Просмотр содержимого документа
«В помощь классному руководителю.»
В помощь классному руководителю:
сборник материалов
к родительским собраниям
В помощь классному руководителю
ВТОРОКЛАССНИКИ
(материал для проведения родительского собрания
во 2 классе в начале учебного года)
ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ
Во второй класс дети приходят уже «бывалыми». школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.
Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения: «Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе»; «В том году у меня не все хорошо получалось. Писал плохо. Теперь еще не знаю, как смогу».
Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.
Самооценка отражает знание человека о себе и его отношение к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.
Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.
Это связано с включением ребенка в процесс систематического обучения. «В школе ребенок выступает объектом перманентных социально-нормированных оценок, что побуждает его к активному поиску путей соответствия этим оценкам. Эта ситуация «поворачивает» ребенка на себя, формирует потребность в самооценке, вооружает способами оценивания и критериями оценок, учит соизмерять с ними собственные поступки. Все это способствует становлению у ребенка внутренней оценочной позиции, развитию отношения к собственной личности как особому объекту познания» (А.В. Захарова, 1998).
Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка.
Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».
Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.
Осложняющим фактором является и то, что критерии, по которым оцениваются результаты учения, для детей недостаточно ясны и во многом неопределенны.
ОЦЕНКА И ОТМЕТКА
Оценка не тождественна отметке. Оценка — это процесс оценивания; отметка — результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах.
Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель (или другой взрослый) сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.
Как правило, в школьной практике учителя ограничиваются лишь объявлением отметки, не давая развернутых комментариев к ней. И поэтому содержательная связь между результатом собственной учебной работы и полученной за нее отметкой остается скрытой для маленького школьника. Он не всегда понимает, почему вчера получил «пятерку», а сегодня — «тройку».
Родители также редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе, и в большинстве случаев согласны с учителем.
Без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В.А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол — отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого — жесткий, безжалостный, неумолимый... Ребенок старается удовлетворить или — на худой конец — обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки» (В А. Сухомлинский, 1969).
К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятерки получаю».
Психолог Ш.А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».
Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.
Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.
ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ
Одним из важнейших условий успешности домашней учебной работы младших школьников является сотрудничество ребенка с родителями, чаще всего — с матерью. Однако нередко подобное сотрудничество оказывается недостаточно продуктивным не только в плане усвоения ребенком учебного материала, но и с точки зрения развития личности школьника.
Причины неэффективности обучающих воздействий матери могут быть разными. Одна из них, не самая очевидная для родителей, но нередко встречающаяся, — несовпадение стилей познания ребенка и матери.
Многим родителям хорошо знакомо ощущение беспомощности, охватывающее их после многократного и, как выясняется, безрезультатного объяснения ребенку нового или сложного материала. Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне не может понять то, что им самим кажется таким простым и ясным. Как ребенку, так и взрослому бывает нелегко уловить чужую логику рассуждения, встроить новое знание в уже сложившуюся картину мира, увидеть обсуждаемую проблему с точки зрения собеседника. Такое несовпадение стилей познавательной деятельности получило название когнитивный (познавательный) диссонанс.
Специальные психологические исследования (Э.М. Сагилян, 1999) показывают, что рассогласование когнитивных стилей младшего школьника и его матери непосредственно влияет на успешность их совместной учебной работы.
Назовем важнейшие параметры, по которым могут совпадать (или не совпадать) когнитивныестили матери и ребенка.
направленность в изучении материала: от общих закономерностей к конкретным примерам или, наоборот, движение от фрагментов к целому, от элементов к системе;
умение связывать вновь изучаемый материал с уже имеющимися знаниями;
форма восприятия материала: абстрактная, опирающаяся на общие схемы и формулы, или конкретная, сопровождающаяся наглядными иллюстрациями (либо опорой на собственный жизненный опыт ребенка);
умение самостоятельно контролировать выполнение домашних заданий, давать оценку качеству своей работы;
наличие (или отсутствие) склонности к конкретным учебным предметам;
эмоциональная насыщенность общения матери и ребенка в процессе выполнения домашних заданий.
Когнитивный конфликт может иметь место, если для ребенка характерно обобщенное, глобальное восприятие проблемы, а для матери — внимание к деталям и частностям.
К аналогичным результатам может привести стремление школьника к восприятию и переработке материала в направлении от общего к частному, тогда как мать, в силу своих познавательных особенностей, предпочитает объяснять ребенку материал, опираясь на конкретные примеры.
К когнитивному конфликту может привести преобладание у ребенка аналитического, рассудочного склада ума, а у матери — повышенной эмоциональности, стремления сопровождать объяснения конкретными несущественными отвлечениями. Познавательный конфликт такого рода нередко перерастает в межличностный.
Если ребенок склонен оценивать, сделанную им работу в целом, а мать имеет обыкновение обращать внимание на отдельные, порой незначительные недочеты, то их совместная учебная работа также будет малоэффективной.
Следствием возникающего когнитивного конфликта между познавательными стратегиями матери и ребенка может стать формирование отрицательного отношения последнего к выполняемой дома учебной работе. Совместное с матерью выполнение домашних заданий начинает осложняться устойчивыми конфликтными отношениями между ребенком и взрослым. Регулярность, ежедневная повторяемость таких отношений может привести к возникновению у ребенка так называемого «смыслового барьера», в результате чего он становится менее восприимчив к педагогическим и воспитательным воздействиям данного взрослого.
Понимание взрослым особенностей когнитивного стиля ребенка, а также осознание собственной познавательной деятельности могут существенно повысить эффективность домашней учебной работы младшего школьника.
По материалам газеты «Школьный психолог», № 8-2002
В помощь классному руководителю
ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ
(материал для проведения родительского собрания
в 3классе в начале учебного года)
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.
Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями.
Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный детский психолог Д. Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».
Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.
Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающей работе с детьми. В беседе с родителями психологу важно подчеркнуть, что именно они могут оказать существенную помощь в проведении такой работы, направленной на реализацию значительных потенциальных возможностей детей этого возраста.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания.
Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко — в 2,1 раза — увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.
Психолог может предложить родителям комплекс игр, заданий и упражнений, направленных на развитие внимания: разнообразные варианты корректурных заданий, «перепутанные линии», поиск скрытых фигур и многое другое.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников — многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже
в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы.
Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких способов и стратегий запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию.
Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью».
В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.
Целесообразно продемонстрировать детям и различные мнемотехнические приемы, а также раскрыть возможности письменной речи как средства запоминания.
Для того чтобы помочь заинтересованным родителям правильно организовать развивающую работу с детьми, психолог может не только рекомендовать необходимую литературу, но и провести обучающие занятия для самих родителей.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано. Например, прежде чем использовать прием классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.
Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения.
Направляя усилия на развитие мышления детей, родители должны учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте.
Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ
Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.
Д. Дидро
К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.
Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.
Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения. Чтение, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных домашних упражнениях.
Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребенка, поэтому, в случае явных затруднений, следует обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду.
Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.
Между тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера.
Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?
Как правило, читать любят дети читающих родителей.
По материалам газеты «Школьный психолог», № 9-2002
В помощь классному руководителю
ВРЕМЯ КРИЗИСА: переход из начальной школы в среднюю.
(материал к родительскому собранию в 4 классе)
Некоторые родители, неудовлетворённые учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни».
СОВПАДЕНИЕИЗМЕНЕНИЙ
Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Часто внешние изменения совпадают по времени с началом филологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.
ПРИВЫЧКА К КОНТРОЛЮ
В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.
В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание — все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе.
С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.
Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.
Некоторые дети в силу своих психологических особенносте5й не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.
НА ПЕРВОМ МЕСТЕ - ФОРМА
С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройденного в начальной школе.
Он продолжает приходить в то же время в то же здание, ему задают домашние задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки.
Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто — и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов (ботаника, физика, история). И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель.
Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.
Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это, время и может наблюдаться, некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.
НАЧАТЬ СНАЧАЛА
Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы.
Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс и для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому.
Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником.
Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только способствовал повышению качества обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной ориентации.
Вот пример из жизни десятиклассницы Маши, выбравшей для себя гуманитарное направление.
Маша в начальной школе считалась слабой ученицей, часто получала тройки и двойки. Свою учительницу побаивалась, с одноклассниками отношения у нее не ладились. В общем, в школу ходить не любила.
Начальную школу она закончила с тройками по русскому языку, математике и «натянутой» четверкой по чтению. На первом же уроке литературы в пятом классе Маша что-то отвечала новой учительнице, и в конце урока та похвалила девочку и поставила ей в дневник пятерку за урок. Маша была изумлена — она получила пятерку, как ей казалось, ни за что. Незнакомая учительница выделила ее.
Наверное, именно с этого дня урок литературы стал любимым для Маши, она стала больше читать, с нетерпением ждала уроков литературы. И хотя с русским языком у Маши по-прежнему были проблемы, ей стало гораздо интереснее учиться, и из троечницы Маша превратилась в хорошистку.
Именно возможность для ребенка начать учебную жизнь сначала и является ключевым положительным моментом перехода в среднюю школу. Но сделать это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и родителей.
ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста.
Физиологические изменения
Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени. Неуверенностьвсебе
Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать.
Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий.
Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки.
Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.
Личные проблемы
Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста – психолога.
Отсутствие способностей
Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.
Отсутствие интереса
Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.
Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.
Разгадывание кроссвордов требует наличия определенных знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.
Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.
Когда кто-то из родных или знакомых собирается в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчитывать, какие традиции надо будет соблюдать.
Собственный огород или даже цветы на подоконнике — хороший практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян почему-то выросли розовые).
А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость знания физических законов.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.
Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.
Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
Помогите ребенку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.
Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, делатьчасть домашних заданий на продленке.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.
По материалам газеты «Школьный психолог», №40-2003
В помощь классному руководителю РЕЖИМ ДНЯ – ОСНОВА УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(материал к родительскому собранию в 1-х классе)
Педагогам нередко приходится наблюдать, что некоторым ребятам на уроке крайне трудно сосредоточить внимание на том, что происходит в классе. Такое впечатление, что ребенок болен — к тому же он жалуется на головную боль, слабость, у него появляется желание спать. Иногда выясняется, что ребенок действительно нездоров, но в очень многих случаях причина в ином: он не придерживается режима дня, у него нет определенных часов для приготовления уроков, ему не хватает времени для прогулок, спать он ложится поздно, потому что засиживается у телевизора. Каждое отдельное отступление от режима кажется невинным но, накапливаясь изо дня в день, последствия таких отступлений начинают сказываться все сильнее. Что нужно теперь такому ребенку? Скажем сразу: он не нуждается ни в каком лечении. Хороший отдых, а затем неукоснительное выполнение распорядка дня избавят маленького школьника от головных болей, вялости, постоянного чувства усталости. Он снова будет внимательным, усидчивым и хорошо успевающим.
Правильно организовать режим дня школьника – это:
обеспечить ему достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;
предусмотреть регулярный прием пищи;
установить определенное время приготовления уроков;
выделить время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности, свободных занятий и помощи семье.
Конечно, трудно приучить ребенка следовать всем пунктам режима; но если проявить настойчивость, ему будет все легче и легче это делать — начинает играть свою роль привычка, и ребенок поймет, что режим помогает жить.
Потребность детей в сне тем больше, чем младше ребенок. С возрастом продолжительность сна уменьшается, а время бодрствования соответственно увеличивается. Вместе с тем в самом времени бодрствования — в связи с повышением работоспособности — нарастает удельный вес занятий в школе, домашних учебных занятий, «дополнительных» внешкольных занятий.
Школьники должны вставать в 7 ч утра (независимо от того, в какую смену они занимаются). Следующие 50 мин уходят на утреннюю зарядку, обтирание, туалет и завтрак. Затем ребята, занимающиеся в первую смену, отправляются в школу. Предположим на дорогу 30 минут. Тем, кто учится во вторую смену, надо приняться за учебные дела в то же время, когда начинаются уроки у первой смены; у них в первой половине дня будет еще время для занятий творческой деятельностью по собственному выбору, для подвижных игр на открытом воздухе, прежде чем идти в школу.
После учебных занятий в школе учащиеся первой смены обедают и отдыхают: играют на открытом воздухе в подвижные игры, а затем выполняют уроки. Начинать выполнение заданий необходимо не позднее 16 ч. Откладывать это на более позднее время никак нельзя — общая работоспособность к вечеру сильно упадет; о быстром и качественном приготовлении уроков говорить не придется. И сразу же после прихода из школы готовить уроки тоже нецелесообразно — отдых необходим, причем отдых достаточно длительный, полноценный.
Вот почему перерыв между школьными и домашними занятиями должен составлять 3—3,5 ч. Большую часть этого времени ребенку необходимо провести на открытом воздухе.
Для первоклассников, второклассников (и более старших детей с ослабленным здоровьем) желателен дневной сон: час-полтора при открытой форточке, который хорошо восстанавливает работоспособность.
После домашних учебных занятий ребенку обязательно надо поиграть на открытом воздухе час-полтора. Еще раз подчеркнем значение двигательной активности. Дети, которые мало двигаются, отстают в развитии, часто имеют избыточный вес, плохо сопротивляются инфекциям, не могут быстро приспосабливаться к смене температуры воздуха и атмосферного давления; поэтому часто и длительно болеют, вынуждены пропускать занятия в школе, отстают от товарищей.
Нельзя признать разумным запрещение детям прогулок и игр на воздухе в наказание за какие-либо проступки. Неправильно также отменять дневные прогулки, добавляя время, которое ушло бы на них, к вечерним прогулкам, после того как приготовлены уроки, — в это время уже нет целебных, биологически активных ультрафиолетовых лучей.
Прогулки и игры детей на воздухе именно днем, а не вечером (так же как и гигиенически полноценная освещенность рабочего места) важны для профилактики расстройств зрения. Многие гигиенисты и офтальмологи считают, что близорукость развивается у школьников как следствие накапливающейся изо дня в день световой и ультрафиолетовой недостаточности.
Общее время пребывания ребенка на свежем воздухе — до 4 ч в день. (Сюда входит и время, затрачиваемое на дорогу в школу и обратно.) Всякий лишний час, проведенный на воздухе, очень ценен для здоровья школьников, особенно ослабленных и перенесших различные заболевания.
В режиме дня школьников необходимо предусмотреть время, которое
Используется ими в соответствии с их собственными наклонностями и интересами. Ребенок должен быть уверен, что у него всегда найдутся часы и для чтения любимых книг, и для конструирования и рисования, и для занятий спортом и для того, чтобы посмотреть телепередачу.
Все эти свободные занятия также должны быть гигиенически правильно организованы. Особый контроль следует установить за просмотром телепередач. Нежелательно, чтобы ребенок проводил у телевизора более часа и чаще чем три раза в неделю. Следите за тем, чтобы дети не сидели близко к экрану, если передача идет в темное время суток, зажигайте в комнате неяркую лампу (располагается она за спинами зрителей).
Найдите место в режиме дня посильному труду детей — общественно полезному, в помощь семье, связанному с личным самообслуживанием. Дома младшим школьникам вполне можно поручать уборку комнат, мытье посуды, не говоря уже о том, что они могут следить за состоянием своей одежды и обуви, стирать мелкие личные вещи, убирать свою постель и свое рабочее место. Важно учить их правильным навыкам выполнения всех этих работ.
Следует напомнить детям о необходимости выполнять правила личной гигиены, особенно о том, что после работы надо тщательно мыть руки.
После напряженной дневной работы организму школьника, его центральной нервной системе нужен полноценный ночной сон.
Сон достаточной продолжительности обеспечивает высокую работоспособность ребенка в течение значительного времени. При недосыпании это время сокращается, работоспособность падает. Систематическое недосыпание просто опасно — оно неблагоприятно сказывается на состоянии нервной системы ребенка. Он становится легко возбудимым, рассеянным, во время работы часто отвлекается, неправильно реагирует на замечания.
Крайне важна не только необходимая продолжительность сна, но и достаточная его глубина. Неглубокий ночной сон, прерывающийся пробуждениями, даже при достаточной его продолжительности, не обеспечивает полноценного отдыха.
Для того чтобы сон ребенка был глубоким, следует соблюдать самые простые, но строгие правила. Прежде всего, приучите его ложиться спать и вставать в одно и то же время. В тех случаях, когда ребенок ложится спать в определенный час, его нервная система и весь организм заранее подготовляются ко сну. Он легче и быстрее засыпает и, следовательно, дольше отдыхает. Если же установленные часы отхода ко сну нарушаются, то организм теряет возможность настраиваться соответствующим образом. Ложась спать в разное время, дети подолгу не могут заснуть, а утром их бывает трудно поднять.
Важно также, чтобы время перед сном проходило в занятиях, успокаивающих нервную систему. Это могут быть спокойные игры, конструирование, вышивание. Шумные игры, а также связанное с эмоциональными переживаниями чтение мешают быстрому засыпанию и глубокому сну. Очень хорошо школьникам перед сном спокойно погулять минут 20— 30, а затем проветрить комнату и провести вечерний туалет; в него следует включить мытье ног водой комнатной температуры. Такие водные процедуры помимо их гигиенического и закаливающего значения оказывают благоприятное влияние на нервную систему. Ежедневное выполнение этих процедур в определенный час перед сном способствует более быстрому наступлению сна.
Когда ребенок засыпает (и когда он спит), не нужно его тревожить. Если у него нет своей комнаты, в тот час, когда он засыпает, жизнь семьи должна затихать. Если невозможно полностью исключить неблагоприятные факторы, следует стремиться довести их влияние до минимума: умерить свет, сделав так, чтобы он не падал на засыпающего или спящего, радио приглушить, разговаривать негромко. Все это относится и к последним часам сна, когда возбудимость центральной нервной системы повышается и малейший шум может разбудить ребенка, сократив продолжительность его сна.
Спокойному, глубокому сну препятствует и слишком поздний прием пищи, поэтому ужин у ребенка должен быть не позже чем за 1,5 ч перед сном. Очень важно, чтобы дети и во время сна дышали свежим воздухом. Комнату перед сном нужно хорошо проветрить; еще лучше приучить детей спать при открытой форточке.
Все это будет благотворно влиять на физическое и психическое самочувствие ребенка.