Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК 2100
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК 2100
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по предмету и планируемых результатов начального общего образования, авторской программы курса «Литературное чтение» 1-4 классы УМК «ШКОЛА 2100» Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (Москва «Баласс» 2011 г.)
Программный материал рассчитан на 102 часа, по 3 часа в неделю.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника:
Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением;
Формирование читательского кругозора;
Совершенствование всех видов речевой деятельности.
.Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Учебные:
формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности;
одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей;
воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
формирование эстетического вкуса;
Развивающие:
развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой;
формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
— формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
— формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
развитие творческих способностей детей;
Общеучебные:
формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Для проверки умений и навыков использую в работе методы и приемы:
стимулирование и мотивация, индуктивный, дедуктивный, частично-поисковый, проблемно-сообщающий, исследовательский; словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником; наглядный метод: демонстрация наглядных пособий, наблюдение; практический метод: устные и письменные упражнения, графические работы.
Виды контроля: техника чтения, тестирование, презентация, проект.
В третьем классе отметка ставится в баллах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК 2100 »
.
Рабочая программа
по литературному чтению
3 класс
«ШКОЛА 2100»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по предмету и планируемых результатов начального общего образования, авторской программы курса «Литературное чтение» 1-4 классы УМК «ШКОЛА 2100» Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (Москва «Баласс» 2011 г.)
Программный материал рассчитан на 102 часа, по 3 часа в неделю.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника:
Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением;
Формирование читательского кругозора;
Совершенствование всех видов речевой деятельности.
.Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Учебные:
формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности;
одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей;
воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
формирование эстетического вкуса;
Развивающие:
развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой;
формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
— формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
— формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
развитие творческих способностей детей;
Общеучебные:
формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Для проверки умений и навыковиспользую в работе методы и приемы:
стимулирование и мотивация, индуктивный, дедуктивный, частично-поисковый, проблемно-сообщающий, исследовательский; словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, работа с учебником; наглядный метод: демонстрация наглядных пособий, наблюдение; практический метод: устные и письменные упражнения, графические работы.
Виды контроля: техника чтения, тестирование, презентация, проект.
В третьем классе отметка ставится в баллах.
Уровень достижений (оценка)
Выполнение заданий
Отметка
базового уровня
повышенного уровня
высокий
100%
65-100%
«5»
повышенный
66 -100%
50-64%
«4»
базовый
50 -65 %
0 - 49%
«3»
ниже базового
менее 50%
-
«2»
Чтение наизусть
"5"
твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает
"4"
знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности
"3"
читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста
"2"
нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Критерии к чтению по ролям: 1. Своевременно начинать читать свои слова. 2.. Подбирать правильную интонацию 3. Читать безошибочно. 4. Читать выразительно.
"5"
выполнены все требования
"4"
допущены ошибки по одному какому-то требованию
"3"
допущены ошибки по двум требованиям
"2"
допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
"5"
пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков
"4"
допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
"3"
пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки
"2"
не может передать содержание прочитанного
Нормативы по проверке техники чтения (количество слов в минуту)
Третий класс
«5»
больше 70 слов
больше 75 слов
больше 85 слов
больше 90 слов
«4»
55–70 слов
60–75 слов
70–85 слов
75–90 слов
«3»
40–54 слова
45–59 слов
55–69 слов
60–74 слова
«2»
меньше 40 слов
меньше 45 слов
меньше 55 слов
меньше 60 слов
Структура курса
№
Модуль
Кол-во часов
1
Прощание с летом.
4ч.
2
Летние путешествия и приключения.
15ч.
3
Природа летом.
7ч.
4
Уроки и переменки.
11ч.
5
«Глухая пора листопада…».
6ч.
6
«И кот учёный свои мне сказки говорил…».
11ч.
7
«Поёт зима, аукает...».
9ч.
8
Животные в нашем доме.
6ч.
9
Мы с мамой и папой.
9ч.
10
«Наполним музыкой сердца...».
6ч.
11
День смеха
3ч.
12
«О весна, без конца и без краю...».
5ч.
13
День Победы
4ч.
14
Родная земля.
5ч.
Планируемые результаты освоения предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихсябудет сформировано:
положительное отношение к урокам литературного чтения.
Учащиеся приобретут опыт:
внимательного отношения к нравственному содержанию поступков;
внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей;
У учащихся может быть сформировано:
внимание к красоте окружающего мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли.
Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Чтение. Чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.
Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах, во имя Родины, людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие.Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.
Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.
Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.
Чтение: работа с информацией
Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.
Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.
Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Получат возможность научиться:
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
Получат возможность научиться:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Получат возможность научиться:
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Информационно – методическое обеспечение:
«Литературное чтение» («В одном счастливом детстве») Учебник для 3 класса в 2-х частях Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (Москва «Баласс» 2011 г.)
Тетрадь по литературному чтению для 3 класса Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (Москва «Баласс» 2011 г.)
Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение» 3-4 класс Авторы Н.А. Шестакова, Т.В. Кулюкина (Москва «Баласс» 2011 г.)
Уроки литературного чтения во 3-м классе (Методические рекомендации для учителя)
Выразительное чтение стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака «За поворотом»
презентация
2/22
Краски и звуки лета А. Чехов «Степь», М. Пришвин «Золотой луг»
презентация
3/23
Отчего так хорошо ранним летним утром? Глава «В купальне» из повести А. Толстого «Детство Никиты»
презентация
4/24
Спасительная сила летней грозы. Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты»
презентация
5/25
р/р Картины летнего дня И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы»
презентация
6/26
Урок-практикум В. Бианки «Неслышимка»
презентация
7/27
Проверочнаяработа по теме «Природа летом»
презентация
Урокиипеременки. 11ч.
1/28
Фрагменты из книги Э.Успенского «Школа клоунов»
презентация
2/29
Необычная школа из фрагментов книги Э.Успенского «Школа клоунов».
презентация
3/30
Урок-практикум Б. Заходер. «Перемена»
презентация
4/31
Художественный пересказ. Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»
презентация
5/32
Лидерские качества героев произведения Г. Куликова «Как я влиял на Севку»
презентация
6/33
Волшебные элементы в произведении Б. Заходера «Вредный кот», главы 1–4 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»
презентация
7/34
Испытания для Виктора Перестукина. Главы 5–7 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»
презентация
8/35
Испытания для Виктора Перестукина. Главы 8–12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»
презентация
9/36
Выразительное чтение стихотворения О. Григорьева о ребятах и секретах роста
презентация
10/37
Проверочнаяработапотеме «Урокиипеременки.»
презентация
11/38
р/р Рассказы о сверстниках, о школе.
презентация
«Глухаяпоралистопада…». 6ч.
1/39
Такая разная осень... Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»
презентация
2/40
Описание старинного дома. К. Паустовский «Мой дом»
презентация
3/41
Такая разная зима Г. Сапгир «Четыре конверта», Д.Самойлов «Перед снегом»
презентация
4/42
Как приходит зима. К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней»
презентация
5/43
Проверочнаяработапотеме «Глухаяпоралистопада…»
презентация
6/44
р/р Современные детские журналы.
«Икотучёныйсвоимнесказкиговорил…». 11ч.
1/45
Выразительное чтение стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка»
презентация
2/46
«Сказка – ложь, да в ней намёк…». Русская сказка «Кот и лиса»
презентация
3/47
Разновидность сказок. Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»
презентация
4/48
Мир волшебной сказки. Б. Гребенщикова и др. «Город», арабская сказка «Синдбад-Мореход»
презентация
5/49
За что награждают в сказках? Ш. Перро «Ослиная шкура»
презентация
6/50
Стойкость характера героя произведения. Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
презентация
7/51
Уроки сказочной повести. Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
презентация
8/52
Сказка для театра. С. Маршак «Сказка про козла»
презентация
9/53
Выразительное чтение стихотворения В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Проверочная работапотеме «Сказка–ложь,давнейнамёк…»
презентация
10/54
р/р Положительные и отрицательные качества характера в сказках Ш. Перро, Г.Х. Андерсена
презентация
11/55
Обучающее сочинение по теме «И кот учёный свои мне сказки говорил…»
презентация
«Поётзима, аукает...». 9ч.
1/56
Звуки и краски зимы. С. Есенина «Поёт зима, аукает...», «Пороша»
презентация
2/57
Красота зимней природы.
К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского «Вечером»
презентация
3/58
В ожидании новогоднего чуда. Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза»
презентация
4/59
Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапогах»
презентация
5/60
Картины природы в стихотворении Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний»
презентация
6/61
Суровые законы жизни зимнего леса. В. Бианки «По следам»
презентация
7/62
Проверочнаяработапотеме«Звукиикраскизимы»
презентация
8/63
Обучающее сочинение по теме «Поёт зима, аукает...»
презентация
9/64
р/р Картины зимнего леса в произведениях любимых авторов.
презентация
Животныевнашемдоме. 6ч.
1/65
Доброта и отзывчивость.
В. Берестов «Прощание с другом», Г. Сапгир «Морская собака»
презентация
2/66
У каждого – своё место в природе. Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»
презентация
3/67
Любовь к животным в произведении
«Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон»
презентация
4/68
Доброе отношение к людям.
Ю. Коваль «Капитан Клюквин»
презентация
5/69
Выразительность стихотворной речи Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»
презентация
6/70
Проверочнаяработапо теме«Животныевнашемдоме»
презентация
Мы смамойипапой. 9ч.
1/71
Воспитание лучших человеческих качеств. Стихотворение Э. Успенского «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой»
презентация
2/72
Юмор в произведениях. Мечты о «взрослой» жизни. В. Драгунский «...Бы»
презентация
3/73
Воспитание лучших человеческих качеств: щедрость, благотворительность. Ю. Коринец. «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном»
презентация
4/74
Средства выразительности стихотворной речи. Во что нельзя «играть». И. Дик «Красные яблоки»
презентация
5/75
Взаимопонимание в семье. В. Драгунский «Девочка на шаре»
презентация
6/76
Отношения взрослых и детей. Хорошо, когда рядом – папа! С. Маршак «Хороший день»
презентация
7/77
Заботливое и бережное отношение человека к человеку. Когда мама сердится... В. Драгунский «Тайное всегда становится явным
презентация
8/78
р/р Устный рассказ или творческое сочинение «Моя семья ».
презентация
9/79
Проверочнаяработапо теме «Мы смамойипапой»
презентация
«Наполниммузыкойсердца...». 6ч.
1/80
Образное описание картин и реальных событий.Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы»
презентация
2/81
Эмоционально-нравственные переживания героев и автора в произведении К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
презентация
3/82
Волшебная сила бессмертной музыки К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
презентация
4/83
Образ композитора Моцарта в произведении. Сказка о маленьком Моцарте Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»
презентация
5/84
Воспитание лучших человеческих качеств. Драгунский «Независимый Горбушка»