения ребёнка к школе и своему образованию, вырабатываются основы социального поведения, строятся взаимоотношения с педагогами и, в первую очередь, со сверстниками.
Младший школьный возраст, в плане социального развития требует более глубокого изучения. Между тем в исследованиях отмечено, что младший школьный возраст представляет собой достаточно специфическую ступень детского развития. Особого внимания заслуживает изучение динамики развития отношений сотрудничества детей со сверстниками на протяжении всего младшего школьного возраста [2:1].
В школьной ситуации развития ребёнок начинает учитывать, согласовывать и координировать не только свою деятельность, но и действия партнёра по учебному взаимодействию. В то же время, направленность на сверстника проявляется ситуативно и неустойчиво, что требует особого внимания педагога при проектировании учебного процесса с точки зрения привития навыков сотрудничества на начальном этапе обучения в школе с целью формирования класса как единой учебной общности.
По мнению Н. Б. Крыловой, культурология образования способна не только спроектировать образовательную деятельность, но и спрогнозировать её основной результат - готовность ребёнка к саморазвитию через внедрение идеи организации всех уровней образования на основе внеклассных занятий ребёнка [3:1].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования отмечает значимость работы, направленной на развитие навыков сотрудничества и ориентирует педагогов на создание оптимальных условий для обогащения внеклассных занятий каждого ребёнка с учётом его индивидуальности.
Вместе с тем, с утверждением Государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы» [6:1], вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [5:1] и началом реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования нового поколения, большое значение в образовании стали уделять становлению системы оценки качества образования, в которой одним из главных требований обозначено формирование коммуникативных умений и навыков сотрудничества, взаимодействия обучающихся в процессе освоения образовательных программ.
Отношения сотрудничества определяются не на основе детских отношений, а по пространственным и временным признакам. Отношения детского сотрудничества на инновационной основе в основном отсутствуют, даже при позитивной организации детской деятельности. Их развитию препятствуют отрицательные эмоции мотивы избегания взаимодействия, соперничество на негативной основе.
В трудах многочисленных последователей Л. С. Выготского проблема сотрудничества и его роли в социализации детей в процессе развития получили наибольшее теоретико-методологическое и практическое обоснование. Так, В. В. Давыдов стал основоположником отечественной психолого-педагогической теории обучения и воспитания. В.В. Давыдов за основу своей теории считал высказывание Л.С. Выготского о том, что «всеобщими формами психического развития детей выступают их обучение и воспитание, в которых выражается сотрудничество взрослых и детей, направленное на присвоение ими богатств материальной и духовной культуры, выработанных человечеством» [7:2].
Продолжая мысли Выготского, А.А. Леонтьев писал: «Если главным двигателем развития ребенка является «социальная ситуация развития», т.е. свойственная данному умственному возрасту система взаимоотношений с другими школьниками и взрослыми, то не следует ли сам процесс обучения превратить в коллективную (по форме, а не только по существу) деятельность? Ответ здесь совершенно определенный: да, следует. И не только обучение, но и воспитание» [8:2].
Для процесса освоения детьми материальной и духовной культуры свойственно формирование навыков, образующих базисную основу для формирования целостной картины поведения ребёнка и определяющих его отношение к окружающей действительности: к своей деятельности и к деятельности окружающих на конкретном этапе возрастного развития. Эти отношения составляют сущность социальных ситуаций развития и их необходимо специально и своевременно выстраивать. В этих условиях, основной психологической задачей для педагогов становится проектирование условий возникновения и развития навыков сотрудничества со сверстниками, соответствующих возрасту детей [9:2].
Поскольку урочная деятельность больше направлена на усвоение предметных универсальных действий, то наибольшую эффективность в развитии навыков сотрудничества со сверстниками имеют внеклассные занятия. В связи с этим возникает необходимость в детальном раскрытии понятий по теме исследования: «навык», «сотрудничество» и «внеклассные занятия».
На основе определений, представленных в педагогическом словаре, установлено, что навык – «сформировавшийся при многократных повторениях (упражнениях, тренировках) автоматизированный (т. е. осуществляемый без непосредственного участия сознания) компонент деятельности. Навык и умение соотносятся как часть и целое: навыки – это специфические (автоматизированные) компоненты умения. Различают навыки сенсорные, двигательные и умственные. Любая деятельность человека всегда осуществляется сознательно. Но отдельные операции, входящие в ее состав, в результате многократных повторений в процессе упражнения, тренировки перестают нуждаться в сознательном контроле. Сознание в этом случае направлено лишь на общее руководство деятельностью. При возникновении каких-либо затруднений в осуществлении операций сознание снова начинает контролировать их. Навыки возникают и закрепляются в результате того, что успешные действия, операции, движения, постепенно отбираются и «закрепляются» [10:2].
