Стимулирование познавательного интереса учащихся
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.
В государственном образовательном стандарте по иностранному языку (ИЯ) предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной компетенции в говорении, аудировании, письме, и продвинутой коммуникативной компетенции в чтении. В учебном процессе формирование и развитие иноязычных навыков и умений осуществляется во взаимосвязи во всех видах речевой деятельности. Обучающиеся должны овладеть продуктивными навыками и умениями, способностью варьировать и комбинировать изученный языковой материал в речи при решении конкретных коммуникативных задач в стандартных ситуациях общения.
Уровень сформированности коммуникативной компетенции в говорении зависит от качества овладения его лексической и грамматической сторонами, а точнее разнообразными действиями с языковым материалом, приводящими к формированию умений и навыков, начиная от простейших до выработки прочных автоматизмов и сложных творческих умений. Одним из путей повышения уровня продуктивного владения иноязычной речью является использование на уроках ИЯ информационных технологий.
Мультимедийные средства нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся. Они позволяют перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносят акцент на формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и её источников.
Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильно произношение и обучить беглому говорению.
Интерактивные программы и игры помогают создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету. Итак, назовем наиболее часто используемые учителями элементы ИКТ в учебном процессе:
- тренажеры и программы тестирования;
- интерактивные доски;
- электронные энциклопедии и справочники;
- образовательные ресурсы Интернета;
- видео и аудиотехника;
- интерактивные конференции и конкурсы;
- научно-исследовательские работы и проекты.
Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара:
новости, страноведческий материал, зарубежную литературу т.д.
На уроках иностранного языка Интернет помогает решить целый ряд дидактических задач: сформировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.
Хотелось бы остановиться на наиболее часто используемых Интернет – ресурсах на наших уроках иностранных языков:
http://www. Puzzle-English.com
http://www. oup.com/elt/globa
http://www. InternetUrok.ru
http://www. english-film.ucoz.ru
http://www. eng5.ru
Учащиеся разных уровней обучения могут найти на сайте дополнительные задания к изучаемым модулям. Одной из многих функций сайта является размещение писем и творческих работ школьников, а следовательно, создается возможность для интерактивной деятельности детей на АЯ вне урока. Учащиеся имеют возможность не только слышать любимых персонажей, но и наблюдать за ними, что повышает их интерес к изучаемому материалу.
Кроме информационно-коммуникационных технологии в своей работе можно использовать и другие современные технологии обучения, такие как:
- метод проектов
- игровые методы обучения
- технология сотрудничества
- метод языкового портфеля.
Данные современные технологии нам хорошо известны.
Наиболее подробно хотелось бы остановить на внеклассной работе.
Современное коммуникативно-ориентированное обучение готовит учащихся к использованию языка в реальной жизни. Внеклассная работа также способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. Одним из способов формирования устной речи является применение ролевых игр и театральных постановок.
Театральная постановка создаёт прекрасные условия для овладения языком, помогает усвоению языка в любом возрасте, но в младшем возрасте она особенно продуктивна. Игра раскрепощает ребёнка, стимулирует его фантазию, развивает память, внимание, эрудицию, дисциплину, делает ребёнка более активным, приучает его к коллективным формам работы в группе, классе, пробуждает любознательность. Появляется реальная возможность на этом этапе выявить у детей способность в освоении иностранного языка.
Одна из важнейших задач – воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению языка. А интерес возникает в том случае, если есть мотив учения и на уроке или внеклассных занятиях создана ситуация успеха.
С целью развития интереса к изучению иностранного языка, ежегодна в наших школах проводится неделя иностранного языка. Во время недели английского языка учителя показывают открытые уроки и мероприятия, проводят игры и конкурсы для учащихся. Такие как конкурс на лучший стихотворный перевод для учащихся 5 - 9 классов. Для учащихся начальных классов конкурсы рисунков и поделок. Учащиеся могут показать интересные театрализованные представления.
В заключении хочется сказать, что использование современных технологий обучения иностранным языкам позволит нам стабильно добиваться высоких результатов в обучении иностранным языкам, в урочной и внеурочной деятельности.