Основной формой учебно — воспитательной работы в начальной школе, как известно, является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. На уроке же закладываются основы формирования каждого учащегося, как личности, гражданина. Под качеством урока понимают прежде всего его оригинальное, необычное построение и новизну методических приемов — эти факторы способствуют повышению качества урока. Приступая к изучению темы, учитель должен сказать детям, где и когда они смогут применить знания, которые будут даны на уроке, привести соответствующие примеры, показать связь данного материала с жизнью, производством, бытом, культурой и т. д. Перед учащимися в начале урока должна быть сформулирована цель занятий по теме и конкретные задачи: что учащиеся должны усвоить, чему научиться какие навыки приобрести. А.С. Макаренко подчеркивал, что не только воспитатель, но и воспитуемый должен видеть перспективу своих усилий, а значит, отдавать себе отчет в том, что и зачем он делает. Это указание в полной мере относится и к качеству урока.
Важным средством повышения качества обучения — является формирование интереса к учению. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала, поэтому, перед тем, как приступит к изучению какой — либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок. Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности: схемы, таблицы головоломки, которые применяю на уроке. Одно из эффективных и качественных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал, именно игры, помогают учащимся быть внимательными и незаметно для себя добиваться хороших результатов. Игровые и занимательные задачи способствуют воспитанию интереса к математике, развитию внимания, мышления, а это, в свою очередь, дает хорошие результаты и является главным качеством урока. В привитии детям интереса большую роль играют задачи занимательного характера в рифмованной форме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок. Основные качества урока »
Муниципальное казенное учреждение
Шумская средняя общеобразовательная школа
Доклад
«Урок.
Основные качества урока»
учитель начальных классов
Славнюк
Алия Минахметовна
2012 год
Основной формой учебно — воспитательной работы в начальной школе, как известно, является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. На уроке же закладываются основы формирования каждого учащегося, как личности, гражданина. Под качеством урока понимают прежде всего его оригинальное, необычное построение и новизну методических приемов — эти факторы способствуют повышению качества урока. Приступая к изучению темы, учитель должен сказать детям, где и когда они смогут применить знания, которые будут даны на уроке, привести соответствующие примеры, показать связь данного материала с жизнью, производством, бытом, культурой и т. д. Перед учащимися в начале урока должна быть сформулирована цель занятий по теме и конкретные задачи: что учащиеся должны усвоить, чему научиться какие навыки приобрести. А.С. Макаренко подчеркивал, что не только воспитатель, но и воспитуемый должен видеть перспективу своих усилий, а значит, отдавать себе отчет в том, что и зачем он делает. Это указание в полной мере относится и к качеству урока.
Важным средством повышения качества обучения — является формирование интереса к учению. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала, поэтому, перед тем, как приступит к изучению какой — либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок. Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности: схемы, таблицы головоломки, которые применяю на уроке. Одно из эффективных и качественных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал, именно игры, помогают учащимся быть внимательными и незаметно для себя добиваться хороших результатов. Игровые и занимательные задачи способствуют воспитанию интереса к математике, развитию внимания, мышления, а это, в свою очередь, дает хорошие результаты и является главным качеством урока. В привитии детям интереса большую роль играют задачи занимательного характера в рифмованной форме. Например:\
У Аленки в гостях
Два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане,
А корова в юбке
В теплом полушубке.
Сколько всего гостей?
При изучении сложения и вычитания чисел в пределах 100, стремлюсь на уроке отвести 5 — 10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление учащихся. Для этого предлагаю примеры с окошками и пропущенными знаками действий:
: 6 = 6 7 x = 42 7 + 5 * 8 = 20
При проверке знаний учащихся, экономя время на уроке, использую различные перфокарты, которые активизируют самостоятельную работу детей. Эти перфокарты можно применять, как в коллективной, так и в индивидуальной работе (показать перфокарты по русскому языку и по математике). На уроках можно отгадывать головоломки. Например:
1. сколько различных двузначных чисел можно записать с помощью цифр 4 и 1?
2.Запиши разности чисел, в которых уменьшаемое равно 10, а вычитаемое меньше 8, но больше 4?