Краткое трактование данного понятия даёт Н. В. Ладыженская: навык – «такой способ действия, который, протекая первоначально как самостоятельный, развёрнутый и сознательный, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности» [11:2].
В педагогике под термином «сотрудничество» принято понимать совместную деятельность ученика с учителем и другими учениками. Сотрудничество неразрывно связано с понятиями «взаимодействие» и «общение», т.к. включает в себя и взаимодействие, и общение [12:2].
В начальной школе у детей чаще всего проявляется эгоцентрическая позиция в отношении окружающих: ребёнок «зациклен» на себе, сфера его интересов ограничивается его «собственным Я», а сверстники рассматриваются им только как партнеры по игре.
Если для предшкольной ситуации развития ребёнка характерна потребность в общении с ровесником как собеседником, то в школьной ситуации ребёнок начинает учитывать, согласовывать и координировать действия партнёра. В то же время, направленность на сверстника у младшего школьника проявляется ситуативно и неустойчиво: младший школьник критически относится как к себе, так и к сверстникам (обращается к другому ребёнку, приводит доводы, высказывает своё мнение, критикует и выслушивает критику в свой адрес, добивается согласования мнений). Младший школьник уже способен усматривать противоречие между привычным способом действия и условиями новой задачи совместной деятельности, а также выстраивать отношения друг с другом, направленные на разрешение этого противоречия. Зарождается позиционная общность – класс как учебная общность [13:3].
Недостаточное внимание педагога к проблемам общения между детьми может привести к возникновению случаев негативного проявления общения в группе: агрессия при взаимодействии и изолированность отдельных учащихся от остальной группы. Неудовлетворенность в общении со сверстниками неблагополучно сказываются на всех сферах жизни ребёнка: от поведения до успеваемости, что способно подтолкнуть его на совершение различных противоправных поступков.
Нередко в случаях неблагоприятного социального положения младшего школьника в группе сверстников требуется вмешательство социального педагога и школьного психолога.
Таким образом, решение проблемы формирования навыков сотрудничества младших школьников со сверстниками не может обойтись без комплексного подхода к ситуации, включающего поэтапные и целенаправленные действия педагога при поддержке других школьных специалистов.
Технология сотрудничества младших школьников со сверстниками предполагает два вида взаимодействия:
– работа в парах, в которой дети осваивают один из видов сотрудничества: действия по правилу (разделение материала по какому-либо признаку) или по роли (разделение функций);
- это деятельность в группах, совместно действующих детей.
И в том, и в другом случае, дети должны понять, что успешность выполнения заданий зависит от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы [14:3].
Одной из инновационных форм организации деятельности, обучающихся на всех ступенях образования в неурочной деятельности, являются внеклассные занятия.
По определению педагогического словаря общепринятых определений, внеклассные занятия – «это события, мероприятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них» [15:3].
По мнению Н. Б. Крыловой, внеклассные занятия - обычные для ребёнка, повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с экзистенциальным содержанием его сосуществования с другими людьми [16:3].
И. В. Буняшин же определяет внеклассные занятия как специально организуемые внеурочные занятия, способствующие углублению знаний, развитию умений и навыков, удовлетворению интересов и способностей в совокупности с обеспечением разумного отдыха учащихся [3:3].
В современной педагогике термин «внеклассное занятие» тождественен понятию «внеурочная деятельность», введённому в обиход Федеральными образовательными стандартами второго поколения, в которой педагог имеет большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов проведения занятия, чем при проведении урока [17:3].
Для внеклассных занятий характерно самостоятельное, активное и разноаспектное осуществление каждым ребёнком новых для него видов деятельности и способов его апробации в разных формах организации, базирующихся на личностных интересах, способностях и индивидуальных потребностях.
Основополагающей задачей образования в начальной школе через введение внеклассных занятий становится помощь ребёнку в усвоении общечеловеческого опыта, который из «внешнего» со временем должен преобразоваться во «внутренний». Присвоение общечеловеческого социокультурного опыта в дальнейшем способствует преобразованию природных способностей младшего школьника до возможности «второго рождения» через самоактуализацию, открытие своего «Я», саморефлексию и выбор собственного пути в жизни [18:4].
