Урок мужества "Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества".
Урок мужества "Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества".
Цель урока: определить основные качества и обязанности военнослужащего как защитника Отечества.
Задачи:
Образовательная задача: дать понятие, что такое воинский долг и патриотизм.
Развивающие задачи: познакомить с героическим прошлым нашего Отечества и развивать у учащихся чувство личной ответственности за его защиту.
Воспитательные задачи:
воспитывать чувство любви к своей Родине, народу, истории;
воспитывать у учащихся чувство гордости и уважения к тем военнослужащим, кто беззаветно служил Родине и защищал ее в годы Великой Отечественной войны и локальных войнах;
прививать уважение к военнослужащим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок мужества "Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества". »
"
Урок мужества. "Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества"
Цель урока: определить основные качества и обязанности военнослужащего как защитника Отечества.
Задачи:
Образовательная задача: дать понятие, что такое воинский долг и патриотизм.
Развивающие задачи: познакомить с героическим прошлым нашего Отечества и развивать у учащихся чувство личной ответственности за его защиту.
Воспитательные задачи: воспитывать чувство любви к своей Родине, народу, истории;
воспитывать у учащихся чувство гордости и уважения к тем военнослужащим, кто беззаветно служил Родине и защищал ее в годы Великой Отечественной войны и локальных войнах;
Учитель: Что же такое Родина? Отечество? Какой смысл мы вкладываем в эти понятия?
Ученики: Это наша страна, место, где мы родились и живем, это место, где живут друзья, близкие.
Учитель: Верно. Родина– это исторически сложившаяся социально-экономическая, политическая и культурная среда, в которой родился человек, с которой связана история его народа.
Отечество- символ понятия Родина. Из какой бы республики, края, области ни был юноша, он ответственен за надежную защиту нашей земли, народа, культуры. Следовательно, на него возлагаются определённые обязанности. Какие?
Ученики: Вооруженная защита нашей Родины.
Учитель: Какими духовными качествами должен обладать защитник Отечества?
Ученики: В первую очередь быть патриотом, любить свою страну.
Учитель: Прочитаем определение, что такое патриотизм.
Это чувство - основа духовных качеств российских воинов. Уметь гордиться своей страной, её народом, ценить и беречь землю и культуру наших предков – вот что должно быть присуще военнослужащему - защитнику Отечества. Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего – в верности своему конституционному, воинскому долгу.
“Если Россы всегда будут сражаться за веру своих прародителей и честь народную, то слава будет их вечным спутником”, - сказал М.И. Кутузов
Учитель: В чём же должен проявляться патриотизм?
Ученик: В верности воинскому долгу, любви к своей стране.
Прочитаем определение воинского долга.
“У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга”, – утверждал И.С. Тургенев
На всём протяжении истории Российского государства русским людям приходилось вести вооруженную борьбу за независимость государства.
А если скажет нам война: “Пора” - Отложим недописанные книги, Махнем: “Прощайте” - гулким стенам институтов И поспешим по взбудораженным дорогам, Сменив слегка потрепанную кепку На шлем бойца, на кожанку пилота И на бескозырку моряка.
/Борис Смоленский/
Это стихотворение написал простой солдат, защитник Родины — Борис Моисеевич Смоленский, который погиб в возрасте 20 лет.
Учитель: Можете ли , вы, привести ещё примеры верности воинскому долгу?
Ученик: Рассказ о Великой Отечественной войне.
На третий день Великой Отечественной войны старший лейтенант Борис Сафонов на подступах к Мурманску сбил первый фашистский самолёт. Лётчик знал, что от его опыта, смелости зависит жизнь города. За неполный год войны он сбил 25 самолётов противника лично и 14 в групповых боях. Ему первому из северян было присвоено звание Героя Советского Союза дважды. Он погиб 30 мая 1942 года. Имя Сафонова служит синонимом бесстрашия, отваги и лётного мастерства.
Учитель: На чем основывается воинский долг?
Ответы учеников. Долг - это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.
Испокон веков о человеке судят не по тому, что он о себе говорит, а по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. По-человечески просто выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик - ас А.И. Покрышкин: “Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной”.
Воинский долг – это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооружённых сил.
Учитель: Ребята, а в чем проявляется истинный патриотизм?
Ответы учеников.
Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах. Исполнение долга показывает истинное лицо человека. У военнослужащего патриотизм проявляется в верности воинскому долгу, храбрости, героизме, готовности пожертвовать своей жизнью. Воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством. В знаменитом фильме “Семнадцать мгновений весны” в песне на слова Р. Рождественского “Мгновения” есть замечательные слова: “А в общем, надо просто помнить долг, от первого мгновенья до последнего”.