Так же при выполнении задания геометрического содержания тоже использую перфокарты (показать). Недавно я стала использовать новую технологию, которая тоже влияет на качество урока — эта технология или метод математического образования и называется она УДЕ (укрупнение дидактических единиц). УДЕ является крупным научным открытием 60 — х годов, а создал эту технологию Пюрвя Мучкаевич Эрдниев, который живет в Колмыкии. Эта технология УДЕ приводит к сокращению расхода времени учителя в среднем на 20% при одновременном повышении качества знаний учащихся в сравнении с обучением по общепринятым ныне программам и учебникам.
Задача: Купили 3 карандаша по цене 20 копеек и тетрадь за 15 копеек. Сколько стоит вся покупка?
20 x 3 = 60 (коп.) за 3 карандаша.
60 + 15 = 75 (коп.)всего.
Ответ: 75 коп. стоит вся покупка
Эта схема заставляет мыслить логически.
Вся суть методики укрупнения — в обучении циклу движения по схеме т. е. Происходит переосмысливание их содержания с неминуемым возвратом к первоначальному рассуждению — это и есть лучший метод углубления знаний. УДЕ — это «обращение суждений». Можно использовать еще одну форму схематической записи
Одинарная стрелка — это сигнал первого действия.
Двойная — информирует о втором действии.
На качество знаний и интерес к математике влияет так же конструирование. Дети учатся видоизменять, преобразовывать (показ наглядности).
Творческие словарики дают детям возможности лучше запоминать словарные слова и способствуют развитию у них творчества, умение выделять главное в определении слова, помнить слово, сопоставляя его с другими явлениями и предметами. Метод графических ассоциаций промежуточная картинка хорошо запоминается и вспоминается когда нужно.
Первая половина словарика служит для записи слова, где выделено ударение. Вторая половина — творческая, направленная на запоминание словарных слов. Ребенок фантазирует, иллюстрирует, придумали целую сказку с определенным словом. Задача учителя — нацелить на эту творческую работу.
Клавдий Гален, еще во втором веке до н.э. разделил темперамент на 4 типа: холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики. Холерики и сангвиники говорят быстро и читают быстро, а вот флегматики и меланхолики говорят и читают медленно. Для этих категорий учеников вряд ли достижима скорость чтения 120 слов в минуту. Но природа не обходится без подарков. Дело в том, что большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками. Флегматики и меланхолики составляют всего лишь 10%, т. е. не более
3 — 4 человек.
Советы по воспитанию:
Холерика занимать спокойными играми, совершенствующие внимание и наблюдательность.
Сангвиник — воспитывать в ребенке терпение и упорство. Учить доводить дело до конца. Обеспечьте его познавательными книгами и энциклопедиями. Не заставляйте его жить по расписанию. Нервная система сангвиник просто не выдержит строгого режима.
Меланхолик — не вздумайте кричать на него, он слишком ранимый, не подгоняйте его, если он что то делает медленно, почаще хвалите его, вселяйте в него уверенность. У меланхоликов развиты художественные способности. Надо с ними больше лепить, рисовать, шить.
Флегматик — приучайте к самостоятельности, приобщайте к труду. Флегматики малоактивны, из них легко вырастают ленивцы. Главное, не подгоняйте его, пусть работает в удобном для него темпе, почаще играйте с ним в игры на скорость.
Дети делятся по типу восприятия на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Визуалы легко обучаются чтению, многие читают до школы, некоторые учатся самостоятельно и сразу целыми словами. Но им трудно воспринимать информацию на слух. (Показать «загадочный рассказ»). Аудиалы — долго запоминают написание букв, трудно выучиваются читать, им сложно перекодировать значки на бумаге звуке, а при традиционном слоговом чтении они совсем не воспринимают смысл читаемого, возвращаются к началу строки предложения. При этом закрепляется обратное движение глаз — регрессия. Повторы утомляют, понимание страдает.
Кинестетики — дети, труднее всего которым дается чтение. При послоговом чтении они не могут получить нужных ощущений. Пальчик, движущийся по строчке, помогает понять читаемое.
Мною была проведена диагностика детей, и было обнаружено, что в классе преобладают холерики и сангвиники — 17человек (85 %), меланхолики 1 человек (5%), флегматиков — 2 человека (10%).
Аудиалов — 8 человек (40%), визуалов — 8 человек (40%), кинестетиков — 4 человека (20%), левополушарных — 10 человек (50%), правополушарных — 10 человек (50%).
Показ результатов чтения — точечные диаграммы каждого ученика и диаграммы изменения техники чтения за 4 года, начиная с первого класса.