Отсутствие у детей необходимых навыков сотрудничества со сверстниками приводит к тому, что их общение становится конфликтным, причём, чаще всего, конфликты эти они разрешать самостоятельно не способны.
Научить детей наладить общение, развить навыки сотрудничества и взаимодействия со сверстниками – одна из существенных задач, стоящих перед педагогом начальной школы, решение которой необходимо осуществлять с максимальной интенсивностью сразу после поступления детей в школу и закреплять на протяжении всего обучения в начальной школе, чтобы к моменту поступления детей в среднюю школу, где уже детей будет обучать не один педагог, у учащихся сформировались устойчивые навыки осуществления сотрудничества
Накопление и расширение опыта внеклассных занятий позволяет детям действовать активно, уверенно, свободно, уметь обосновывать свой выбор, высказывать личное мнение, оценивать ситуацию, осмысливать свои поступки и действия сверстников. Разные виды деятельности в внеклассных занятиях способны быстро сменять друг друга и свободно интегрироваться детьми в разных вариантах и сочетаниях, подчас весьма неожиданных для взрослых [19:4].
Объединение детей по интересам в пары, малые и большие группы способствуют стихийному накоплению и обогащению внеклассных занятий, ведь внеклассные занятия – способ формирования опыта дружбы, сотрудничества, взаимопомощи, сопереживания, эмпатии и заботы. Так раскрываются истоки «скрытого» нравственного воспитания, эмоционально-волевого развития и освоения «фонового» знания у младших школьников во время сотрудничества со сверстниками [20:4].
Внеклассные занятия – интегративная категория, которая соединяет воедино различные освоенные ребёнком культурные нормы и правила, способы действий, принятые в данном обществе образцы деятельности и поведения с личностными результатами и достижениями, а также опыт их презентации в форме портфолио, устного речевого представления, самооценки, проекта, выставки и т. д..
Основу внеклассных занятий ребенка создают культурные умения, в свою очередь относящиеся, по трактованию ФГОС, к универсальным учебным действиям. Эти умения, по мысли Н.Б. Крыловой, формируются уже в период дошкольного детства, затем достраиваются в начальной школе и не перестают совершенствоваться в течение всей жизни человека [17:4].
В настоящее время развитию навыков сотрудничества со сверстниками у младших школьников уделяется достаточно пристальное внимание. Учителя различных школ делятся своим практическим опытом по данной проблеме, представляют методические разработки конструктов занятий с детьми, сценарии внеклассных воспитательных мероприятий и т.п.
Таким образом, организация внеурочной деятельности детей в начальной школе всегда была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми, помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Развитие у младших школьников навыков сотрудничества возможно только при создании условий, обеспечивающих организацию процесса взаимодействия младших школьников. Эти условия должны соответствовать возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.
Библиографический список
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / под ред.Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. – 189 с.
2. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. — 159 с.
3. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2004. - 134 с.
4. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников» М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 294 с.
5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016 «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, №53 (ч. 1), ст. 7598.
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295
7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
8. Лихачев Д. С. Русская культура / под ред. Л.Р. Мариупольская. М.: Искусство, 2000. – 440 с.
9. Ивошина Т. Г. Психологические основания построения развивающей образовательной среды младших школьников // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского. 2011. № 24
10. Назарова Н. М. Специальная педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; под ред. Н.М.Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 400 с.
11. Лихачёв Б. Т. Педагогика: курс лекций. М.: Владос, 2010. – 647 с.
12. Ляудис В.Я. Электронная библиотека психолога [Электронный ресурс]. URL:http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-044.htm
13. Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М., 2002. - 272 с.
14. Щавелев С. П. «Чудо» как культурная практика // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. №4.
15. Назарова Н. М. Специальная педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; под ред. Н.М.Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 400 с.
16. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника // Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994. – 289 с.
17. Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике //Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. – 289 с.
18. Скокова Л. Г. Современные исследования культурных практик в контексте социальной и культурной стратификации // Социологический альманах. 2014. № 5.
19. Щербакова Е. В. Современные культурные практики: образовательный и развивающий концепт музейного пространства // Педагогика и психология образования. 2014. №3.
20. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1995. – 207с.
Заявка на публикацию тезисов в сборник тезисов по итогам СНПК 2019
ФИО студента (ки)
Яковлева Ксения Игоревна
Название образовательной организации
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области