История не знает более масштабного, ожесточенного, разрушительного и кровопролитного противоборства, чем борьба нашего народа с фашистскими агрессорами. В войне 1941-1945 гг. решалась судьба не только нашего Отечества, но и многих других народов и стран - по существу всего человечества. Поэтому вечен и свят подвиг наших соотечественников, одолевших фашизм и одержавших Великую Победу.
Нарушив договор о ненападении, фашистская Германия на рассвете 22 июня 1941г. вторглась на территорию Советского Союза. События на фронте развивались стремительно. Имея только стрелковое оружие, насмерть стояли пограничники Брестской крепости. Порой красноармейцам не хватало гранат, но они стояли до конца. Навсегда остались в памяти людской подвиги тех, кто отражал первый натиск врага, отстаивая свою землю до последнего вздоха, кто, погибая, успел собственной кровью написать на стене Брестской крепости: “Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!”.
Имя генерала Дмитрия Михайловича Карбышева известно не только в нашей стране. Мемориальная доска, вмурованная в стену бывшего лагеря Маутхаузена, напоминает: “На этом месте мучительной смертью погиб генерал-лейтенант инженерных войск Советской Армии Герой Советского Союза Карбышев Дмитрий Михайлович (1880-1945)”. В ночь с 17 на 18 февраля 1945 года после зверских пыток немецкие фашисты вывели генерала Карбышева на мороз, сняли с него одежду и обливали холодной водой до тех пор, пока тело генерала не превратилось в ледяной столб. Труп генерала фашисты сожгли в печах Маутхаузена. Пытки и издевательства не сломили волю российского воина. Генерал Карбышев погиб смертью героя.
Русские солдаты шли вперед, презирая смерть. Именно им обязана Европа своим спасением. Они шли через дым пожарищ, смертоносный огонь, разрывы мин и снарядов. Преклоняясь перед мужеством и массовым героизмом солдат, Маршал Советского Союза К. Рокоссовский писал в своих воспоминаниях: “Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры вражеских дотов, летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран. Героями были все - и те, кто устремлялся в атаку сквозь стену огня, и те, кто под снарядами строил мосты и тянул провода к командным пунктам. Слава вам, чудесные советские люди! Я счастлив, что был вместе с вами в эти годы”.
Великая Отечественная война показала, какая поистине безграничная мощь таится в народных массах, если они ведут священную борьбу за свое Отечество. В годы войны патриотизм стал массовым, стал нормой поведения советских воинов.
Немало строк в летопись героизма вписали, как было уже отмечено, советские воины в годы Великой Отечественной войны. Это бесценное духовное достояние нашего народа, которое со временем не утрачивает своего значения. Это достояние всегда способно затронуть самые сокровенные струны души человека, вдохновить его на подвиг, как в мирной жизни, так и в бою. Военнослужащие в годы Великой Отечественной войны проявили самые лучшие духовные качества: верность воинскому долгу, патриотизм, мужество, героизм.
Презентация о Великой Отечественной войне.
Учитель: Ребята! Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу? Ответ на этот вопрос очень чётко даётся в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (1998 г.). Слайд. Раздаточный материал.
«Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, - отмечается в Законе, - составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:
- быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
- строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
- дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
- совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
- быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
- соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации».
Герои в России были во все времена. Они есть и сегодня. И это самый верный залог несокрушимости нашей Отчизны, ее духовной крепости и грядущего возрождения. Пока жив российский солдат - верный сын и защитник своего Отечества, - будет жива и Россия - Российский солдат и ныне остается настоящим патриотом, достойным наследником русского воинства.
События в Афганистане и Чеченской республике.
Гайдуков Сергей о Событиях в Афганистане.
Кадры фильма.
1 ученик:
Прошло всего 16 лет с начала трагедии в Афганистане, а для России вновь настали нелегкие времена. Очень сложной и тяжелой оказалась проблема целостности многонациональной Российской Федерации. Первые глотки свободы оживили прежние межэтнические обиды и старые счеты между народами. Обострилась национальная рознь на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии, где она порой переходила в кровавые столкновения.
В результате долгих переговоров центральному правительству удалось уладить спорные вопросы. Исключением стала Чечня - ее лидеры наотрез отказались от каких-либо компромиссов и в одностороннем порядке провозгласили полную государственную независимость, что не было предусмотрено в Конституции Российской Федерации. Этот факт дал центральным властям повод применить силу. В декабре 1994 года в Чечню были введены войска.
2 ученик:
К стеклам бинокля плотнее прижмись, чтоб впереди разглядеть Линию ту, где кончается жизнь и начинается смерть. Смерть, позабыв, ты ползешь в кустах медленно, но вперед, К линии, где кончается страх и подвиг начало берет.
В октябре 1996 г. 60 сотрудников ОМОН направляются в служебную командировку в Чеченскую республику, г. Грозный, где в течение двух месяцев осуществляют охрану Представительства МВД России в Чеченской республике и Центральной комендатуры г. Грозный.
Федеральные войска столкнулись с жестоким сопротивлением. К исходу лета 1996 года в Чечне погибло около 100 тысяч военнослужащих, вооруженных сепаратистов и мирных жителей, свыше 240 тысяч человек получили ранения и контузии.
(Трое юноши в форме, выходят поочередно вперед, взяв за руку девушку, и читают на фоне музыки и видеоролика) 9 КЛАСС
1 юноша, обращаясь к девушке:
Ты поставь мне свечу и взгрустни обо мне, если я пропаду на чужой стороне Если я пропаду на ненужной войне, ты поставь мне свечу и взгрустни обо мне. Пусть в былом не сбылось, не сложилось у нас, я вернусь! Если снайпер подарит мне шанс Если ночь захлестнет его мертвой петлей, если нет - значит, гнить мне в могиле сырой.
2 юноша, обращаясь к девушке:
Дан приказ. Полыхает кровавый рассвет. И неважно, что мне сорока еще нет. И неважно, что я не хочу убивать. Я - солдат. Чтобы выжить, я должен стрелять. И неважно, что я не хочу умирать. Я солдат, значит, должен приказ выполнять. Косит смерти коса и врагов и друзей, каждый час здесь за два в бесконечности дней.
3 юноша, обращаясь к девушке:
Сквозь прицел я смотрю на цветы на лугу. * Жаль, что их я тебе подарить не могу. Ты поставь мне свечу и взгрустни обо мне, если я пропаду на чужой стороне. Если я пропаду на ненужной войне, как о друге хорошем взгрустни обо мне.
Ученица:
Из земли, изувеченной язвами мин, изможденные, злые, как черти, Ветераны боев возвращаются в мир на правах победителей смерти.
И не скажут нам метрики сколько вам лет. Так случилось - на высях сожженных Прикоснулись вы к вечному миру, где нет победителей и побежденных.
И, преследуя солнце, вы рветесь домой к вашим семьям, по вам тосковавшим, А над выжженной солнцем чеченской землей ваши души вселяются в павших.
Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории нашей страны со времен Великой Отечественной войны.
Учитель: Скажите, а какая отличительная черта русского воина?
Ученики: Любовь к Родине, бесстрашие, готовность ценой своей жизни спасти другого человека.
Учитель: Вы правы, любовь к Родине выше страха смерти - вот главное отличительная черта русского воина. Численному превосходству противника в людях и технике были противопоставлены героизм и мужество советских воинов.
Учитель: Что объединяло всех военнослужащих, о подвигах которых вы узнали?
Ученик: Всех военнослужащих объединяло одно: любовь к Родине, желание избавить её от ненавистных захватчиков, мужественно, умело, не щадя своей жизни, стойко перенося все трудности военной службы.
Учитель: Какими качествами должен обладать защитник Отечества?
Ученики: Мужество, сила воли, патриотизм, верность воинскому долгу, гуманизм, благородство, готовность к самопожертвованию.
Ученица: Еще одним качеством является милосердие. В жестоких сражениях, когда везде были кровь и смерть, когда война, казалось, убивала все живое, не очерствели сердца наших воинов. Они сохранили в себе благородство, высочайший гуманизм, истинную человеческую доброту. Хотя у многих тысяч из них, особенно на оккупированной территории, фашистские изверги забрали и убили самое дорогое — родителей, жен, детей. Чаще всего такие чувства проявляли наши воины, когда в смертельной опасности оказывались беспомощными немецкие ребятишки. Во время битвы за Берлин документально зафиксировано пять случаев спасения советскими солдатами немецких детей. Подвиг Николая Масалова, одного из них, и запечатлен в Трептов-парке.
О Днях воинской славы.
Презентация.
Возрождая одну из лучших российских военных традиций, 13 марта 1995 г. был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» (№32-ФЗ), в список которых вошли часть викториальных дней и наиболее выдающиеся события военной истории как дооктябрьского, так и советского периодов.
В соответствии с данным законом установлены дни воинской славы России:
18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.).
21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.).
7 ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.);
10 июля - День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 г.).
9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 г.).
24декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 г.).
8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 г.).
1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.).
23февраля - День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.) - День защитника Отечества.
5 декабря - День начала контрнаступления советских войск под Москвой (1941 г.).
2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.).
27января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 г.).
9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 г.).
IV. Итог урока.
Учитель: Родина высоко оценила самоотверженность воинов. За мужество и героизм Российские воины были награждены орденами и медалями.
Массовый героизм проявили представители всех видов Вооруженных Сил и родов войск.
В мирной жизни, ребята, воинский долг обязывает воина повышать мастерство, учиться владеть оружием, военной техникой, совершенствовать дисциплину и психологические качества.
Служить России – таков завет отцов “Служу России!” - таков ответ сынов “Служу России!” - как клятва и обет. Служить России – нам долга выше нет Беречь покой родимой мать – земли, Чтоб не могли топтать ее враги, Покой и мир одной большой семьи, Что наши предки вместе собрали.
Мы все твои, Россия, сыновья, Твоя защита, армия твоя Позволь смиренно голову склоняя, Просить о чести, защищать тебя. Благословенна будь страна вовек, Пусть счастлив будет каждый человек, За счастье близких, милых и родных, Не пожалеем жизней мы своих.
Приложение 1.
Учитель: Ещё об одном качестве русского воина-солдата можно сказать, посмотрев на фигуру Воина-Освободителя в Трептов-парке. (Учитель или подготовленный ученик читает стихотворение Г. Рублева)
Это было в мае на рассвете, Нарастал у стен рейхстага бой. Девочку немецкую заметил Наш солдат на пыльной мостовой. У столба, дрожа, она стояла, В голубых глазах застыл испуг, А куски свистящего металла Смерть и муку сеяли вокруг… Тут он вспомнил, как, прощаясь летом, Он свою дочурку целовал, Может быть, отец девчонки этой Дочь его родную расстрелял… Но сейчас, в Берлине, под обстрелом, Полз боец и, телом заслоня, Девочку в коротком платье белом Осторожно вынес из огня. Скольким детям возвратили детство, Подарили радость и весну Рядовые Армии Советской, Люди, победившие войну! И в Берлине в праздничную дату Был воздвигнут, чтоб стоять в веках, Памятник советскому солдату С девочкой спасенной на руках. Он стоит, как символ нашей славы, Как маяк, светящийся во мгле. Это он – солдат моей державы – Охраняет мир на всей земле!
Воин-освободитель, русский исполин, мужественный и благородный, стал символом нашей Славы. Решение о строительстве памятника было принято в 1947 году. Сталин внимательно осмотрел все предложенные макеты. Когда увидел скульптуру Е.В. Вучетича - солдата с девочкой на руках, подошел и заявил: “Это то, что надо”. Немного помолчав, сказал: “Только автомат уберите и вложите в руки карающий меч”. В одной руке солдат держит меч, разрушающий фашистскую свастику, на другой - спасённую из развалин поверженного Берлина маленькую немецкую девочку. Общая высота монумента 30 метров. Рассказ ученика, подготовленного заранее. Из воспоминаний маршала В. Чуйкова:
За час до начала артподготовки, вспоминает маршал Василий Чуйков, знаменщик 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержант Николай Масалов принес знамя полка к Ландвер-каналу. Его сопровождали два ассистента. Гвардейцы знали, что перед ними главный бастион фашистской столицы. Знали, что здесь находится ставка Гитлера и главный узел связи, через который главари Третьего рейха еще продолжали руководить своими войсками, вынуждая их вести бессмысленные кровопролитные бои.
До атаки оставалось минут пятьдесят. Наступила тишина, как перед бурей, — тревожная, напряженная. И вдруг в этой тишине, нарушаемой лишь треском пожаров, послышался детский плач. Словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно звучал голос ребенка. Плача, он повторял одно, понятное всем слово: “Муттер, муттер…”.
- Кажется, это на той стороне канала, — сказал товарищам Масалов.
Масалов оставил у знамени ассистентов, а сам пришел к командиру и попросил разрешения спасти ребенка, поскольку знал, где он. И полез к Горбатому мосту. Путь был очень опасен, ведь площадь перед мостом простреливали пулеметы и автоматические пушки, да еще мины и фугасы, запрятанные под коркой асфальта. Масалов полз вперед, прижимаясь к асфальту, временами прячась в неглубоких воронках от снарядов и мин. Беспрерывно трещали пулеметные очереди. Сержант ощупывал каждый бугорок, чтобы не нарваться на мину. Это был прямой поединок со смертью. Масалову удалось незаметно пересечь набережную, он укрылся за выступом бронированной стенки канала. И тут снова услышал ребенка, который жалобно и настойчиво звал мать…
Тогда Масалов ловко перемахнул через барьер канала. Прошло еще несколько минут. На миг смолкли вражеские пулеметы. Наши гвардейцы, затаив дыхание, ждали голос ребенка, но было тихо. Ждали пять, десять минут. Неужели русский солдат рисковал напрасно? Несколько гвардейцев приготовились к броску. И в это время все услышали голос Масалова: “Внимание! Я с ребенком. Прикройте меня огнем…”.
Но в этот момент как раз началась наша артподготовка. Тысячи орудий и минометов ударили по врагу, как бы прикрывая выход советского воина из зоны смерти с трехлетней немецкой девочкой на руках. Масалов передал ее нашим санитаркам, сам же снова встал у знамени полка, готовый к броску вперед.