Визуальные методы организации учебного материала на уроках в начальной школе
Визуальные методы организации учебного материала на уроках в начальной школе
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала.
На основании многочисленных исследований (Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова и др.) установлено, что младший школьный возраст является наиболее сензитивным для развития визуального мышления.
Поскольку данный период в силу гибкости и пластичности психических процессов наиболее благоприятен для развития чувственной сферы человека, для установления взаимосвязи между практикой чувственного опыта, поступающего на основе зрительного восприятия (мир ребенку представлен в большей мере зрительными образами) и понятийными способами познания мира. ВМ помогает перевести знание, приобретаемое детьми посредством наблюдения, в разряд личностно-ориентированных, сделать информацию личностной принадлежностью человека.
К показателям развития визуального мышления младших школьников мною были отнесены:
способность выполнения заданий на зрительно-моторную координацию: зрительно-двигательные навыки, зрительно-пространственные функции, объем внимания и кратковременной зрительной памяти;
способность выполнения заданий на основные мыслительные операции: планирование и ориентация, кратковременная и оперативная память, внимание к деталям, классификация, анализ и обобщение, переключение и распределение внимания;
способность выполнения заданий на воображение: вербальная фантазия, образная беглость и гибкость, оригинальность образов и оперирование ими.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Визуальные методы организации учебного материала на уроках в начальной школе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
г. Минеральные Воды
Обобщение опыта работы по теме самообразования
Визуальные методы организации учебного материала на уроках
в начальной школе
учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 7
г. Минеральные Воды
Прутян Виктории Маисовны
Минеральные Воды
2015 год
Моя цель – дать ученикам ШАНС развить свои способности
Визуальные методы организации учебного материала на уроках
в начальной школе
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала.
На основании многочисленных исследований (Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова и др.) установлено, что младший школьный возраст является наиболее сензитивным для развития визуального мышления. Поскольку данный период в силу гибкости и пластичности психических процессов наиболее благоприятен для развития чувственной сферы человека, для установления взаимосвязи между практикой чувственного опыта, поступающего на основе зрительного восприятия (мир ребенку представлен в большей мере зрительными образами) и понятийными способами познания мира. ВМ помогает перевести знание, приобретаемое детьми посредством наблюдения, в разряд личностно-ориентированных, сделать информацию личностной принадлежностью человека.
К показателям развития визуального мышления младших школьников мною были отнесены:
способность выполнения заданий на зрительно-моторную координацию: зрительно-двигательные навыки, зрительно-пространственные функции, объем внимания и кратковременной зрительной памяти;
способность выполнения заданий на основные мыслительные операции: планирование и ориентация, кратковременная и оперативная память, внимание к деталям, классификация, анализ и обобщение, переключение и распределение внимания;
способность выполнения заданий на воображение: вербальная фантазия, образная беглость и гибкость, оригинальность образов и оперирование ими.
Задачи работы над темой
Формирование нового стиля мышления
Развитие базовых качеств личности
Стимулирование самостоятельной творческой деятельности
Создание банка эффективных методов визуального мышления
Концептуальные положения
Концептуальной основой моей педагогической деятельности по теме являются общепедагогические технологии развития критического и визуального мышления, школа творчества Игоря Павловича Волкова, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Сауловича Альтшуллера.
По определению известного психолога В. П. Зинченко «Визуальное мышление- это человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определённую смысловую нагрузку и делающих знание видимым».
Каждый учитель использует на уроках наглядный материал - формулы и чертежи на доске, рисунки и схемы на экране, плакаты и таблицы, модели и образцы. Первая цель учителя состоит в том, чтобы ученик смотрел на предъявляемые ему зрительные образцы. Этой цели достичь легко. Вторая цель состоит в том, чтобы ученик смотрел и видел то, что заложено в этих образах.
Для того чтобы сделать «живое созерцание» действенным, ученик должен научиться анализу визуальной информации. Прежде всего, должно произойти осознание общей структуры предложенного изображения (это может быть формула, чертёж, график, схема). При этом ученик стремиться распознать некоторую эталонную, стандартную ситуацию, мысленно ответить на вопрос «на что», т. е. на применение каких знаний, какого правила нацелена поставленная перед ним задача.
