kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарная работа на уроках русского языка включает в себя различные виды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

Виды словарной работы на уроках русского языка

Уже с первого класса, ребёнку предстоит усвоить, что именно владение словом во всём его многообразии делает путешествие в страну знаний по-настоящему увлекательным и захватывающим. Но этот путь не лёгкий, так как существуют такие слова, которые нельзя проверить — их нужно запомнить! Это словарные слова.

Словарная работа имеет различные цели и содержание, она может быть направлена:

  1. На ознакомление учащихся с лексическим значением новых слов, словосочетаний.

  2. На усвоение грамматических форм, образование которых вызывает затруднение.

  3. С целью обучения учащихся орфоэпическому произношению слов и , прежде всего, соблюдению нормативного ударения.

  4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

 

Чтобы словарно-орфографическая работа была успешной необходимы следующие условия:

- Четко планировать слова для изучения.

-Тренировочные упражнения, должны опираться на слухоартикуляционное, зрительное и двигательное восприятие.

- Работа с орфографическим словарем должна быть систематической.

- Осуществлять постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов.

Сделать процесс усвоения трудных слов эффективным задача сложная и требует от учителя большой подготовки.

На своих уроках я использую различные виды словарной работы:

  1. Находим этимиологическое значение слова.

Праздник образовано от древнерусского слова «празий», то есть «порожний», пустой, незанятый, свободный. Отсюда праздник- «свободный день»

  1. Включаю трудные слова в кроссворды, ребусы, игры: «Расшифруйсловарное слово» ,«Кто больше придумает словарных слов из букв»)

3К словарным словам подбираем ассоциативные образы.

Яблоко- ( -Какую форму имеет яблоко? - Какую букву напоминает?)

4. Использую пословицы, поговорки, фразеологизмы.

5К словарным словам подбираем синонимы и антонимы.

а)Узор - рисунок, школьник- ученик. б) Жара- холод, медленно- быстро.

 

6.Словообразовательные упражнения.

- Подбор однокоренных слов.

- Подбор словарных слов к схемам

7.Морфологические упражнения.

- Выборочная работа со словарём: выпишите по три слова разных частей речи.

- Работа с крылатыми выражениями

- Подбор однокоренные слов разных частей речи.

Например: адрес (адресный, адресок, адресовать; ветер ( ветерок, ветреный, обветрить).

8.Синтаксические упражнения

В процессе синтаксических упражнений тоже работаю со словарными словами, включая их в задания.

- Предлагаю ребятам со словарными словами составить предложения, различные по цели высказывания.

  • предложения со словосочетаниями.

Ведущее место в тренировочных упражнений по орфографии занимают различные виды диктантов:

9. Буквенные диктанты

Такой диктант очень быстро проверяется. Учащиеся записывают слова не полностью, а только букву, порядковый номер которой я называю. Например, Вдруг, стОлица, клаСс, счасТливый, кОмпот, Кремль.( Восток)

10.Слоговой диктант.

Такой вид диктанта удобен при проведении работы по каллиграфии или совместном определении темы (проблемы) урока. Следует записать первый (второй, третий; предшествующий или последующий) слог: ВАгон, ВОскресенье, ВЕтер, ВЧЕра.

11. Словарные диктанты с дополнением.

Дополнить словарные слова собственными именами существительными: Наталья Васильевна — учитель, учительница; Жучка — собака; Зорька— корова;

12.Диктант «цепочка»

Диктую только словарные слова: гороХ, ХорошО, ОсинА, АвтобуС, СобакА, Антенна

13. Выборочный диктант.

Учитель предлагает детям либо картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:

1) записать в первый столбик слова — названия животных, во второй — слова — названия растений;

2) записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е, во второй — слова, в написании которых надо запомнить гласную о, в третий — слова, в написании которых надо запомнить гласную а (комбайн, берег, магазин, впереди, космонавт...);

3) выписать только слова из «Словаря»:

Урожай, урожай! Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха!
Огурцы как на подбор!
На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!
Пробежишься огородом — съешь морковку мимоходом. (Е.Трутнева.)



14.Картинный диктант.

  • учитель показывает картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его;

  • учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения;

  • учитель показывает картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения.

15. Диктант по памяти:

  • записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор);

  • записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е.



Небольшие словарные диктанты на каждом уроке будут способствовать уменьшению ошибок, что создаст ситуацию успеха, такую важную для ребёнка на старте школьной жизни.

Список литературы:

  1. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. – М., 1989

  2. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1993

  3. Лободина Н.В. Русский язык 1-4 классы: словарно-орфографическая работа. -Волгоград: «Учитель», 2008.-168с.

  4. В. М. Кузнецов «Учимся работать со словарными словами», Аквариум, 2003г.

  5. Наталия Сычева «Словарные слова», Аст Москва, 2015 г.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Автор: Бабкина Галина Витальевна

Дата: 27.05.2025

Номер свидетельства: 670666

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(89) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-v-protsiessie-obuchieniia-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "188505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426688849"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Роль словарной работы в формировании навыков грамотного письма"
    ["seo_title"] => string(63) "rol-slovarnoi-raboty-v-formirovanii-navykov-ghramotnogho-pis-ma"
    ["file_id"] => string(6) "276514"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452753360"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Игра на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(33) "ighra-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "190371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427139448"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка  на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
    ["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
    ["file_id"] => string(6) "115628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412054441"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства