kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В помощь классному руководителю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительские собрания для начальной школы. Предоставлены материалы для родительских собраний в начальной школе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В помощь классному руководителю.»

В помощь классному руководителю:

сборник материалов

к родительским собраниям




В помощь классному руководителю


ВТОРОКЛАССНИКИ

(материал для проведения родительского собрания

во 2 классе в начале учебного года)


ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ

Во второй класс дети приходят уже «бывалыми». школьниками. Период адаптации к системати­ческому обучению, к новым обя­занностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закон­чен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.

Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколь­ко успешным был для них пер­вый год обучения: «Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе»; «В том году у меня не все хорошо получалось. Писал плохо. Теперь еще не знаю, как смогу».

Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей вто­роклассников.

Самооценка отражает знание человека о себе и его отношение к себе. Она складывается с уче­том результатов собственной де­ятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьни­ка лежат его собственные успехи в учении, а также положитель­ное отношение к нему со сторо­ны близких взрослых.

Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структу­рированной, чем у первоклассни­ков, и вместе с тем более целост­ной.

Это связано с включением ре­бенка в процесс систематического обучения. «В школе ребенок вы­ступает объектом перманентных социально-нормированных оценок, что побуждает его к активному поиску путей соответствия этим оценкам. Эта ситуация «повора­чивает» ребенка на себя, форми­рует потребность в самооценке, вооружает способами оценивания и критериями оценок, учит соиз­мерять с ними собственные по­ступки. Все это способствует ста­новлению у ребенка внутренней оценочной позиции, развитию от­ношения к собственной личности как особому объекту познания» (А.В. Захарова, 1998).

Самооценка второклассников в учебной деятельности существен­но отличается от таковой у пер­воклассников. Большинству пер­воклассников свойственна высо­кая самооценка.

Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной дея­тельности резко снижается. По­зднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».

Снижение самооценки у вто­роклассников связано с повыше­нием критичности школьников к себе, их возрастающей способно­стью ориентироваться на качество результатов своей учебной рабо­ты. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.

Осложняющим фактором явля­ется и то, что критерии, по кото­рым оцениваются результаты уче­ния, для детей недостаточно ясны и во многом неопределенны.


ОЦЕНКА И ОТМЕТКА

Оценка не тождественна отмет­ке. Оценка — это процесс оце­нивания; отметка — результат этого процесса, его условно-фор­мальное отражение в баллах.

Процесс оценивания должен быть представлен в форме раз­вернутого суждения, в котором учитель (или другой взрослый) сначала разъясняет положитель­ные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает нали­чие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечает ста­рания школьника и только затем, как вывод из сказанного, назы­вает заслуженную отметку.

Как правило, в школьной прак­тике учителя ограничиваются лишь объявлением отметки, не давая развернутых комментари­ев к ней. И поэтому содержа­тельная связь между результатом собственной учебной работы и полученной за нее отметкой ос­тается скрытой для маленького школьника. Он не всегда пони­мает, почему вчера получил «пятерку», а сегодня — «тройку».

Родители также редко разъяс­няют школьнику связь между отметкой и качеством выполне­ния учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе, и в большинстве случаев согласны с учителем.

Без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значе­ние, превращается в школьного идола, о котором писал В.А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком по­является идол — отметка. Для одного ребенка он добрый, снис­ходительный, для другого — жесткий, безжалостный, неумо­лимый... Ребенок старается удовлетворить или — на худой ко­нец — обмануть идола и посте­пенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки» (В А. Сухомлинский, 1969).

К сожалению, родители воль­но или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в за­висимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быс­трее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятерки получаю».

Психолог Ш.А. Амонашвили составил очень меткие соци­альные портреты отметок, их на­звания говорят сами за себя: тор­жествующая «пятерка», обнаде­живающая «четверка», равнодуш­ная «тройка», угнетающая «двой­ка», уничтожающая «единица».

Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особен­но если эти отметки не соответ­ствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование аде­кватной положительной само­оценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию инте­реса к учению.

Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолю­бие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успеш­ность ребенка в учении определя­ется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их спо­собность оказать ему реальную помощь в учебе.

ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ

Одним из важнейших условий успешности домашней учебной работы младших школьников является сотрудничество ребенка с родителями, чаще всего — с ма­терью. Однако нередко подоб­ное сотрудничество оказывается недостаточно продуктивным не только в плане усвоения ребен­ком учебного материала, но и с точки зрения развития личности школьника.

Причины неэффективности обучающих воздействий матери могут быть разными. Одна из них, не самая очевидная для ро­дителей, но нередко встречающа­яся, — несовпадение стилей по­знания ребенка и матери.

Многим родителям хорошо зна­комо ощущение беспомощности, охватывающее их после много­кратного и, как выясняется, без­результатного объяснения ребен­ку нового или сложного матери­ала. Взрослым трудно предста­вить себе, почему ребенок искренне не может понять то, что им самим кажется таким простым и ясным. Как ребенку, так и взрослому бывает нелегко уловить чужую логику рассуждения, встроить новое знание в уже сложившуюся картину мира, увидеть обсуждаемую проблему с точки зрения собеседника. Такое несовпадение стилей познавательной деятельности получило название когнитивный (познавательный) диссонанс.

Специальные психологические исследования (Э.М. Сагилян, 1999) показывают, что рассогласование когнитивных стилей младшего школьника и его матери непосредственно влияет на успешность их совместной учеб­ной работы.

Назовем важнейшие параметры, по которым могут совпадать (или не совпадать) когнитивные стили матери и ребенка.

  • направленность в изучении материала: от общих закономер­ностей к конкретным примерам или, наоборот, движение от фраг­ментов к целому, от элементов к системе;

  • умение связывать вновь изучаемый материал с уже име­ющимися знаниями;

  • форма восприятия материа­ла: абстрактная, опирающаяся на общие схемы и формулы, или конкретная, сопровождающаяся наглядными иллюстрациями (либо опорой на собственный жизнен­ный опыт ребенка);

  • умение самостоятельно кон­тролировать выполнение домаш­них заданий, давать оценку ка­честву своей работы;

  • наличие (или отсутствие) склонности к конкретным учеб­ным предметам;

  • эмоциональная насыщен­ность общения матери и ребенка в процессе выполнения домаш­них заданий.

Когнитивный конфликт может иметь место, если для ребенка характерно обобщенное, глобаль­ное восприятие проблемы, а для матери — внимание к деталям и частностям.

К аналогичным результатам может привести стремление школьника к восприятию и пере­работке материала в направлении от общего к частному, тогда как мать, в силу своих познаватель­ных особенностей, предпочитает объяснять ребенку материал, опи­раясь на конкретные примеры.

К когнитивному конфликту может привести преобладание у ребенка аналитического, рассу­дочного склада ума, а у матери — повышенной эмоциональности, стремления сопровождать объяснения конкретными несущественными отвлечениями. Позна­вательный конфликт такого рода нередко перерастает в межлич­ностный.

Если ребенок склонен оцени­вать, сделанную им работу в це­лом, а мать имеет обыкновение обращать внимание на отдельные, порой незначительные недочеты, то их совместная учебная работа также будет малоэффективной.

Следствием возникающего ког­нитивного конфликта между по­знавательными стратегиями ма­тери и ребенка может стать фор­мирование отрицательного отно­шения последнего к выполняемой дома учебной работе. Совмест­ное с матерью выполнение домашних заданий начинает ослож­няться устойчивыми конфликтны­ми отношениями между ребенком и взрослым. Регулярность, еже­дневная повторяемость таких отношений может привести к воз­никновению у ребенка так назы­ваемого «смыслового барьера», в результате чего он становится менее восприимчив к педагоги­ческим и воспитательным воздей­ствиям данного взрослого.

Понимание взрослым особен­ностей когнитивного стиля ребен­ка, а также осознание собствен­ной познавательной деятельности могут существенно повысить эф­фективность домашней учебной работы младшего школьника.


По материалам газеты «Школьный психолог», № 8-2002


В помощь классному руководителю


ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ

(материал для проведения родительского собрания

в 3классе в начале учебного года)


Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учи­теля отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.

Это во многом связано с теми значитель­ными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические иссле­дования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями.

Новые возможности мышления становят­ся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: воспри­ятия, внимания, памяти. Известный дет­ский психолог Д. Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьни­ков: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

Активно развивается и способность ре­бенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.

Эти изменения в интеллектуальном раз­витии третьеклассников должны быть ак­тивно использованы в развивающей рабо­те с детьми. В беседе с родителями пси­хологу важно подчеркнуть, что именно они могут оказать существенную помощь в про­ведении такой работы, направленной на реализацию значительных потенциальных возможностей детей этого возраста.


РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими ус­пешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успева­ющие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания.

Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обу­чения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, ус­пешность усвоения русского языка связа­на с распределением внимания, а обуче­ние чтению — с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свой­ства внимания, можно повысить успева­емость школьников по разным учебным предметам.

Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко — в 2,1 раза — увеличивает­ся на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключе­ние и устойчивость, можно и нужно у ре­бенка тренировать.

Психолог может предложить родителям комплекс игр, заданий и упражнений, направленных на развитие внимания: разно­образные варианты корректурных заданий, «перепутанные линии», поиск скрытых фигур и многое другое.


РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Наиболее распространенный прием за­поминания у младших школьников — многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже


в начальной школе дети начинают испы­тывать потребность в качественно иных способах работы.

Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких спосо­бов и стратегий запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемо­го материала. Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют спе­циальных усилий по своему формированию.

Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказыва­ние Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью».

В качестве мыслительных приемов запо­минания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.

Целесообразно продемонстрировать детям и различные мнемотехнические приемы, а также раскрыть возможности пись­менной речи как средства запоминания.

Для того чтобы помочь заинтересован­ным родителям правильно организовать развивающую работу с детьми, психолог может не только рекомендовать необходимую литературу, но и провести обучающие занятия для самих родителей.


РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано. Например, прежде чем использовать прием классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овла­деть классификацией как самостоятельным умственным действием.

Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внима­ние необходимо уделить обучению элемен­там логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравне­нию, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простей­шие определения.

Направляя усилия на развитие мышле­ния детей, родители должны учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте.

Несмотря на интенсивное развитие вер­бального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет отно­сится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным со­вершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского во­ображения.


КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ

Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.

Д. Дидро

К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуаль­ному занятию.

Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще всего вызывает осо­бое беспокойство учителей и родителей.

Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чте­ния. Чтение, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуж­дается в систематических, ежедневных до­машних упражнениях.

Формирование навыка чтения тесно свя­зано с общим речевым развитием ребен­ка, поэтому, в случае явных затруднений, следует обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду.

Специалисты, занимающиеся проблема­ми детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значе­ние имеет эмоциональное состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональ­ную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.

Между тем многие третьеклассники вла­деют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самосто­ятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или ком­пьютера.

Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с кни­гой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли ро­дители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?

Как правило, читать любят дети чита­ющих родителей.




По материалам газеты «Школьный психолог», № 9-2002



В помощь классному руководителю


ВРЕМЯ КРИЗИСА: переход из начальной школы в среднюю.

(материал к родительскому собранию в 4 классе)

Некоторые родители, неудовлетворён­ные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие на­дежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти роди­тельские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни».

СОВПАДЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ

Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоя­тельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опи­рается на базу навыков и знаний, полу­ченных в начальной школе.

