Просмотр содержимого документа
«Упражнения для развития речевых умений на уроках литературного чтения в начальной школе»
Упражнения для развития речевых умений
1.Дикционные упражнения
«Линейка гласных»
Вдохнуть и на выдохе произнести чётко и резко звуки [У], [А], [О], [Э], [И], [ы].
«Выстрел»
Вдохнуть и на выдохе произнести слоги так, чтобы гласный звучал коротко и резко, как выстрел, а согласный - длинно и протяжно.
ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ
БУ БО БА БЭ БИ БЫ
КУ КО КА КЭ КИ КЫ
ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ
Перед каждым слогом делать новый вдох, а звукосочетание произносить на выдохе.
На одном выдохе произнести «выстрелить» два слога.
ПУ-ПО ПА-ПЭ ПИ-ПЫ
БУ-БО БА-БЭ БИ-БЫ
КУ-КО КА-КЭ КИ-КЫ
ГУ-ГО ГА-ГЭ ГИ-ГЫ
«От простого к сложному»
Вдохнуть и на выдохе произнести следующие слоги:
РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ
ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ
РЛУ-ЛРУ РЛО-ЛРО РЛА-ЛРА РЛЭ-ЛРЭ РЛИ-ЛРИ РЛЫ-ЛРЫ
«Лыжник»
Встать в позу бегущего лыжника, напружиниться. Делать руками движения лыжника, отталкивающегося палками от снега. Каждый слог соответствует одному выдоху.
СУ-СО-СА-СЭ-СИ-СЫ
ЗУ-ЗО-ЗА-ЗЭ-ЗИ-ЗЫ
ВУ-ВО-ВА-ВЭ-ВИ-ВЫ
ФУ-ФО-ФА-ФЭ-ФИ-ФЫ
2. Упражнения для губ и языка
«Улыбка»
Вытянуть губы трубочкой, а затем широко улыбнуться, растягивая губы в широкую улыбку.
-«Раз!»- губы вытянуты трубочкой.
-«Два!»- переведены в широкую улыбку.
Повторить 10 раз.
«Хоботок»
Зафиксировать губами хоботок, а затем поднимать его вверх («Раз!») и опускать вниз («Два!»). Подбородок и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
Повторить 10 раз.
«Конфетка»
Кончиком языка упереться в щёку и растянуть её («Раз!»), а затем в другую («Два!»). Постепенно усиливать давление на щёки. Повторить 10 раз.
Сделать несколько жевательных движений для снятия напряжения.
«Вверх-вниз»
Упереться кончиком языка в верхнюю губу, а затем в нижнюю. Повторить 10 раз.
Сделать несколько жевательных движений для снятия напряжения.
3. Упражнения на интонирование
«Диалог»
Прочитать одну фразу с вопросительной интонацией, а другую- с утвердительной.
ШТУ-ШТО-ШТА-ШТЭ-ШТИ-ШТЫ?
ЖДУ-ЖДО-ЖДА-ЖДЭ-ЖДИ-ЖДЫ!
ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ ШТЫ-ЖДЫ?
ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ ШТЫ-ЖДЫ!
«Скороговорка»
Прочитать скороговорку сначала медленно, затем быстро и чётко, произнося каждую с нужной интонацией.
ВОДОВОЗ ВЁЗ ВОДУ ИЗ ВОДОПРОВОДА?
ВОДОВОЗ ВЁЗ ВОДУ ИЗ ВОДОПРОВОДА!
УТОЧКА-ВЕРТИХВОСТКА НЫРЯЛА ДА ВЫНЫРИВАЛА, ВЫНЫРИВАЛА ДА НЫРЯЛА?
УТОЧКА-ВЕРТИХВОСТКА НЫРЯЛА ДА ВЫНЫРИВАЛА, ВЫНЫРИВАЛА ДА НЫРЯЛА!
БЫК ТУПОГУБ, ТУПОГУБЕНЬКИЙ БЫЧОК, У БЫКА БЕЛА ГУБА БЫЛА ТУПА?
БЫК ТУПОГУБ, ТУПОГУБЕНЬКИЙ БЫЧОК, У БЫКА БЕЛА ГУБА БЫЛА ТУПА!
4. Дыхательные упражнения.
«Долгоговорки»
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно произнести фразу.
***
КАК НА ГОРКЕ, НА ПРИГОРКЕ
ВСТАЛИ ДВАДЦАТЬ ДВА ЕГОРКИ:
РАЗ ЕГОРКА, ДВА ЕГОРКА, ТРИ ЕГОРКА.
***
ОДИН КОТЁНОК ПЬЁТ МОЛОЧКО,
ОНО ТАКОЕ ВКУСНОЕ, ЧТО
ЕГО ЖДЁТ ЕЩЁ КОТЁНОК.
ДВА КОТЁНКА ПЬЮТ МОЛОЧКО,
ОНО ТАКОЕ ВКУСНОЕ, ЧТО
ЖДЁТ ЕЩЁ КОТЁНОК….
«Релаксация»
Сидя за партой, опустить плечи, расслабить все мышцы. Стараться как можно отчётливее прочитать четверостишие с закрытым ртом. Звук идёт через нос.
***
ВЕ-ТЕР ПО МО-РЮ ГУ-ЛЯ-ЕТ
И КО-РАБ-ЛИК ПОД-ГО-НЯ-ЕТ,
ОН БЕ-ЖИТ СЕ-БЕ В ВОЛ-НАХ
НА РАЗ-ДУ-ТЫХ ПА-РУ-САХ.
***
Я ХО-ЧУ НА-ПИТЬ-СЯ ЧА-Ю,
К СА-МО-ВА-РУ ПОД-БЕ-ГА-Ю,
НО ПУ-ЗА-ТЫЙ ОТ МЕ-НЯ
У-БЕ-ЖАЛ, КАК ОТ ОГ-НЯ.
***
КРА-СО-ТА! КРА-СО-ТА!
МЫ ВЕ-ЗЁМ С СО-БОЙ КО-ТА,
ЧИ-ЖИ-КА. СО-БА-КУ,
ПЕТЬ-КУ-ЗА-БИ-Я-КУ,
О-БЕ-ЗЬЯ-НУ, ПО-ПУ-ГА-Я
ВОТ КОМ-ПА-НИ-Я КА-КА-Я!
«Наклоняясь, повторяй!»
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Глубоко вдохнуть, а затем, читая стихотворение, медленно наклоняться. Концовка стихотворения должна совпадать с окончанием наклона.