Работу организовала по трем этапам
Подготовительный этап – разработка основных направлений деятельности участников (учителя, родителей, педагогов дополнительного образования, учащихся), выявление и учет индивидуальных творческих способностей.
Основной (деятельностный)- организация учебного материала на основе визуального мышления
Создание учебных предметных моделей (переход от реалистичного изображения к абстрактных схемам, рисункам)
Разработка творческих проектов
Участие в творческих конкурсах и олимпиадах
Создание базы творческих работ учащихся.
Заключительный – сравнительный качественный анализ развития умений и навыков младшего школьника, создание банка наиболее эффективных приемов и методов технологии визуального мышления, оценивание результатов творчества.
Для того чтобы выявить уровни развития различных сфер своих учеников, на подготовительном этапе я провела исследование способностей детей на основе авторской методики Д.Р. Ганчуковой, педагога дополнительного образования Новосибирской области. Все задания были направлены на исследования уровня развития графомоторных навыков детей, пространственного восприятия и эмоциональной отзывчивости детей.
Работы отслеживала по следующим критериям:
1. Развитие пространственных представлений:
ориентация на листе (верх - низ, лево - право), в пространстве (близко - далеко), соотношение и наличие частей, деталей;
2. Развитие восприятия цвета, формы:
3. Соотношение изображения эталонному образцу:
4. Развитие графомоторных навыков:
сила, амплитуда, скорость и ритмичность движений;
5. Развитие творческих возможностей:
Как ребенок проявляет творческую инициативу, оригинальность, выразительность, готовность к принятию ответственности, настойчивость и изобретательность в достижении цели;
На основании полученных данных я сделала вывод о развитии тех или иных изобразительных умений ребенка, его склонности к изобразительной деятельности в целом.
Приведу примеры наиболее интересных и удачных приемов. У учащихся начальных классов преобладает наглядно-образное мышление. Младшие школьники мыслят образами, визуальными образами. Проще говоря, картинками. При этом, чем более эмоционально этот образ окрашен, тем сильнее он остается в памяти ребенка. Технология развития визуального мышления располагает огромным арсеналом приемов и стратегий, которые можно использовать на разных этапах урока.
Так во втором классе на уроке русского языка при изучении нового материала «Тема и основная мысль текста» мы с ребятами создавали учебную предметную модель для понятия «текст».
Первый технологический этап – индивидуальное создание гипотезы. Учитель предлагает ребус. Дети отгадывают слово «игрушки». Называют, какие игрушки изображены.
Далее в процессе актуализации знаний учащиеся вспоминают, чтобы назвать предметы, признаки, действия, нам нужны… слова. Чтобы выразить свою мысль или чувство, мы строим…предложение, что высказывания, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль - это текст.
На втором этапе – работа в парах идет определение: какая из игрушек больше подойдет на роль предметной модели любого текста? Почему? А на третьем этапе – афиширование – учащиеся доказывают, почему выбрали ту или иную игрушку.
Приходим к выводу, что на роль предметной модели текста подходит пирамида. Рассматриваем, какие части есть у игрушки? (Кольца, стержень, колпачок). В течение урока узнаем, какие понятия являются стержнем текста. Рефлексия (на частях пирамиды подписываются новые термины и их определения)
Технологические этапы
Действия учителя
Действия учеников
Самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы)
-Догадайтесь, что нарисовано на обратной стороне карточки с ребусом?
к
И
Называют слово игрушки
-Рассмотрите картинки игрушек
Рассматривают рисунки мяча, кубиков и детской пирамидки
Подготовительный этап:
Чтобы назвать предметы, признаки, действия, нам нужны… слова.
Чтобы выразить свою мысль или чувство, мы строим…предложение.
Каким научным словом называют высказывания, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль? Текст
-Определите, какая из игрушек больше подойдет на роль предметной модели любого текста? Почему?