Переход учащихся из начальной шко­лы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние на­блюдения педагогов и школьных психо­логов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Уча­щимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Часто внешние изменения совпадают по времени с началом филологических из­менений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в на­чальной школе вдруг в пятом классе на­чинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учив­шийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.

Можно ли избежать серьезных про­блем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все фак­торы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

ПРИВЫЧКА К КОНТРОЛЮ

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, кото­рый контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулиро­вать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес аль­бом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была запи­сана в дневник и доведена до их сведе­ния.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они долж­ны самостоятельно переходить из каби­нета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятель­но решать вопросы с учителями. Опоз­дать на урок, забыть какую-нибудь учеб­ную принадлежность, не сделать зада­ние — все это становится более серьез­ным проступком, чем в начальной школе.

С классным руководителем пятикласс­ники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожале­нию, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.

Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.

Некоторые дети в силу своих психологических особенносте5й не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все пута­ют и забывают, не могут сосредоточить­ся на учебе. Другие дети настолько при­выкли к постоянному контролю со сторо­ны взрослых, что неспособны самостоя­тельно организовать собственную школь­ную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.

НА ПЕРВОМ МЕСТЕ - ФОРМА

С одной стороны, при переходе в сред­нюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в рас­писании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обуче­ния посвящены повторению пройденного в начальной школе.

Он продолжает приходить в то же вре­мя в то же здание, ему задают домашние задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки.

Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто — и в разных кабинетах. В расписании по­явились названия незнакомых предметов (ботаника, физика, история). И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель.

Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необ­ходимо время, чтобы привыкнуть и на­учиться вести себя в соответствии с тре­бованиями.

Следует помнить, что и учитель дол­жен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, кото­рые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками — взрослыми, само­стоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их но­вые подопечные нуждаются в дополни­тельном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это, время и может наблюдаться, некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.

НАЧАТЬ СНАЧАЛА

Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позво­ляет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы.

Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс и для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому.

Именно в пятом классе школьник полу­чает возможность начать свою учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником.

Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только способствовал повышению качества обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной ориентации.

Вот пример из жизни десятиклассни­цы Маши, выбравшей для себя гуманитарное направление.

Маша в начальной школе считалась сла­бой ученицей, часто получала тройки и двойки. Свою учительницу побаивалась, с од­ноклассниками отношения у нее не лади­лись. В общем, в школу ходить не любила.

Начальную школу она закончила с тройками по русскому языку, математике и «натянутой» четверкой по чтению. На первом же уроке литературы в пятом классе Маша что-то отвечала новой учительнице, и в конце урока та похвалила девочку и поставила ей в дневник пятерку за урок. Маша была изумлена — она получила пятерку, как ей казалось, ни за что. Не­знакомая учительница выделила ее.

Наверное, именно с этого дня урок ли­тературы стал любимым для Маши, она стала больше читать, с нетерпением ждала уроков литературы. И хотя с русским языком у Маши по-прежнему были про­блемы, ей стало гораздо интереснее учиться, и из троечницы Маша превратилась в хорошистку.

Именно возможность для ребенка на­чать учебную жизнь сначала и является ключевым положительным моментом пе­рехода в среднюю школу. Но сделать это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и родителей.

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успе­ваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста.

Физиологические изменения

Переход в среднюю школу может со­впасть с началом физиологических изме­нений в организме ребенка. Ребенок на­чинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих яв­лений являются рассеянность, ослабле­ние памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.
Неуверенность в себе

Сформировавшись однажды, неуверен­ность в себе, в своих способностях «пе­реходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не реша­ется пробовать.

Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий.

Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки.

Помочь ребенку преодолеть эти труд­ности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобрав­шись в их причинах.

Личные проблемы

Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными пробле­мами ребенка: поссорился с другом, влю­бился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста – психолога.

Отсутствие способностей

Скорее речь идет об отсутствии у ре­бенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.

Отсутствие интереса

Очень частое явление — ребенок пло­хо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоян­ные неудачи, плохие отношения с учите­лем или сверстниками, личные пробле­мы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в шко­ле, может пригодиться ему в жизни.

Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие при­менения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчи­тать, сколько денег понадобится на по­купку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.

Разгадывание кроссвордов требует на­личия определенных знаний на уровне школьной программы (географии, исто­рии, литературы). Можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.

Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.

Когда кто-то из родных или знакомых собирается в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчи­тывать, какие традиции надо будет соблюдать.

Собственный огород или даже цветы на подоконнике — хороший практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян поче­му-то выросли розовые).

А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость знания физических законов.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Если вас что-то беспокоит в пове­дении ребенка, постарайтесь как мож­но скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.

Если в семье произошли какие-то со­бытия, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в дол­гую командировку кого-то из родите­лей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семей­ной жизни часто объясняются внезап­ные перемены в поведении детей.

Проявляйте интерес к школьным де­лам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.

Помогите ребенку выучить имена но­вых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.

Посоветуйте ребенку в затрудни­тельных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.

Не следует сразу ослаблять конт­роль за учебной деятельностью ребен­ка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, делать часть домашних заданий на продленке.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

По материалам газеты «Школьный психолог», №40-2003




















В помощь классному руководителю РЕЖИМ ДНЯ – ОСНОВА УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(материал к родительскому собранию в 1-х классе)

Педагогам нередко приходится наблюдать, что некоторым ребятам на уроке крайне трудно сосредоточить внима­ние на том, что происходит в классе. Такое впечатление, что ребенок бо­лен — к тому же он жалуется на го­ловную боль, слабость, у него появляет­ся желание спать. Иногда выясняется, что ребенок действительно нездоров, но в очень многих случаях причина в ином: он не придерживается режи­ма дня, у него нет определенных часов для приготовления уроков, ему не хватает времени для прогулок, спать он ложится поздно, потому что засиживается у телевизора. Каждое от­дельное отступление от режима кажется невинным но, накапливаясь изо дня в день, последствия таких отступ­лений начинают сказываться все силь­нее. Что нужно теперь такому ребен­ку? Скажем сразу: он не нуждается ни в каком лечении. Хороший отдых, а затем неукоснительное выполнение распорядка дня избавят маленького школьника от головных болей, вялос­ти, постоянного чувства усталости. Он снова будет внимательным, усидчивым и хорошо успевающим.

Правильно организовать режим дня школьника – это:

  • обеспечить ему достаточный по про­должительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;

  • предусмотреть регулярный прием пищи;

  • установить определенное время приготовления уроков;

  • выделить время для отдыха на от­крытом воздухе, творческой деятель­ности, свободных занятий и помощи семье.

Конечно, трудно приучить ребенка следовать всем пунктам режима; но если проявить настойчивость, ему будет все легче и легче это делать — начинает играть свою роль привычка, и ребенок поймет, что режим помогает жить.

Потребность детей в сне тем боль­ше, чем младше ребенок. С возрас­том продолжительность сна уменьша­ется, а время бодрствования соот­ветственно увеличивается. Вместе с тем в самом времени бодрствова­ния — в связи с повышением работо­способности — нарастает удельный вес занятий в школе, домашних учебных занятий, «дополнительных» внешколь­ных занятий.

Школьники должны вставать в 7 ч утра (независимо от того, в какую смену они занимаются). Следующие 50 мин уходят на утреннюю зарядку, обтирание, туалет и завтрак. Затем ребята, занимающиеся в первую сме­ну, отправляются в школу. Предположим на дорогу 30 минут. Тем, кто учится во вторую смену, надо приняться за учеб­ные дела в то же время, когда на­чинаются уроки у первой смены; у них в первой половине дня будет еще время для занятий творческой дея­тельностью по собственному выбору, для подвижных игр на открытом воз­духе, прежде чем идти в школу.

