Без любви к профессии в школе работать нельзя. Я любила изображать учителя ещё с детства. Мне нравилось быть умнее своих бессловесных кукол, нравилось, когда мои указания выполнялись, а я ставила оценки. Поэтому после школы я не отказалась от своей мечты и поступила в педагогический институт. Годы учёбы пролетели для меня незаметно, т.к. всё было интересно. Ещё в институте я окончательно убедилась, что педагогическая профессия- это мой путь, и я с него не сверну. Но институт не выпускает «готовых учителей». Это я поняла, когда переступила порог школы. Когда начала работать, то столкнулась с массой трудностей: это и работа с родителями, и непредвиденные ситуации с детьми. Мне повезло – первый год работала, в паре с опытным педагогом и наставником, Гореловой Еленой Николаевной и мне казалось, что у меня всё получается отлично.
Как трудно быть учителем, но, и как трудно быть учеником. Думаю, что именно в этой фразе и сосредоточена вся суть проблемы отношений воспитателя с воспитанником. Взаимоотношения учителя и учеников во многом зависят от личности учителя.
Учителя бывают разные. Есть просто учителя, а есть педагоги. Просто учитель может дать своим детям известное количество сведений, из чего не следует, что он способен воспитывать их. Из одних знаний человека не слепить.
Педагоги - прежде всего воспитатели, которые морально, нравственно, мировоззренчески, этически влияют на своих детей. Воспитывать – это отдавать то, чем сам владеешь. Я думаю, что каждый из нас, кто работает в школе, стремиться стать педагогом.
Работа учителя, педагога основана на принципе «Учиться, чтобы учить, и учить, чтобы учиться». Каждый день я вхожу в класс и вижу глаза своих детишек. В одних – интерес, в других – надежда, в третьих – настороженность, в чьих-то – пока равнодушие. Все они разные. У каждого ребёнка свой характер, свои привычки и свои увлечения, и я не могу ломать их. Я не имею права нарушить внутренний мир ребёнка.
Я учусь любить и понимать своих учеников. Без любви нет взаимопонимания. Как часто мы понимаем об этом в семье, но почему- то забываем в школе.
Наши дети умеют быть благодарными, умеют прощать и забывать об обидах. Детям нужен пример, они нетерпеливы, им нужен сразу готовый результат и тогда учитель должен работать и учиться, чтобы с утра, войдя в класс, сразу покорить детские души.
На своих уроках я стараюсь создавать такой психологический климат, когда дети в поисках истины, не боятся высказывать ошибочное мнение. При этом я стараюсь убедить ребёнка в истине, не оскорбляя его и не вызывая обиды.
Я стремлюсь научить его спрашивать, быть любопытным. Порой дети замечают то, что не видим мы, взрослые. Не видим простого, элементарного, из-за своих житейских забот, а открывая мир ребёнку, мы учимся вместе с ним, при этом удивляясь – как это прекрасно.
Старинная датская пословица гласит: «Тот, кто не решается спросить, стыдится учиться!»
Дети очень любопытный народ, но учителю надо раскрыть это любопытство, научить спрашивать, быть почемучками. Порой дети задают такие вопросы, на которые учитель затрудняется ответить. И тогда, чтобы учить, необходимо учиться.
Как и любой другой педагог, я хочу научить своих учеников, тому, что знаю и умею сама, но при этом стараюсь показать детям то, что имеет в себе каждый из них для овладения новыми знаниями. С моей точки зрения, педагог – это добрый, верный друг, тот, к кому можно обратиться за помощью по любому вопросу. Педагог, который уважает личность в своих учениках, всегда уважаем и любим. Я не знаю, кем станет каждый из моих учеников в будущем, главное – не подавить их как личность в настоящем.
Вот уже скоро 27 лет, как я работаю в школе. Анализируя свою работу, понимаю, что с одной стороны знаю достаточно, а с другой – многому ещё предстоит научиться, многое понять. Я к этому готова, потому что люблю свою профессию и потому, что вижу свою задачу в том, чтобы, как писала Новелла Матвеева, открывать детям «несказанного свет».