В помощь классному руководителю. В данной статье приведены таблицы примерных готовых родительских собраний по четвертям, подробно описаны этапы работы со слабоуспевающими учащимися, с одарёнными детьми. Описан план организации родительских собраний в течение учебного года. Данный материал поможет также при составлении и планировании воспитательной работы с классом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
4. Организация праздничного концерта мамам в День Матери.
декабрь
1. Заседание РК (коррекция плана работы).
2. Организация новогодних праздников:
- привлечение родителей в украшении классного кабинета;
- организация новогодних подарков.
3. Участие родителей и учащихся в школьных и классных мероприятиях
4. Индивидуальные беседы и консультации
5. Родительское собрание №2«Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии».
III четверть
январь
1.Индивидуальные беседы и консультации
2. Тематическая консультация для родителей «Как помочь ребёнку хорошо учиться».
3. Участие родителей и учащихся в школьных и классных мероприятиях
февраль
1.Индивидуальные беседы и консультации
3. Организация праздника к 23 февраля и 8 марта.
март
1.Родительское собрание № 3«Наказание и поощрение в семье».
2. Индивидуальные беседы и консультации.
3. Лекция для родителей «Традиции семейного чтения»
IV
четверть
апрель
1.Индивидуальные беседы и консультации.
2. Участие родителей и учащихся в школьных и классных мероприятиях
3. Заседание РК (подведение итогов работы за год).
май
1. Мониторинг по работе с семьями.
2.Родительское собрание №4«Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы …»
3. Рекомендации и советы родителям на лето.
4. Сбор заявок родителей о посещении учащимися класса летнего школьного лагеря.
Исследование жилищно – бытовых условий учащихся.
Консультации и беседы с родителями по воспитанию детей.
Организация досугового времени путём вовлечения учащихся в кружки, секции и другие внешкольные учреждения.
Консультации родителей и детей с психологом и социальным работником.
Контроль за выполнением поручений, которые учащиеся выбрали по своему желанию.
Повышение интереса к учению, путём предоставления им посильных дополнительных заданий по предметам.
Создание и работа шефских пар.
Выполнение заданий, развивающих творческие способности учащихся.
Консультации родителей по подготовке дополнительных заданий.
Контроль посещения учащимися кружков в школе, в Доме культуры, проведения свободного времени.
Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении ими поручений.
Исследование интересов детей и предоставление заданий в соответствии с их интересами.
Выполнение творческих работ.
Подготовка сообщений к урокам литературного чтения, окружающего мира.
Подготовка и участие в классных олимпиадах.
Участие в конкурсах чтецов.
Развитие логического мышления, памяти, воображения путём выполнения заданий повышенной трудности.
Помощь сильных учащихся слабоуспевающим в шефских парах.
План организации классных родительских собраний
Собрание № 1
Тема: «Физическое развитие младшего школьника в школе и дома».
Задачи собрания:
1.Обсудить с родителями новый этап в физическом и психическом развитии детей.
2.Повысить контроль со стороны родителей за физической подготовкой.
План организации собрания.
В начале собрания педагог проводит анкетирование родителей. Сообщает данные о влиянии физической культуры на развитие личности (возможно привлечение преподавателя физической культуры и медицинских работников). Оперативный анализ результатов дается в конце собрания.
Вопросы для обсуждения:
Значение физической культуры для полноценного развития личности.
Урок физкультуры и его требования к ученику.
Анкета для родителей:
Любит ли ваш ребенок уроки физической культуры?
Расспрашиваете ли вы своего ребенка о занятиях физической культурой на уроке?
Каким вы видите урок физической культуры?
К собранию готовится выставка рисунков «Я на уроке физической культуры».
Собрание № 2
Тема: «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии».
Задачи собрания:
1.Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюдения учителя и результаты анкетирования родителей.
2.Помочь родителям понять причины агрессии детей и найти способы ее преодоления.
Вопросы для обсуждения:
Причины детской агрессии.
Родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка.
Пути преодоления детской агрессивности. Правила семьи по преодолению детской агрессии.
План организации собрания.
Педагог анализирует причины детской агрессии, дает рекомендации по ее преодолению. Организовав в начале собрания анкетирование родителей, учитель в ходе собрания оперативно анализирует ответы родителей. Полезно провести обмен мнениями по теме собрания.
Анкета для родителей.
Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
В каких ситуациях он проявляет агрессию?
Против кого он проявляет агрессию?
Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?
Собрание № 3
Тема: «Наказание и поощрение в семье».
Задачи собрания.
1.Определить оптимальные позиции родителей по теме собрания.
2.Рассмотреть предложенные педагогические ситуации на практике.
Вопросы для осуждения:
Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.
Значение наказания и поощрения в семье (анализ педагогических ситуаций и результатов анкетирования).
План организации собрания.
Используя свой педагогический опыт, данные специальной литературы и результаты анкетирования родителей по теме собрания, проведенного заранее, учитель организует родительский обмен опытом и дает педагогические рекомендации.
Анкета для родителей:
Какие меры наказания и поощрения используются в семье?
За что вы наказываете и поощряете?
Как реагирует ребенок на поощрение и наказание?
Собрание № 4
Тема: «Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы …»
На этом собрании подводится итог работы родителей, учащихся за год. Встреча должна быть торжественной, интересной, необычной. Собрание проводится совместно с учащимися.
Страница первая. «Наша жизнь на уроках» (фрагменты уроков).
Страница вторая. «Наши переменки» (физкультпаузы, игры и т.д.).
Страница третья. «Наша жизнь после уроков» (самые яркие моменты мероприятий, проведенных в классе за год).
Страница четвертая. «Наше творчество» (выставка творчества учащихся, чтение стихов, песен, кружковая деятельность).
Страница пятая. «Мы и наши родители» (награждение родителей за работу в классе). Медаль – детская ладошка, разрисованная и расписанная детьми.
Страница шестая. «До свиданья, начальная школа», (пожелания, советы, планы на будущее)
Циклограмма работы классного руководителя с классным коллективом
В начале учебного года:
уточнить список класса, оформить классный уголок и классный журнал (в начале первой учебной недели);
организовать получение учебников в школьной библиотеке для малообеспеченных семей (в течение первого - второго учебных дней);
изучить условия семейного воспитания учащихся (в течение первой четверти);
уточнить социальный паспорт класса;
собирать полную информацию об участии учащихся класса в учреждениях дополнительного образования;
проводить работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность, в том числе в деятельность объединений дополнительного образования, в целях развития их способностей;
организовать коллективное планирование жизнедеятельности класса на четверть, на год;
составить план воспитательной работы класса и сдать на утверждение заместителю директора по воспитательной работе (в течение сентября).
Ежедневно:
отмечать в классном журнале отсутствующих учащихся;
осуществлять контроль за внешним видом учащихся;
осуществлять контроль за питанием и культурой поведения учащихся класса в столовой;
осуществлять контроль за дежурством по классу.
Еженедельно:
проверять дневники учащихся;
проводить классные мероприятия;
осуществлять контроль за санитарным состоянием закрепленных за классом участков школы.
Ежемесячно:
организовать коллектив класса на участие в школьных делах;
проводить занятия по правилам дорожного движения и плановый инструктаж по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности;
организовать генеральную уборку кабинета;
контролировать участие в кружках, секциях, клубах, других объединениях учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы.
В течение четверти:
организовать выполнение рекомендаций медицинских работников по охране здоровья учащихся;
оперативно информировать заместителя директора школы по воспитательной работе: о случаях грубого нарушений учащимися устава школы; о необходимости социальной защиты своих учащихся, и вместе с ними принимать необходимые педагогические меры;
уточнять информацию об участии учащихся класса в деятельности объединений дополнительного образования;
проводить родительские собрания.
В конце четверти:
организовать подведение итогов учебы учащихся и жизнедеятельности классного коллектива в прошедшей четверти;
В конце учебного года:
проводить педагогический анализ хода и итогов учебно-воспитательного процесса в классе и сдать его заместителю директора по воспитательной работе;
организовать сдачу школьных учебников в библиотеку;
организовать ремонт классного помещения;
получить от родителей учащихся данные о летнем отдыхе детей.