Работа в парах (или в группах)
- Какую игрушку и почему выбираете на роль условной предметной модели текста?
Обсуждение и выбор игрушки
Афиширование
- К какому выбору пришли?
Выступления
На уроках литературного чтения и русского языка часто использую прием «Выглядит, как… Звучит, как…». Этот прием работает хорошо на смысловой стадии, направлен на присвоение «понятий, терминов», учит детей словесному рисованию. Кроме того, составленные на основе этого приема изографы помогают запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами. Ребята очень любят придумывать ассоциации и фиксировать их в виде схемы или рисунка.
Для того, чтобы повысить познавательный интерес, я предлагаю учащимся на уроках карточки для индивидуальной работы, выполненные на разных геометрических фигурах разных цветов (основываясь на ранее проведенных опросах), используя предметные картинки. Так оказалось, что больше всего детям нравятся зеленый, красный, желтый цвета. Эти элементарные визуальные предпочтения помогают ученику положительно настроится на предлагаемую работу.
Самым важным этапом визуального анализа на уроках математики является этап мысленного составления плана работы. Ученик должен определить порядок дальнейших действий, постараться в уме свернуть некоторые из хорошо знакомых ему операций, осуществить прогонку вариантов. Очень полезно обсуждать вслух, не производя вычислений.
Таким образом, формируя последовательно этапы «живого созерцания» учебной математической информации, я не только использую природные свойства зрительного аппарата учащегося, но и формирую некоторые специальные особенности, которые у талантливых детей образуются зачастую непроизвольно, спонтанно. Образно можно сказать, что развиваемая мною методика призвана трансформировать визуальное мышление в продуктивное мышление.
Идеальной информационной наглядностью является кластер. Это содержательная насыщенность. Схема может содержать теоретический материал большого раздела, соединяя сведения из разных тем. Её можно многократно использовать при прохождении программы. Было бы неверным абсолютизировать роль визуального мышления при обучении математике. Но можно целенаправленно использовать зрение в развитии мыслительных способностей учащихся, сделать зрительные образы не вспомогательным, а одним из основных методических средств.
Большое внимание отвожу творческой «писательской» деятельности детей, которая отражает их способность мыслить словесно-художественными образами. Причем свои произведения ребята представляют в виде комбинированной работы – мини-проекты: книжки-малышки, иллюстрированные журналы, «Живая азбука», «Жили-были цифры». Несколько человек из класса регулярно знакомят нас со своим литературным творчеством: сказки, рассказы, загадки собственного сочинения. Наглядный пример выполненных работ стимулирует и других учащихся класса. Они хотят участвовать в творческих заданиях, стараются отличится.
ВМ начинается с процесса анализа художественного образа, опирающегося на личный опыт воспринимающего. Это помогает, например, провести диагностику адаптации первоклассников, выявить их мотивацию. С помощью методики «Что мне нравится в школе» в 1 классе я определяла особенности познавательной, мотивационной сфер, характеризующие процесс школьной адаптации ребенка к школе. Выполненные учащимися рисунки позволили выделить ребят, у которых сформирована учебная мотивация, выявить негативное отношение к процессу обучения, определить приоритеты в предметной деятельности.
В арсенале технологии визуального мышления, также как и во многих других общепедагогических технологиях, есть так называемая «система погружения». Например, изучение блока «Устное народное творчество» я провожу параллельно по всем предметам, т.е. «погружаю» в мир фольклора: на литературном чтении мы знакомимся с жанрами устного народного творчества, находим мотивы для народных промыслов, которые затем воплощаем на уроках изобразительной деятельности, трудового обучения. Выполненные поделки (например, матрешки) мы используем на уроках математики в качестве раздаточного материала при решении и составлении задач. Знание истоков устного творчества помогает на уроках русского языка понимать смысл пословиц и поговорок, писать их более грамотно. Дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты создаваемого образа: словесное, изобразительное и цветовое решение, материал, назначение.
Работая над развитием творческих способностей на основе визуального мышления, я разработала программу дополнительного образования детей «Палитра детства», основная цель которой развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства, техникой модульного оригами и элементарными приемами техники квилинга, как художественного способа конструирования из бумаги. Программа прошла рецензирование СКИПКРО в 2011 году, включена в сборник Программ дополнительного образования детей. Работы учащихся, посещающих кружок участвуют в различных конкурсах, в оформлении начальной школы.
Без взаимодействия с родительской общественностью система работы была бы неполной. Для вовлечения родителей в процесс обучения провожу тематические родительские собрания, индивидуальные консультации, привлекаю к созданию необходимых декораций, наглядности, портфолио учащихся. Родители с удовольствием участвуют в жизни класса, выполняют с ребятами совместные проекты, оказывают помощь в работе отряда «Агенты 01», созданного на базе класса. Традицией класса стала встреча с родителями – представителями разных профессий (в гостях уже побывали детский библиотекарь, врач, сотрудник ГИБДД). Наглядный пример – лучшее средство обучения и воспитания.
Оценивание результатов происходит постоянно: похвала за любую инициативу, публикация работы (несколько учеников являются участниками интернет проекта для одаренных детей «Алые паруса»), выставка работ, награждение грамотами, дипломами, заполнение Творческой тетради каждым учеником. Идея взята из системы И.П. Волкова, который разработал творческие книжки школьника. Моя творческая тетрадь – это документ, в котором отмечаются все самостоятельные работы, выполненные сверх учебной программы. Например, участие в выставках и конкурсах, сообщения, музыкальные выступления. По окончании определенного периода тетрадь заверяется классным руководителем или другими лицами.
Формирование ВМ у младших школьников происходит неравномерно. Данные свидетельствуют о том, что наиболее чувствительными критериями к формирующим воздействиям оказались: образная полнота, аргументированность, образная гибкость.
Более длительным и сложным оказывается процесс формирования такого структурного компонента, как создание визуальных образов, характеризуемый такими категориями, как образная креативность и разработанность художественного образа, а также вербализация художественных образов - целостность и вариативность. Я считаю, что это может быть связано с рядом обстоятельств: возрастными особенностями учащихся, сложностью самих категорий. Названные структурные компоненты ВМ, интенсивно формируясь в младшем школьном возрасте, не заканчивают своего становления в данный возрастной период.
Работа над организацией учебной деятельности на основе визуальных методов продолжается, так как сферы применения визуального мышления очень разнообразны.
Если возникла учебная проблема и нужно найти лучший способ решения
Если вы хотите, чтобы дети создавали новые идеи
Если вы хотите, чтобы они более эффективно делились своими мыслями с другими детьми
Если вы хотите сделать обучение чему-либо более интересным и быстрым
Тогда визуальное мышление – это для вас. Как говорится: «Картинка стоит тысячи слов!»
Модель развития визуального мышления школьников на уроках
Визуальное мышление
Визуально-действенное
Визуально-образное
Содержательный компонент
Деятельностный компонент
Мотивационный компонент
к р и т е р и и
Оптимальный объем знаний теории по предметам;знание основных приемов деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся
Зрительно-моторная координация
Основные мыслительные операции
Воображение и фантазия
Управление мотивацией проектной деятельности; проектирование и создание визуальных образов учебных моделей, способствующих положительному эмоциональному настрою школьников, внутренней рефлексии
Организация визуализации материала (схемы, графики, модели, рисунки, таблицы)
Рассмотреть, воспринять и мысленно преобразо-
вать визуальный образ
Добавить элементы, придать необычные свойства, придумать свое решение
п о к а з а т е л и
Знать основные понятия по предметам; знать приемы работы с различными источниками и материалами
-зрительная память;
- восприятие и воспроизведение по памяти;
- координация движений
- концентрирование, переключение и распределение внимания;
- анализ и синтез;
- построение логический связей;
- наблюдательность, свобода ориентации
Активность и раскованность мышления;
Свобода оперирования образами
-положительная мотивация;
- положительный эмоциональный настрой;
- активность деятельности;
- внутренняя рефлексия
Организация учебного материала на основе методов визуального мышления