Просмотр содержимого документа
«Упражнения для формирования навыка чтения для детей с ОВЗ»
Одной из важнейших задач начальной школы является формирование навыка чтения. Сформированный навык чтения включает в себя: технику чтения и понимание текста.Программа начальной школы предусматривает постепенное усовершенствование навыка чтения. Однако в каждом классе находятся несколько учеников, которые не укладываются в установленные ФГОС нормативы.
У детей с ОВЗ навык чтения формируется по тем же этапам, что и нормально развивающего ребенка, но с некоторым отставанием, которые обусловлены особенностями развития данной категории детей. У школьников с ОВЗ страдает не только техника чтения, но и нарушено смысловое понимание прочитанного. Нарушение смыслового понимания текста у школьников с ОВЗ проявляется в неумении пересказать текст или ответить на вопросы по его содержанию. В своей работе я использую игры и упражнения, которые направлены на расширение активного словарного запаса детей, на умение устанавливать причинно-следственные связи.
Упражнения для формирования навыка техники чтения у детей с ОВЗ.
1.Игра «Найди букву» Алфавит печатается в виде специальных карточек, детям предлагается найти и обвести заданную букву, или например подчеркни все С, обведи в кружок все Ⓐ, зачеркни все Н:
а б в г д е а б н в г д е ѐ н а б в г д е ѐ ж н ѐ ж з и й к ж з и й к л м з и й к л м н
2.Игра «Кто больше» Чтение на одном дыхании цепочки букв.
Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает согласные (гласные):
Уэоеиаояыею брдлшнктмрпвчхц
3.Игра «Найди слова с противоположным значением»:детям предлогается 5 слов, из которых нужно выбрать 2слова с противоположным значением. жизнерадостный, добрый, знаменитый, печальный, известный.
4.Игра «Собери слово»:Шля ка пче ша Ут па гру яц Ко ли мис тик
5.Игра «Шифровальщики» с использованием анаграмм:
САБКОА КШКОА ЛВЬИЦА
6.Игра «Разведчики» Среди букв найти и прочитай слова.
7.Упражнение на чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов:
8.Чтение строчек с прикрытой верхнейили нижней половиной: Можно разрезать старую книгу или газету на строчки, а затем в каждой строчке отрезать ее нижнюю часть, либо чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны.
9.Игра «Поисковичок» Задаются 1-3 слова, которые ребёнок должен как можно быстрее найти в тексте
Упражнения для отработки навыкапонимания текста.
1. Игра “Пять вопросов”: ребенок загадывает слово, а дети задают ему вопросы о значении этого слова. На вопросы можно отвечать только “да”, “нет” и “не знаю”. Задается только 5 вопросов. Дети должны угадать слово, которое загадал ведущий.