Просмотр содержимого документа
«Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»
Виды словарной работы на уроках русского языка
Уже с первого класса, ребёнку предстоит усвоить, что именно владение словом во всём его многообразии делает путешествие в страну знаний по-настоящему увлекательным и захватывающим. Но этот путь не лёгкий, так как существуют такие слова, которые нельзя проверить — их нужно запомнить! Это словарные слова.
Словарная работа имеет различные цели и содержание, она может быть направлена:
На ознакомление учащихся с лексическим значением новых слов, словосочетаний.
На усвоение грамматических форм, образование которых вызывает затруднение.
С целью обучения учащихся орфоэпическому произношению слов и , прежде всего, соблюдению нормативного ударения.
Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами.
Чтобы словарно-орфографическая работа была успешной необходимы следующие условия:
- Четко планировать слова для изучения.
-Тренировочные упражнения, должны опираться на слухоартикуляционное, зрительное и двигательное восприятие.
- Работа с орфографическим словарем должна быть систематической.
- Осуществлять постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов.
Сделать процесс усвоения трудных слов эффективным задача сложная и требует от учителя большой подготовки.
На своих уроках я использую различные виды словарной работы:
Находим этимиологическое значение слова.
Праздник образовано от древнерусского слова «празий», то есть «порожний», пустой, незанятый, свободный. Отсюда праздник- «свободный день»
Включаю трудные слова в кроссворды, ребусы, игры: «Расшифруйсловарное слово» ,«Кто больше придумает словарных слов из букв»)
3. К словарным словам подбираем ассоциативные образы.
Яблоко- ( -Какую форму имеет яблоко? - Какую букву напоминает?)
4. Использую пословицы, поговорки, фразеологизмы.
5. К словарным словам подбираем синонимы и антонимы.
- Выборочная работа со словарём: выпишите по три слова разных частей речи.
- Работа с крылатыми выражениями
- Подбор однокоренные слов разных частей речи.
Например: адрес (адресный, адресок, адресовать; ветер ( ветерок, ветреный, обветрить).
8.Синтаксические упражнения
В процессе синтаксических упражнений тоже работаю со словарными словами, включая их в задания.
- Предлагаю ребятам со словарными словами составить предложения, различные по цели высказывания.
предложения со словосочетаниями.
Ведущее место в тренировочных упражнений по орфографии занимают различные виды диктантов:
9. Буквенные диктанты
Такой диктант очень быстро проверяется. Учащиеся записывают слова не полностью, а только букву, порядковый номер которой я называю. Например, Вдруг, стОлица, клаСс, счасТливый, кОмпот, Кремль.( Восток)
10.Слоговой диктант.
Такой вид диктанта удобен при проведении работы по каллиграфии или совместном определении темы (проблемы) урока. Следует записать первый (второй, третий; предшествующий или последующий) слог: ВАгон, ВОскресенье, ВЕтер, ВЧЕра.
Диктую только словарные слова: гороХ, ХорошО, ОсинА, АвтобуС, СобакА, Антенна
13. Выборочный диктант.
Учитель предлагает детям либо картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:
1) записать в первый столбик слова — названия животных, во второй — слова — названия растений;
2) записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е, во второй — слова, в написании которых надо запомнить гласную о, в третий — слова, в написании которых надо запомнить гласную а (комбайн, берег, магазин, впереди, космонавт...);
3) выписать только слова из «Словаря»:
Урожай, урожай! Наше лето провожай! Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор! На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор! Пробежишься огородом — съешь морковку мимоходом. (Е.Трутнева.)
14.Картинный диктант.
учитель показывает картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его;
учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения;
учитель показывает картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения.
15.Диктант по памяти:
записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор);
записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е.
Небольшие словарные диктанты на каждом уроке будут способствовать уменьшению ошибок, что создаст ситуацию успеха, такую важную для ребёнка на старте школьной жизни.
Список литературы:
Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. – М., 1989
Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1993
Лободина Н.В. Русский язык 1-4 классы: словарно-орфографическая работа. -Волгоград: «Учитель», 2008.-168с.
В. М. Кузнецов «Учимся работать со словарными словами», Аквариум, 2003г.
Наталия Сычева «Словарные слова», Аст Москва, 2015 г.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
["file_id"] => string(6) "115628"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412054441"
}
}