После учебных занятий в школе учащиеся первой смены обедают и отдыхают: играют на открытом воз­духе в подвижные игры, а затем вы­полняют уроки. Начинать выполнение заданий необходимо не позднее 16 ч. Откладывать это на более позднее время никак нельзя — об­щая работоспособность к вечеру силь­но упадет; о быстром и качественном приготовлении уроков говорить не придется. И сразу же после прихода из школы готовить уроки тоже нецелесообразно — отдых не­обходим, причем отдых достаточно длительный, полноценный.

Вот почему перерыв между школь­ными и домашними занятиями дол­жен составлять 3—3,5 ч. Большую часть этого времени ребенку необходимо провести на открытом воздухе.

Для первоклассников, второклас­сников (и более старших детей с ослабленным здоровьем) желателен дневной сон: час-полтора при откры­той форточке, который хорошо вос­станавливает работоспособность.

После домашних учебных занятий ребенку обязательно надо поиграть на открытом воздухе час-полтора. Еще раз подчеркнем значение двигатель­ной активности. Дети, которые мало двигаются, отстают в развитии, часто имеют избыточный вес, плохо сопротивляются инфекциям, не могут быстро приспосабливаться к смене температу­ры воздуха и атмосферного давления; поэтому часто и длительно болеют, вынуждены пропускать занятия в шко­ле, отстают от товарищей.

Нельзя признать разумным запре­щение детям прогулок и игр на воз­духе в наказание за какие-либо про­ступки. Неправильно также отменять дневные прогулки, добавляя время, которое ушло бы на них, к вечерним прогулкам, после того как приготовлены уро­ки, — в это время уже нет целебных, биологически активных ультрафиоле­товых лучей.

Прогулки и игры детей на воздухе именно днем, а не вечером (так же как и гигиенически полноценная осве­щенность рабочего места) важны для профилактики расстройств зрения. Многие гигиенисты и офтальмологи считают, что близорукость развива­ется у школьников как следствие накапливающейся изо дня в день свето­вой и ультрафиолетовой недостаточ­ности.

Общее время пребывания ребенка на свежем воздухе — до 4 ч в день. (Сюда входит и время, затрачиваемое на дорогу в школу и обратно.) Вся­кий лишний час, проведенный на воз­духе, очень ценен для здоровья школь­ников, особенно ослабленных и пере­несших различные заболевания.

В режиме дня школьников необхо­димо предусмотреть время, которое

Используется ими в соответствии с их собственными наклонностями и интересами. Ребенок должен быть уверен, что у него всегда найдутся часы и для чтения любимых книг, и для конструирования и рисования, и для занятий спортом и для того, чтобы посмотреть телепередачу.

Все эти свободные занятия также должны быть гигиенически правильно организованы. Особый контроль следует установить за просмотром телепередач. Нежелательно, чтобы ребенок проводил у телевизора более часа и чаще чем три раза в неделю. Следите за тем, чтобы дети не сидели близко к экрану, если передача идет в темное время суток, зажигайте в комнате неяркую лампу (располагается она за спинами зрителей).

Найдите место в режиме дня по­сильному труду детей — обществен­но полезному, в помощь семье, свя­занному с личным самообслуживанием. Дома младшим школьникам вполне можно поручать уборку комнат, мытье посуды, не говоря уже о том, что они могут следить за состоянием своей одежды и обуви, стирать мелкие лич­ные вещи, убирать свою постель и свое рабочее место. Важно учить их правильным навыкам выполнения всех этих работ.

Следует напомнить детям о необхо­димости выполнять правила личной ги­гиены, особенно о том, что после ра­боты надо тщательно мыть руки.

После напряженной дневной рабо­ты организму школьника, его централь­ной нервной системе нужен полно­ценный ночной сон.

Сон достаточной продолжитель­ности обеспечивает высокую работоспособность ребенка в течение значительного времени. При недосыпании это время сокращается, работоспособ­ность падает. Систематическое недо­сыпание просто опасно — оно неблагоприятно сказывается на состоянии нерв­ной системы ребенка. Он становится легко возбудимым, рассеянным, во время работы часто отвлекается, не­правильно реагирует на замечания.

Крайне важна не только необхо­димая продолжительность сна, но и до­статочная его глубина. Неглубокий ночной сон, прерывающийся пробуж­дениями, даже при достаточной его продолжительности, не обеспечивает полноценного отдыха.

Для того чтобы сон ребенка был глубоким, следует соблюдать самые простые, но строгие правила. Прежде всего, приучите его ложиться спать и вставать в одно и то же время. В тех случаях, когда ребенок ложит­ся спать в определенный час, его нервная система и весь организм заранее подготовляются ко сну. Он легче и быстрее засыпает и, следова­тельно, дольше отдыхает. Если же установленные часы отхода ко сну нарушаются, то организм теряет воз­можность настраиваться соответствую­щим образом. Ложась спать в разное время, дети подолгу не могут заснуть, а утром их бывает трудно поднять.

Важно также, чтобы время перед сном проходило в занятиях, успокаи­вающих нервную систему. Это могут быть спокойные игры, конструирова­ние, вышивание. Шумные игры, а так­же связанное с эмоциональными переживаниями чтение мешают быст­рому засыпанию и глубокому сну. Очень хорошо школьникам перед сном спокойно погулять минут 20— 30, а затем проветрить комнату и про­вести вечерний туалет; в него следует включить мытье ног водой комнат­ной температуры. Такие водные про­цедуры помимо их гигиенического и закаливающего значения оказывают благоприятное влияние на нервную систему. Ежедневное выполнение этих процедур в определенный час перед сном способствует более быстрому наступлению сна.

Когда ребенок засыпает (и когда он спит), не нужно его тревожить. Если у него нет своей комнаты, в тот час, когда он засыпает, жизнь семьи долж­на затихать. Если невозможно пол­ностью исключить неблагоприятные факторы, следует стремиться довес­ти их влияние до минимума: умерить свет, сделав так, чтобы он не падал на засыпающего или спящего, радио приглушить, разговаривать негромко. Все это относится и к последним ча­сам сна, когда возбудимость централь­ной нервной системы повышается и малейший шум может разбудить ребенка, сократив продолжительность его сна.

Спокойному, глубокому сну пре­пятствует и слишком поздний прием пищи, поэтому ужин у ребенка дол­жен быть не позже чем за 1,5 ч перед сном. Очень важно, чтобы дети и во время сна дышали свежим воздухом. Комна­ту перед сном нужно хорошо про­ветрить; еще лучше приучить детей спать при открытой форточке.

Все это будет благотворно влиять на физическое и психическое самочувствие ребенка.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
В помощь классному руководителю.

Автор: Носова Лилия Викторовна

Дата: 19.07.2018

Номер свидетельства: 475151

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "В помощь классному руководителю"
    ["seo_title"] => string(35) "v-pomoshch-klassnomu-rukovoditieliu"
    ["file_id"] => string(6) "131352"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416142000"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "В помощь классному руководителю : сборник материалов к родительским собраниям"
    ["seo_title"] => string(78) "v_pomoshch_klassnomu_rukovoditeliu_sbornik_materialov_k_roditelskim_sobraniiam"
    ["file_id"] => string(6) "560479"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1603044727"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Работа классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной работы"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_klassnogo_rukovoditelia_s_roditeliami_kak_odno_iz_napravlenii_vospitateln"
    ["file_id"] => string(6) "574350"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1614327923"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Работа классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной работы"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_klassnogo_rukovoditelia_s_roditeliami_kak_odno_iz_napravlenii_vospitate_1"
    ["file_id"] => string(6) "574357"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1614331328"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "План работы МО классных руководителей"
    ["seo_title"] => string(38) "plan_raboty_mo_klassnykh_rukovoditelei"
    ["file_id"] => string(6) "553362"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1592229775"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства