Уровни развития учебной деятельности детей первого класса
Уровни развития учебной деятельности детей первого класса
Переход детей от старого типа поведения к новому занимает известное время. Новые нервные связи возникают, развиваются и закрепляются только постепенно.
Условием для их закрепления является планомерное обучение детей, проводимое в строго установленное время дня в школе.
Практика показывает, что дети только постепенно начинают пользоваться тем способом действия, который им указывает учитель.
Поэтому важно в первый период наглядно показать детям предлагаемый им путь, а также и удачно выполненные работы. Для этого процесс обучения дополняется или анализом детских работ, который проводит учитель, или, что еще лучше и действеннее для детей, наглядным сравнением выполненной каждым ребенком работы с образцом (рисунком, конструкцией, лепкой и т. д.). На отдельном столе помещается образец, и детям предлагается около него поместить те работы, где сделано «так же».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Уровни развития учебной деятельности детей первого класса »
УРОВНИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Переход детей от старого типа поведения к новому занимает известное время. Новые нервные связи возникают, развиваются и закрепляются только постепенно.
Условием для их закрепления является планомерное обучение детей, проводимое в строго установленное время дня в школе.
Практика показывает, что дети только постепенно начинают пользоваться тем способом действия, который им указывает учитель.
Поэтому важно в первый период наглядно показать детям предлагаемый им путь, а также и удачно выполненные работы. Для этого процесс обучения дополняется или анализом детских работ, который проводит учитель, или, что еще лучше и действеннее для детей, наглядным сравнением выполненной каждым ребенком работы с образцом (рисунком, конструкцией, лепкой и т. д.). На отдельном столе помещается образец, и детям предлагается около него поместить те работы, где сделано «так же».
Опыт показывает, что дети очень вдумчиво и с большим интересом сравнивают свою работу с образцом и почти никогда не ошибаются в ее оценке, часто подмечая даже малозаметные расхождения. Обычно сравнивается не только своя работа: можно наблюдать целые группки детей, совместно сравнивающие работы друг друга (средняя и старшая группы).
Входе опытов накопился большой материал, дающий возможность видеть конкретные признаки овладения учебной деятельностью у детей первого класса. Условно мы их распределили по трем уровням, характеризующим различную степень развития.
К первому уровню были отнесены дети, активно применяющие даваемые им указания в своей работе на занятиях, они спрашивали непонятное, правильно оценивали свою работу и достигали определенных результатов. Важно отметить при этом отсутствие механической подражательности другим детям.
Второй уровень более слабый. Здесь все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения.
Третий уровень характеризуется чисто внешней обшей дисциплинированностью на занятии, но без каких-либо признаков учебной деятельности.
Большинство же детей в классе идет на втором и даже третьем уровне. Более младший возраст оказался восприимчивее к влиянию обучения; дети этого возраста быстрее освоили требования обучения, оказались более подвижными в выработке умений заниматься.
Эти факты служат подтверждением тому, что слабая обучаемость детей является не следствием возраста, а результатом предыдущего воспитательного воздействия.
В свете учения И. П. Павлова о динамическом стереотипе становится понятной та задержка, с которой идет эта перестройка деятельности.
«Старый стереотип,— говорит Павлов,— держится некоторое время, а затем уступает место новому, т. е. при повторении одного раздражителя получается, наконец, однообразный эффект. Но этим роль старого стереотипа, если он был хорошо зафиксирован, не кончается. Если теперь последний раздражитель не применяется некоторое время и затем вновь пробуется, то мы имеем не НОВЫЙ стереотип, а опять старый. Следовательно, имеется некоторое наслоение стереотипов и соперничество между ними».
Таким образом, факты полной пли слабой невосприимчивости детей к обучению имеют временное значение. Если начинать обучение детей с младшей группы, такие факты представляют уже редкое явление.
ПОЯВЛЕНИЕ САМОКОНТРОЛЯ И ЕГО РОЛЬ
В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Важным этапом в развитии учебной деятельности является возникновение у ребенка самоконтроля, т. е. способности сравнивать свои действия (и слова) с тем, чему его обучают.
Ребенок начинает контролировать себя, свою работу, руководствуясь данным ему пояснением и показом. Такой самоконтроль является основой для развития у детей внимательности к самому процессу работы. Часто можно наблюдать, что, прежде чем начать рисовать, строить, ребенок делает паузу и уже затем приступает к делу. Самоконтроль вызывает существенные изменения в способе действия детей, в их психике. Теперь дети не только «слушают» указания, но и «слышат», руководствуются ИМИ в своей работе. Мы намеренно подчеркиваем отличие способности «слушать» от способности «слышать». Способность «слушать» у детей связана часто с чисто внешней организованностью, обусловленной правильно поставленной воспитательной работой в детском саду. Способность «слышать» глубже захватывает личность ребенка и связана с реакциями взрослого— ребенок задаст вопросы, просит что-то пересказать, объяснить и т. д. В средней группе возникают такие просьбы: «Покажите еще» (при конструировании, рисовании), «Я не слышал, как сказать...». В старшей группе дети уже более подробно расспрашивают о том, как надо сделать, сказать.
Эти факты говорят о том, что у детей появляется интерес к выполняемой работе, что они выполняют ее не из чисто внешнего послушания. Появление самоконтроля является самым значительным фактом в ряду тех, которые показывают изменения, происходящие в сознании и поведении ребенка под влиянием обучения.
В психике ребенка происходит существенный сдвиг: устраняется так часто встречающаяся механическая подражательность друг другу. Те дети, у которых начал развиваться самоконтроль, действуют самостоятельно, опираясь на пояснение и показ, па них уже не влияет пример неправильного действия соседа.
Появление таких новых свойств в поведении, как сосредоточенность, самостоятельность действий, непосредственно зависит от практики обучения и связано с самоконтролем. Дети уже не нуждаются и дисциплинирующих указаниях, в напоминаниях о том, что нужно быть внимательными, сосредоточенным:! и т. п.—сам процесс обучения оказывает дисциплинирующее влияние на детей, на их поведение. Поэтому когда речь идет о какой-то отдельной «воспитательной работе» для достижения сосредоточенности внимания, организованности, то потребность в ней может возникнуть только в результате неправильно поставленного обучения. При правильно организованном обучении дети бывают внимательны как по время пояснении и показа, так и в ходе своей работы.